Забытый дедушка

Юрий Козиоров
     Неправедный закон забвения властвует над людьми. Не соблаговолив сделать хотя бы запись в книгу вечности, судьба стирает след как достойных, так и недостойных, и даже о Мафусаиле известно только то, что он жил долго.
                Сэр Томас Браун, Гидриотафия


     Из пещеры вышел человек. Человек был очень стар. Наш современник, взглянув на него сказал бы, что ему, наверное, уже лет сто. И очень намного бы ошибся. Потому что этого человека звали Мафусаил и ему недавно исполнилось ни много ни мало 969 лет. Все окрестные пещеры и громадные пространства вокруг были заселены его потомками. У него было несколько сотен детей, внуки исчислялись уже десятками тысяч, счет следующих поколений шел на миллионы. Но он мало кого помнил. Помнил, что имя его старшего сына – Ламех и этот Ламех уже тому 5 лет как умер. Самого же Мафусаила помнили все. Женщины приносили ему еду и рассказывали новости. Одна новость касалась Ноя, внука Мафусаила и сына Ламеха, которому, как говорили женщины, только что стукнуло 600 лет, но он ни к кому не ходит и на празднование своего юбилея не пожелал пригласить даже дочерей с их мужьями. Этот Ной женат на Ноеме, сестре Тувалкаина *, который первым научился ковать железо. Ноема долгое время рождала одних дочерей, и только когда Ною минуло 500 лет, у него родился первый сын, потом через год – второй, а еще через год – третий. Потом Ноема родила еще трех дочерей, а совсем недавно, года три назад, Ной переженил своих сыновей на их сестрах, хотя все эти дети были очень юными – никому не исполнилось еще и ста лет. Он говорил, что сделать так повелел ему Бог.
     Мафусаил шел по ущелью, которое, как он знал, должно было привести его прямо к жилищу Ноя. Он хотел сам убедиться, что со старшим внуком все в порядке, и к тому же хотел с ним посоветоваться. Из всего, о чем сообщили приносившие еду женщины, особое беспокойство вызывало то, что многие совсем юные девушки стали рожать детей, не выходя замуж. Они утверждали, что их посещают красивые юноши, которые излучают свет, имеют белые крылья за плечами и называют себя сынами Божьими. Дети, которые от них рождались, быстро росли и вырастали выше обычных людей **. Мафусаил был уверен, что такое не могло кончиться добром.
     Он уже подходил к тому месту, где был выход из ущелья, и ему казалось, что он слышит какой-то постоянно нарастающий шум. Можно было различить рыканье льва, трубный крик слонов, блеянье козы, крики многих других животных. Возможно, что у него звенит в ушах или просто чудится от старости. Мафусаил осторожно выходил из ущелья, пытаясь понять, нет ли вблизи опасности, но обзор закрывали всюду разбросанные громадные валуны. С усилием взобравшись на один из камней, он взглянул перед собой и увидел странное сооружение, напоминавшее гигантскую лодку, которая, однако ж, не плыла по воде, а располагалась посредине раскинувшейся долины. Невдалеке от этого сооружения стояло множество клеток, очевидно, наполненных животными, потому что эти клетки и были источником звуков. Невдалеке около груды срубленных деревьев трое мужчин, по-видимому сыновья Ноя, сооружали новые клетки. Подойдя немного ближе, Мафусаил крикнул, что хочет разговаривать с ними, но те или не узнали его, или очень торопились и поэтому, отмахнувшись, указали еще на одного мужчину. То был Ной, их отец, которого Мафусаил до сих пор не замечал, потому что тот находился рядом с этим громадным черным сооружением и одежда его была такого же цвета. Ной смолил эту гигантскую лодку, смола была разлита рядом с тлеющим почти потухшим костром. Смола остывала и Ной тоже знаками указал Мафусаилу, что надо подождать, пока он закончит.
     Мафусаил сел на землю и стал ждать. Он видел как из-за большого камня появились четыре женщины с поклажей, одна подошла к Ною, а другие направились к клеткам. Потом он на какое-то время задремал, а когда очнулся, женщин уже не было видно, а мужчины спали там же, где работали. Он громко позвал Ноя, но кроме эха не услышал никакого ответа. Все мужчины, видимо, были смертельно утомлены и спали так крепко, что разбудить их не было никакой возможности. Мафусаил вздохнул и направился назад к ущелью.
     Когда он вернулся, около его пещеры стояли люди, обеспокоенные его долгим отсутствием. Он рассказал им о том, что видел, и люди ответили, что Ной, верно, окончательно сошел с ума. Он всегда жил отдельно от племени, члены его семьи почти не разговаривали, понимая друг друга без слов. Общаясь иногда с проходившими мимо его жилья людьми, Ной уверял их, что все люди живут неправильно и никто не слушает, когда он говорит им, как надо жить правильно; ему же об этом якобы сообщает сам Бог, который часто с ним беседует. Поговорив еще немного, люди разошлись.
     Через три дня пошел дождь. Мощный ливень сразу залил всю долину и ущелье. Люди уходили из пещер, неся свои пожитки и детей и подымались в горы, но и вода подымалась все выше и выше. Через семь дней из воды выглядывали лишь вершины самых высоких гор, на которых кое-где еще спасались люди и животные. А по поверхности воды плыла гигантская крытая лодка, вся облепленная сидящими на ней птицами, и вокруг нее плавали трупы утонувших людей и животных. Ливень продолжался, и еще через семь дней исчезли под водой вершины самых высоких гор. На поверхности оставалась одна большая лодка, которую люди – ее обитатели – называли ковчегом.
     В трюме ковчега помещались скот и клетки с дикими зверями, среднюю палубу занимали клетки с птицами, а на верхней палубе расположился Ной со своим семейством. Мужчины были отделены от женщин. Сам Ной и сыновья его занимали часть, которая теперь была обращена к востоку, а жена Ноя и жёны его сыновей – западную часть; между теми и другими в небольшой каморке лежало завернутое в просмоленные покровы тело Адама, которое надлежало спасти от гибели в водной стихии. Ной сообщил, что его нужно перезахоронить на новом месте, которое будет указано Богом***.
     На пятнадцатый день Ноема пришла к Ною и заговорила с ним. Она хорошо знала, что главный закон для жены – молчать и повиноваться и что говорить со своим господином надлежит только тогда, когда он сам заговорит с нею. Но она пришла к Ною и сказала: «Мы забыли взять в ковчег дедушку Мафусаила». И заплакала. А Ной подумал, что деда действительно нужно было взять в ковчег и что он забыл о патриархе, потому что на постройке ковчега много и тяжело работал. Но он вспомнил, что Бог повелел ему взять в ковчег жену, сыновей и жен сыновей и никого другого и сказал об этом Ноеме.
     – Значит, Бог забыл про дедушку, а ведь дедушка – праведник и своими молитвами отгонял от наших жилищ злых духов, – говорила Ноема, не переставая плакать.
     – Бог никогда ничего не забывает, – ответил Ной.
     Через 40 дней и ночей ливень прекратился, но, пока не ушла вода, ковчегу предстояло еще много дней скитаться по водной пустыне.
     «Все двенадцать месяцев, проведённых в ковчеге, не смежал Ной веки, ни сам он, ни сыновья его, ни днём и ни ночью. Потому что постоянно заботился он о животных, бывших с ним, и кормил их, давая каждому зверю и птице их пищу в привычные для них часы. Есть звери, которые едят в первый час дня, есть такие, которые едят во второй, есть и такие, которые едят в последнюю треть ночи, – и всем давал он их пищу в нужный час» ****.
     По окончании ста пятидесяти дней вода стала убывать, а в семнадцатый день седьмого месяца ковчег остановился над Араратскими горами. В первый день десятого месяца показались верхи гор, ковчег же опустился на одну из двух вершин горы Арарат. Когда прошло еще 40 дней, Ной открыл сделанное им окно в ковчеге и выпустил ворона, который, отлетав, прилетел назад, потому что не осушилась земля от воды. Потом он выпустил голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли, но голубь не нашёл места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была ещё на поверхности всей земли. И ещё через семь дней он опять выпустил голубя из ковчега, и тот вечером возвратился к нему со свежим масличным листом в клюве. Так Ной узнал, что вода сошла с земли. Через семь дней он выпустил голубя снова, и тот уже не возвратился к нему. К концу двенадцатого месяца Ной открыл кровлю ковчега и увидел, что земля высохла *****.
     Сначала Ной и его сыновья выпустили из ковчега диких зверей, а когда те скрылись из глаз, вывели и прочих. Сойдя с ковчега, они увидели, что вся гора покрыта телами утонувших людей и животных. Тут лежали люди, жившие неподалеку и пытавшиеся здесь на горе спастись от потопа, были и такие, которые жили далеко, но, утонув, были принесены сюда водою. Среди этих последних Ной увидел тело Мафусаила, который, казалось, не желал расстаться со своим внуком. И увидев его и такое опустошение, причинённое потопом, Ной заплакал и сказал: «Творец, тебя называют милосердным. Ты должен был проявить милосердие по отношению к Своему Творению». «Неразумный пастух, – отвечал ему Творец. – Ты говоришь мне это теперь? Почему ты смолчал, когда я говорил, что будет потоп, и велел тебе строить ковчег? Я долго откладывал наказание, ожидая, когда же ты попросишь меня проявить милосердие к людям. А ты делаешь это только теперь, когда мир уже уничтожен»******. Ной молчал, но подумал, что все же в первую очередь нужно было наказать «сынов Божьих» за то, что делали они на земле. И Бог, прочитав его мысли, ответил: «Они также наказаны – я лишил их пола. Их и всех других ангелов тоже*******. А их дети утоплены вместе с матерями». И в то время Бог перестал говорить с Ноем.
     Мафусаила похоронили здесь же на горе, потому что нести его вниз не было никакой возможности: у всех было чрезмерное количество поклажи с пищей. Да и нельзя было оставить тело Адама. Стали спускаться с горы. После одного дневного перехода и отдыха Ной устроил жертвенник и, взяв по одному из всякого скота и птицы, принёс их во всесожжение на жертвеннике. Когда же к небу поднялось приятное благоухание, Ной стал молить Бога не проклинать больше землю за человека, потому что «помышление сердца человеческого – зло от юности его»********. И Бог согласился с ним и в знак своего согласия положил на небо радугу. А до того времени радуги на небе не было.
     После длительного и утомительного путешествия Ной и его спутники пришли на равнину, на которой основали поселение. Тело Адама по указанию Бога было унесено на далекую гору, которую потом назвали Голгофой, и там похоронено. Ной с сыновьями стал разводить скот, возделывать землю и выращивать зерно и виноград. Женщины каждый год рождали детей, и долина стала оживляться, наполняясь людьми. Сыновей Ноя, бывших с ним в ковчеге, звали Сим, Хам и Иафет; у Иафета родились семеро сыновей и дочери; у Хама – четверо сыновей, среди которых последним был Ханаан, и дочери; у Сима – пятеро сыновей и дочери. Самым любимым внуком Ноя был Ханаан. Когда он родился, Ной стал звать Хама не по имени, но «Отец Ханаана».
     Сыновья Ноя со временем забыли о той ужасной картине, которая предстала им при выходе из ковчега. У самого же Ноя она всегда стояла перед глазами, а когда он ложился спать и закрывал глаза, то видел тело утонувшего деда Мафусаила и не мог заснуть до самого утра. Днем он едва передвигал ноги и не был способен что-либо делать. Увидев это, Бог пожалел его и научил сбраживать виноградный сок и изготовлять напиток, приносящий забвение. Так появилось вино. И когда Ной пил вино, страшные картины исчезали из его глаз и он мог спокойно спать. Но по прошествии времени тело Мафусаила вновь стало возникать перед его глазами. Тогда он снова пил вино, но количество его приходилось увеличивать.
     Как-то Ной выпил очень много вина, опьянел и лежал обнажённым в шатре своём. Это увидел Хам, отец Ханаана, и выйдя рассказал братьям, что их отец до того упился, что лежит в шатре совсем голый. Но Сим и Иафет взяли одежду, вошли в шатер и, не глядя на своего отца, прикрыли его принесенной одеждой.
     Когда же Ной «проспался от вина своего» и узнал от этих братьев о том, что произошло, то сказал: «Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих; благословен Господь Бог Симов, Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, … Ханаан же будет рабом ему» *********. Ной, очевидно, хотел сказать, «Проклят Отец Ханаана», потому что и Сим, и Иафет были братьями Хама, но не Ханаана. Но оговорился и сказал «Проклят Ханаан», потому что не совсем еще проспался от вина своего. И получилось так, что Ной проклял своего любимого и ни в чем не повинного внука.
     А внук находился здесь же вместе со своей матерью и, будучи еще малым отроком, заплакал, т. к. не понимал, за что дедушка на него сердится. И мать его тоже заплакала от обиды за сына и от страха, что это проклятье принесет ему несчастье. Она рассказала обо этом мужу и спросила его, что такое «раб». Но Отец Ханаана не ответил, ибо сам не знал этого. Однако понял, что от Сима и Иафета нужно уходить и как можно дальше. И все семейство Хама, забрав свои пожитки и скот, тронулось с места. Они ушли очень далеко: ни Ной, ни Сим, ни Иафет больше их никогда не видели.
     Ной прожил после потопа триста пятьдесят лет и умер девятисот пятидесяти лет от роду. Сим и Иафет похоронили его на южной части основанного Ноем поселения в каменной гробнице, которая сохранилась до сих пор. Само поселение выросло и превратилось в город, который ныне носит название Нахичевань, что означает «место высадки». Живут в городе в основном азербайджанцы, исповедующие ислам и почитающие Ноя под именем пророка Нуха. В 2006 г. над склепом, в котором под каменным столпом находятся мощи пророка, был возведен красивый мавзолей. Мавзолей находится на возвышенности, с которой виден весь город.


————————
*Отец Ноеми и Тувалкаина носит имя Ламех, как и отец Ноя, но это разные люди: первый является потомком сына Адама Каина, а второй – потомок Сифа, другого сына Адама. Отцы обоих Ламехов в синодальном переводе Библии имеют одно и то же имя Мафусал, но в еврейском оригинале написание этих имен различно. Мы называем, как это часто делается, деда Ноя Мафусаилом, а имя Мафусал оставляем деду его жены Ноемы.
**Бытие, 6:4.
***Сведения в этом абзаце заимствованы из арабского манускрипта, найденного в библиотеке монастыря Святой Екатерины на горе Синай, в котором сообщается также о точных размерах ковчега в локтях, а также день недели и месяца, когда спасшиеся вышли на берег. Автором этого рассказа был, по-видимому, араб-христианин, живший в эпоху мусульманского завоевания, хотя сам манускрипт записан позднее.
****Цитата из Талмуда.
*****Бытие, 8:3–14.
******Об этом разговоре Ноя с Богом сообщается в Книге Зоар, написанной рабби Шимоном Бар Йохаи во II веке и содержащей комментарий к Торе (пятикнижию).
*******Ветхозаветные ангелы располагались по иерархической лестнице, состоящей из десяти ступеней:
   кадошим (пресвятые), офамим (быстрые), оралим (сильные),
   шасмалим (пламенные), серафим (искры), малахим (посланцы),
   элохим (божественные), бен-элохим (сыны Божии),
   херувим (быки), ишим (душевные).
Христианами этот ангельский «Табель о рангах» был изменен.
********Бытие, 8:21.
*********Бытие, 9:24–27.