Ян Стен. Веселье в семье художника

Алина Алексеева-Маркезин
Ян Стен.Веселье в семье художника,Ян Стен,1663-1665. Маурицхейс, Гаага.

            Эту картину иногда именуют как «Семейство художника в веселом обществе», что собственно, большой роли и значения не играет. Обобществленная тематика этой жанровой картины в обоих названиях отражается верно.
              На картине изображены сам Стен, жена художника Маргрит, его отец с матерью и дети, причем далеко не все, как известно, от брака с Маргрит у Стена было восемь детей. От второго брака (после безвременной кончины Маргрит в 1669 году) с Марией ван Эгмонт родился еще один ребенок.
Многофигурные композиции у него, как правило, динамичны: это, например, праздник — и непременно праздничное веселье и застолье.

         Поэтому на картине присутствуют старые и малые, хозяева и гости, дети всех возрастов, разномастная посуда, блюда и бутылки, пироги и объедки, собаки и кошки, потерянный кем-то башмак, опрокинутый стул и т.п.
Изображение при этом развернуто к зрителю, так что картина в целом напоминает сцену из спектакля.

          Особенность полотен Стена — это тщательная проработка деталей и замечательная изобретательность в их подборе. Чтобы понять замысел, стоящий за этими якобы мелочами, надо помнить, что полотна Стена висели дома — их следовало не спеша разглядывать, подобно тому как наши дети разглядывают картинки в своих книжках.

            Ян Стен является, пожалуй, самым жизнерадостным и остроумным живописцем Голландии 17 столетия и самым известным художником-жанристом, благодаря юмористическим бытовым сценам в своих картинах, наполненных теплой сердечностью, добродушием и беззлобной иронией, в которых художник рассматривает жизнь как обширную комедию нравов.Безусловно, что картины и многие другие работы художника вдохновлены сценами веселья, свидетелем и участником которых был сам живописец.

              Произведения Яна Стена в высшей степени оригинальны, проникнуты глубокой правдивостью, искренностью и юмором. Рисунок в картинах художника иногда не отличается безусловной правильностью, но весьма выразителен и уверен; колорит — теплый и гармоничный; письмо — широкое, а иногда, особенно в изображении одежд и человеческого тела, тонкое и деликатное