Рассказ. 60. Доверительность

Валентинка Павлова
      Когда я работала на заводе в последние годы перед поступлением в ВУЗ, как я уже писала раньше, нас на "комплексе" было три девчонки - подружки, а остальные - мужчины разного возраста. Мне нравится вспоминать то время. Я с удовольствием ходила на работу. Даже если вдруг у меня было настроение "не очень", то когда я входила в в этот самый комплексный отдел цеха, а по сути - тоже цех, рот сам растягивался в улыбке, настроение становилось замечательным и я "сияла". Если всё же что-то слишком беспокоило меня и я не "сияла", ко мне тут же спешили с вопросом:"Почему наше солнышко сегодня не сияет?"Так и запомнилась эта фраза. Я как-то всегда тянулась к людям, их заботам с желанием всегда помочь, если это возможно, что унаследовала, как и мои сёстры, от родителей, и неслучайно, что и мужчины разного возраста обращались ко мне за советом в различных ситуациях.
      И вот однажды, когда я уже не работала на заводе, а училась в ВУЗЕ в другом городе, я ехала с каникул на занятия в поезде. Надо было ехать всю ночь и утром я оказывалась уже в другом городе.
     Вагон был плацкартный и на меня обратил внимание молодой, но всё же лет на 8 - 10 старше меня интересный мужчина. Беседа развивалась сама собой и мы проговорили с ним всю ночь под стук и скрежет поездных механизмов на протяжении всего пути до другого города. Он ехал из Москвы, то есть в поезде  уже проехал половину пути своего следования. Мой попутчик оказался художником. Он был женат на красивой женщине. Очень любил её и сильно переживал состоявшийся разрыв. Творческие люди, тем более художники, - они особенно чувствительные, по-моему, люди и очень тонко переживают всё, что касается их жизни. Вот и этот мой попутчик.
     Он, как я поняла, был неплохим художником. У него была своя мастерская и, понятное дело, значительную часть своего времени он проводил в ней. Молодую красавицу жену его частое отсутствие вовсе не устраивало и, хотя у них был маленький сынишка, начались недопонимания, окончательно приведшие к их расставанию. Мы, как я уже  сказала, проговорили всю ночь. Моему спутнику надо было выговориться, найти правильное решение в этой ситуации, так как он не мог смириться с потерей дорогой ему женщины и сына. Мы даже не спросили имени друг друга. Или не успели за насыщенным разговором, или это и не потребовалось. Мы обсуждали и прорабатывали все возможные варианты примирения и он чувствовал во мне не только просто попутчика - собеседника, а искренне сопереживающего, стремящегося помочь ему человека. Утром по приходе поезда на станцию мы расстались так даже и не узнав имени каждого. И он очень благодарил меня за имевшуюся у него возможность высказаться, проанализировать и продумать его ситуацию, взглянув на неё и глазами другого человека. Я не знаю дальнейшей судьбы случайного попутчика, но всегда помню его искреннюю мне благодарность и очень хотелось бы, чтобы наш с ним ночной "поездной" разговор не прошёл для него даром.
     Помню  в связи с этим и другой мой важный разговор.
     С А.К. мы работали несколько лет и в последние два года его работы до ухода на "заслуженный отдых" в одном кабинете. Когда-то ранее он работал в КГБ. Это был красивый, несмотря на его годы, очень интеллигентный, подтянутый внешне и внутренне человек с отточенным ко всему обязательным отношением.
Он уважительно относился ко мне. Наши взгляды по многим вопросам были одинаковыми. Во время его отсутствия на работе, - отпуск или болезнь, - мне приходилось замещать его по работе.  Когда он ушёл на пенсию, мы редко виделись, лишь иногда он звонил по телефону, чтобы не терять связь с коллегами по работе. Однажды он позвонил и попросил меня придти навестить его. Мы с Г.К. и раньше навещали его вместе, так как он прибаливал и наши посещения его радовали. В этот раз он попросил меня, чтобы я пришла одна. Я пришла. Он сразу сказал мне такую фразу:"Знаешь, когда людям плохо, они идут в церковь к попу и просят у него совета. Я не могу идти к попу. Я подумал, что у меня есть свой поп, это ты, поэтому и попросил придти ко мне." В то время не было ещё такой открытости посещения церкви, как теперь и даже кто ходил туда, тщательно часто это скрывали. А.К. надо было высказаться и он избрал меня этим необходимым ему слушателем. Мы проговорили часа четыре. Говорили обо всём. О том, как не комфортно чувствует себя человек, находясь на этом самом "заслуженном отдыхе". Как по-существу он остаётся за бортом ранее кипучей для него жизни, как появляется вдруг непонимание в семье, казалось бы столь прочной и крепкой долгие годы. Как это усугубляется всё более и более ухудшающимся состоянием здоровья. Как совершенно иными вырастают теперь уже большие внуки и как они "портят нервы" своим родителям. Я слушала, поддерживая беседу, иногда и сама для себя отмечая, что в каких-то вопросах подобные проблемы касаются и меня, но я держу их в тайне от других и бьюсь, чтобы как-то от них избавиться. Мы проговорили, как я уже сказала, часа четыре. Близилось время, когда должна была придти с работы его жена - влиятельный и уважаемый работник. А.К. очень благодарил меня за ту беседу, сказав, что это было для него очень необходимым и теперь ему будет значительно спокойнее. Я, довольная результатом беседы, ушла. И как часто вспоминаю, эти два длительных разговора, потому что у каждого, наверное, бывает такое настроение и состояние, когда вот бы также "выложить" бы кому-нибудь неизвестному обо всех своих проблемах и может станет также легче как им, ведь самим-то решить свои проблемы бывает ох, как непросто. Это как раз-то и есть, когда говорят:" В чужой проблеме помогу, а себе не могу" или ещё:"Чужую беду руками разведу, а свою не могу". Почему так? И как важно, если вовремя рядом вдруг оказывается случайный нужный собеседник.

23.07.10г.