Пропуск

Александр Копырин
            

   Небольшой наш охотничий коллектив был разносторонним, сплоченным, мобильным и быстрым на подъем.
   По лесам мы «шатались» практически круглогодично. Осенью естественно на охоту, а охотничий сезон длится почти до конца февраля месяца. В конце зимы уже ходили без оружия, на учет диких обитателей леса и просто так, на прогулку, но обязательно на лыжах.
   В зимний период на лыжах, можно было пройти по любому болоту, зайти в любой охотничий район соседей и посетить какую ни будь интересную достопримечательность.
   В летний период, мы постоянно ездили за ягодами, грибами, на нагонку собаки, доставить соль в лес на солонец, а иногда выезжали в лес просто так, пройтись, посмотреть угодья и дороги.
    Приключений, испытаний и забавных случаев с нами произошло не меряно. О количестве километров проеханных нами и перегрузках на охотничьих дорогах, приведем только один пример: на нашем автомобиле, за десяток лет лесных «рейдов», рама лопнула в четырех местах.   
    Все наши поездки, приключения и успешные выезды,   благодаря наличию автомобиля «УАЗ» у одного из наших товарищей Алексея Ивановича Травкина.
    Он можно сказать, был у нас и душой компании. Всегда в хорошем настроении, безостановочно разговорчивый, любитель пошутить и сам шутки воспринимал без комплексов.
    Алексей Иванович был человек не простой. Он работал начальником цеха и какого цеха! (Тут надо многозначительно поднять указательный палец) Его пред-приятие, занималось снабжением большого промышленного комбината, горюче смазочными материалами.
   Поэтому(! Здесь снова многозначительно поднимем указательный палец) он в городе, был человеком известным и уважаемым. И если кто его не знал лично, то уж фамилию слышал точно и еще сам, был бы не прочь, стать приятелем или знакомым Алексея Ивановича.
    Летом за ягодами мы начинали ездить, как только поспевала земляника. Затем ездили за черникой, потом грибы, клюква.
    Мужики в компании были крепкие, и погода нас особенно не пугала. Выезжали в лес в любую погоду и в любой климатический сезон.
    Иногда, особенно в ягодные годы, брали с собой в лес знакомых и родственников, но в большинстве случаев, ездили своим устоявшимся, морально устойчивым и неприхотливым коллективом.
    При дальних поездках по плохой дороге, нужно было ехать далеко и вставать рано, а желающих переносить такие тяготы, было мало. Нас эти небольшие неудобства и бытовые трудности, ни сколько не смущали.
    В очередной раз, в августе месяце, поехали за клюквой в самый дальний угол нашего района, на огромнейшие Островистые болота.
    Сама дорога до кромки болота, заняла около часа. Выбрали место и оставив машину в густых сосновых посадках, пешком ушли на несколько километров, по за-росшей лесной дороге.
    В определенном месте, один из наших товарищей, мы его называем «старшой», с ударением на последнюю букву, его можно было назвать еще Сусаниным. Потому что обычно он прокладывал маршрут и говорил, куда поедем в следующий раз. И несмотря на возраст, он был старшим по возрасту в нашей компании, он всегда шел впереди, хоть летом, хоть зимой.
    У одного из заросших мелким кустарником болотин, «старшой» сказал поворачивать. Еще полчаса хода и мы на месте. Сбор клюквы занял пару часов. В это время мы услышали далекий выстрел. Странно, охота еще за-крыта, а в лесу уже стреляют.
   С другой стороны все это объяснимо. Есть недисциплинированные охотники, и просто браконьеры. Перекинувшись словами о преждевременной стрельбе, выразили дружное осуждение охотникам, с рыночной моделью мышления и продолжили сбор ягод.
   Примерно к трем часам дня, мы с полными ведрами клюквы, довольные, вышли к машине. Погрузившись в наш видавший виды «броневик», так иногда мы называли «УАЗик», поехали в сторону дома.
   Дорога шла по старой трассе, зажатой с обоих сторон высоким сосновым лесом. Когда то в лучшие времена дорогу подсыпали щебенкой, в весенний и осенний период пускали бульдозер, а потом еще и грейдер, что бы особо большие ямы завалить грунтом и спланировать. Но теперь, все осталось на старом уровне. Только вот лесовозы и другая техника, дорогу разбили до ям, которые затопило грязными водами.
    На такой дороге на разгонишься и автомобиль медленно, на второй и третьей передаче полз по ямам, ухабам и лужам.
    За рулем сидел Смирнов. На месте штурмана хозяин автомобиля Травкин. У него болела правая рука и крутить баранку, а автомобиль был старого образца без гидроусилителя, ему было сложно.
    На заденем сиденье, Михайлов и Антонов, в ногах у них, стояло четыре рюкзака с полными ведрами клюквы. 
    Что бы выехать на асфальт, нужно было проехать мимо старого поселка золотоискателей Шамейка, который на сегодняшний день, уже можно было характеризовать как дачно-огородный.
    Проезжая мимо поселка, увидели выехавший навстречу милицейский «УАЗ». У нас все в порядке, мы трезвые и спокойно двигаемся по дороге.
    Милицейский автомобиль остановился на дороге, из него выскочили несколько человек. Два сотрудника в форме, женщина в колхозной одежде и еще прилично одетый мужчина.
    Один из сотрудников в форме, с перевязанной белым бинтом рукой махал «стойте». Мы остановились. Он быстро подошел к дверке водителя, второй с другой стороны автомобиля.
    Смирнов, сидевший за рулем заглушил двигатель, распахнул водительскую дверь и спокойно смотрел на милиционера.
    - Документы! – строго сказал сотрудник с погонами майора, выражение лица не предвещало ни чего хорошего – кто такие? – еще более суровым тоном спросил он.
    - Это они! Это они! – истерично заверещала женщина - я их узнала.
    - А ты кто такой? – с заднего сиденья Михайлов грозным голосом обратился к майору. Михайлов, в прошлом руководитель крупного уровня, а теперь пенсионер, которому терять было нечего, как он сам часто говорил, терпеть не мог фамильярности.
    - Я участковый – сдерживая раздражение и неудовольствие неуместным вопросом, ответил милиционер.
    - Вы должны представиться по форме! Вас что не учили или инструкцию не знаете! – «завелся» Михайлов. Сотрудник милиции молчал.
    Смирнов молча, с улыбкой подал документы милиционеру. Тот, разглядывал права и начал выспрашивать.
    - Откуда едем? Выстрелы слышали?
    - За клюквой ездили, на Островистое болото. Это далеко, знаете там за Рефтом. А что случилось?
    - Где работаете? Кем? – милиционеру нужно было разговорить, сидевших в машине.
    - В комбинате – (это самое крупное предприятие нашего города) – спокойно отвечал Смирнов.
    - Наверно водителем – усмехнулся милиционер.
    - Да нет – так же усмехнулся Смирнов - я заместитель главного инженера.
    Внешне пассажиры автомобиля выглядели не блестя-ще. В потрепанном военном камуфляже, в резиновых сапогах, с утра естественно не бритые, потому как выходной и для щетины тоже.
    - А я начальник цеха – громким и крайне недовольным голосом, сказал с заднего сиденья Михайлов, ему не терпелось поругаться с представителем власти.
    В лице милиционер не изменился, он так же внимательно смотрел на сидевших в автомобиле, а вот ростом стал чуть пониже, голос приобрел уже другие оттенки, более мягкие.
    - И я начальник цеха – усмехнулся Алексей Иванович – я ГСМ заведую, около нефтебазы, знаете наверно – голос его стал елейным – подполковник Чистяков Олег Николаевич, у вас еще работает? (Это был начальник внутренней безопасности) – милиционер молчал - а это – хотел он сказать за четвертого пассажира Антонова, сидевшего на заднем сиденье.
    - Подожди я сам – спокойно сказал Антонов и полез в карман. Когда мы ездили на дальние расстояния, всегда двое или трое брали с собой права. На всякий случай.
    Антонов работал в Екатеринбурге и ему приходилось работать на выезде, на разных предприятиях, в том числе и режимных. А это значит, нужен пропуск, с фотографией, печатью и с другой стороны поперек полоса, на которой отчетливо просматриваются буквы «ФСБ». Вот его Антонов и подал милиционеру.
   Только глянув на магические буквы, милиционер изменился в лице, подтянулся, расправил плечи и встал почти по стойке «смирно». Вернув пропуск, он уже ласковым извиняющимся тоном сказал:
   - Понимаете, я все равно должен осмотреть вашу машину.
   - Да, пожалуйста – снисходительно улыбаясь, разрешил хозяин машины Алексей Иванович Травкин.
   Второй сотрудник в форме, открыл правую заднюю дверку и увидев в ногах пассажиров рюкзаки с проступающими контурами ведер, отрицательно покачал голо-вой.
   - Проезжайте – почти дружелюбным тоном сказал майор и отступив на шаг от машины, заорал на женщину безобразно похабным голосом – это не они! Сама вино-вата! Распустили коров, где попало, ходят не привязанные, нам потом ищи!
   Запустив двигатель, Смирнов захлопнул дверцу и медленно поехал по дороге. На мосту, на выезде из поселка стоял заслон из несколько человек. Двое с вилами, некоторые с топорами.
   Притормозив около «народного ополчения» спросили, что случилось?
   Оказалось, что днем привязанную на краю поселка корову, мужики в пятнистых костюмах, за веревку отвели в лес, подальше от поселка и там пристрелили.
    Хозяйка, услышав выстрел в лесу, кинулась посмотреть, где корова. Коровы вместе с веревкой нет. Она побежала в лес в направлении на звук выстрела.
    В лесу наткнулась на троих мужиков, разделывавших убитую корову. Она подняла крик, мужики бросились наутек.
    Через полчаса в поселок приехала милиция. Прочесали окрестности, но преступники естественно дожидаться не стали. Тогда сотрудники вместе с хозяйкой, на милицейском автомобиле, кружили по поселку.
    А через пару часов на дороге увидели наш «УАЗ» и кого еще проверить, мимо не одной машины не проехало. А тут мы тоже в пятнистом камуфляже.
    Поговорив с мужиками мы поехали дальше.
    - Ну ка покажи, что ты ему там показал? – Алексей Иванович повернулся к Антонову. Тот вытащил из кармана пропуск и дал Травкину. Посмотрев на бумажку с печатями, фотографией и буквами «ФСБ» на лицевой стороне бумаги, Алексей Иванович с серьезным выражением лица сказал:
   - Скажу начальнику милиции, надо такой же выписать. Нигде останавливать не будут.