Шаас

Семён Фалицын
I
 «Шаас!»- раздался звучный голос писаря. В тёмную комнату, освещаемую маленькой настольной лампой Тумы, вошёл серый низкорослый перс с большим широким носом, неправильно поставленными серыми глазами и пушистым хвостом. Одет он был в чёрные пальто и треуголку со значком якоря. По стене запрыгала тень пера, которым писарь, обычный аэллин с моноклем, поставил закорючку на бумаге.
- Вот вам расписка. Поднимитесь наверх по лестнице на третий этаж – аэллин ткнул пером в дверь за своим столом – Вас рассчитают. Ах, да, Вальс-Фи;ле ждёт вас в своём кабинете. Всего хорошего! – пожелал он бесцветным голосом, который желал только поскорее избавиться от гостя под странным именем Шаас.
Гость вошёл в дверь, за которой оказалась крутая витая лестница, по которой он добрался, топая сандалиями, до третьего этажа. Дальше он уверенно пошёл по длинным коридорам, образующим лабиринт, получил мешок в окошке под надписью «Касса» у невидимой лапы, чей обладатель скрывался за покрытым застывшей маной стеклом. Потом он зашёл в ещё одну дверь, за которой находилась приёмная Вальс-Филе, хозяина всего этого дома, бизнесмена из Снежного Царства, обосновавшегося в Аэллине. Шаас сел на скамью перед окном, и посмотрел туда, где под первыми лучами ещё не видимого ему солнца качались корабли в водах Моря Потерянного Счастья. Он нашёл глазами свою Шээл’а И’рэй, что на цирсе значит «Рассекающая волны», и глубоко вздохнул. Шаас был контрабандистом, поставлял янтарь и осколки камня воды из Приюта Хиса, настойку из Святой Земли и некоторые другие товары, перевозка которых облагалась очень высоким налогом и была невыгодна, если проходила легально. Вообще-то, кода-то раньше он был учеником Абдулы Чёрное Крыло, легендарного флотоводца, преодолевшего Завесу лет двадцать назад. Но однажды они поругались, и Шаас был вынужден плыть в Приют Хиса, где и стал контрабандистом, хотя его призвание было совсем другим.
Вдруг одна из дверей приёмной открылась, и в ней показалась высокая белая кошка-шнэллка, очень похожая на Вальс-Филе, точнее говоря, его дочь. К её голове была прикреплена фиалка. На дочери Снежного Царства было длинное коричневое платье. Она спросила нашего перса:
-А вы не тот самый Шаас?
-Я – ответил он однозначно – Ты Елена?- она кивнула головой и сказала:
-Отец будет минут через десять – она села рядом с Шаасом и вдруг задала ещё один вопрос:
-А у вас в Приюте Хиса есть такой остров, к которому очень трудно подобраться, не рискуя утонуть? – Шаас на секунду задумался.
-Да есть один. Черепаший Остров. Ну, знаете, там обитают такие черепахи с панцирями из осколков камней. Туда можно приплыть на судне не больше баркаса. Есть два варианта: либо через секретную бухту из центра архипелага, либо через страшные каналы с моря.
-Вот! Такое место мне и нужно – перебила его Елена – Знаете, а вы не могли бы… меня туда доставить? – Шаас погладил подбородок и улыбнулся:
-А что так? Жить надоело?
-Да ну вас! – обиделась Елена - Хочу проверить своего жениха на сребролюбие.
-Да, весело жить ему будет с вами. – Шаас ещё немного подумал и спросил: - А ваш отец меня не повесит на нок-рее?
-Нет, я напишу ему письмо. Так вы согласны или нет? Вам дадут щедрый выкуп за меня.
-Я надеюсь, вас не надо предупреждать, что здесь, в Аэллине, я объявлен преступником за контрабанду и воровство, что мне даже пришлось сменить имя, чтобы не поймали?
-Да,да,да. Я всё это знаю, и поэтому прошу именно вас.
-Ну хорошо – согласился Шаас – будь по-вашему! Завтра в семь мы отчаливаем, пишите ваши письма отцу и женихам, но к шести будьте на Шээл’а И’рэй. И помните: я вам этого делать не советую.
-Хорошо! – воскликнула Елена и убежала. «Бывают же кошки! - подумал наш перс - Очешуеть!».
Через пятнадцать минут возвратился с осмотра нового корабля Вальс-Филе. Он посмотрел уставшим взглядом на Шааса, передал ему свою часть денег в динариях и сказал, что вечером будет загружать шёлк на «Рассекающую волны», пусть везёт его в Приют Хиса. Было видно, что он абсолютно ничего не знает о намереньях дочери.
II

Пол шестого утра на носу брига Шээл’а И’рэй стояли два кота и о чём-то спорили. Один из них - Шаас – стоял против солнца и щурился, другой был среднего роста чусс залесского окраса («таби», как говорят шнэллы). Он стоял, сложив руки как Селим, и напряжённо говорил:
-Говорю же тебе, эта формула подходит для всей, слышишь, всей магии, и форма камней это доказывает!
-Но это же ветер, магия первого эфира, у тех, кто составлял формулу не было под носом подобной – отвечал Шаас.
-Ну и что?
-А то, что я видел, как мана распределяется в огне, и она была не похожа на эту формулу.
-Так это не магия была, а огонь, обычный огонь, понимаешь?
-Нам бы авиака сюда – вздохнул перс - мы ж всё равно ни черта не поймём. Чусс обернулся назад и ответил:
-Вон твой авиак идёт, белохвостый и в тюбетейке!
По трапу на корабль поднималась Елена. На ней была аэллинская одежда – песочного цвета хитон и тюбетейка. Видимо, это была такая маскировка – шнэллы редко носили не свою национальную одежду.
Чусс залесского окраса взял у неё сумку, которую Елена несла через плечо, говоря:
-Зря вы эту одежду надели, хвост выдаёт.
-Так мне надо было его отрубить, вы это хотели сказать?
-Ну не смешно – раздался голос Шааса- давай сумку мне, лучше покажи нашей гостье корабль, Вася – и, беря сумку, добавил: - или вам лучше сначала обустроиться?
-Нет – просто ответила Елена.
Шаас крикнул в микрофон: «Дарий, отчаливай уже!» и скрылся. Посмотрев ему вслед, чусс начал:
-Ну что, значит… - Вася коснулся когтями лба - этот двух-эмный, или, так сказать, двух-с-половиной-эмный бриг сконструировал Шаас, а построил, хмм, ваш отец. Двух – потому что работает на магии Тумы и Воды, это классика, а ещё есть зачарованные паруса, видите, там – он указал на корму – зачарованные ветром. Пойдёмте туда.
-Не очень-то классика, ну ладно.
Они прошли в заднюю часть корабля по сырым деревянным доскам, и спустились вниз. Вася съехал по лестнице на поручнях. Они оказались в коридоре, освещённом белыми лампами воды, с несколькими дверями. На самой ближней висел характерный значок, заменявший надпись «Осторожно, мана!». Спутник Елены прислонил ухо к двери и спросил:
-Вы слышите?
-Нет, – удивлённо ответила Елена – мы ведь вроде плывём? – Вася кивнул – на парусах?
-Есть немного. Но я же говорил, что они вспомогательные. У нас особый реактор, понимаете? Струны не шумят. Они слабо колеблются, это вызывает такой же поток энергии, как и в обычных реакторах. Шаас придумал.
-Здорово! Я такого даже на «дредноуте» не видела.
Чусс махнул лапой: «Да, отстаёт он».
Потом они прошли в крайнюю правую дверь, за ней оказался ещё более длинный коридор, идущий вдоль корабля. По нему были выставлены мана-пушки с какими-то хитрыми приспособлениями. В прорези для них в трюм попадали капли воды, попадая в глаза.
-А, вот это моё царство. Да, долго мы с Шаасом думали, как их поставить так, чтобы можно было управлять всеми сразу. Ну, знаете, когда целиться особо не надо, куча времени на перебежки уходит.
-Так вы канонир? Просто… обычно на торговых бригах нет канониров: если нужно подать сигнал, они пользуются отражателями, а на худой конец кушастик выстрелит из единственной пушки.
-Ну, у таких, как мы, везде, а особенно в Приюте Хиса, случаются эксцессы…
-И много вы кораблей потопили?
-Да ни одного. Однажды к нам волколакский галеон подошёл, так я по нему один залп дал, у него все щиты разлетелись. Улепётывали от нас долго, да.
-А можете рассказать ещё какие-нибудь истории?
-В обед приходите в столовую, там Дарий вам что угодно наговорит. Только главное: никогда не верьте ему. А то – Вася опять ударил себя когтями по лбу – в реке плавать страшно станет.
-А о вашем гении-конструкторе расскажете? Почему это он вдруг стал заниматься контрабандой, обладая такими способностями?
-Эт вы лучше у него сами спросите. Он, знаете, не любит, когда за спиной о нём чего-то рассказывают.
-Понятно… Дурацкий тюрбан – Елена выбросила его в окошко для пушки – А когда лучше спросить? - Вася ещё раз повторил тот же жест:
-После обеда, наверное, или после ужина.
-И почему все персы так любят поесть?
-Шаас – не «все».
-Не бывает неповторимых, бывают редкие. – Вася в очередной раз тронул свой лоб:
-Только не надо ваших шнэлльских афоризмов! Я их наслушался уже в порту!
-Хорошо, а вы прекратите делать вот так – чусс вопросительно посмотрел на неё – да, так!
На обед в столовой, располагавшейся рядом с реакторной, собралась почти вся(исключая одного кушастика) небольшая команда «Шээл’а И’Рэй». Кроме Васи и Шааса здесь были: толстый кот в матроске со смешанной чусско-персидско-тэлльской национальностью, он вошёл, куря трубку и задев вазу с багульником, что стояла на полу, своим пушистым коричнего-серым хвостом; высокий чёрный (как и большинство из его рода) иудей в каком-то синем кимоно, он и принёс еду вместе с кушастиком Рином; этот же некошачий кушастый народ представлял Тил – юнга, который мыл полы по-морскому и управлялся с некоторыми другими мелкими вещами. Шаас, который пришёл последним, представил Елену команде, а Елене – рулевого Дария и кока Ишура.
Дарий, одним глотком проглотив полкотлеты, начал свои байки, как и предсказывал Вася:
-Вот мы сейчас плывём мимо скал Иин Кифа – он махнул лапой куда-то назад – Так вот, плыл я здесь на одном аэллинском галеоне, а навстречу – вот повезло! – какая-то баржа с сотней волколаков. Проплыли бы мимо, если бы те не огрызнулись. То есть как – Дарий подцепил вилкой длинные макароны и быстро проглотил – кинули они на нас вороны – откуда только взяли. Наш канонир – тэлл, кажется – долго думать не стал, быстро дал залп, а у них, как назло, даже – кот опять заглотил макароны и сквозь них промямлил – даже щитов не оказалось!
Вася наклонился к Елене и шепнул:
-Вот уж кто любит поесть и поболтать!
-Ну, ясное дело, потопили мы их! – продолжил Дарий – А волколаки эти, как известно, имеют неприятное свойство воскресать – знаете, как львы, из камня. На обратном пути я смотрю – а на скале кто-то сидит. Глянул, значит, в трубу – а там! Живой волколак с рыбьим хвостом! Я аж отшатнулся. Сверху – во! – усы, ой, то есть шерсть, а снизу – во! – рыбий хвост. Оказывается, они, когда воскресают, ещё и форму менять умеют.
Дарий взял пустую тарелку, показал поднятый верхний коготь Ишуру, и, грузно топая и опять снося всё по пути, ушёл.
-Я вот только одного понять не могу: как он так много говорит и так быстро лопает?
Через полчаса, следуя совету Васи, который пошёл возиться с пушками, Елена пошла к каюте Шааса. На двери она увидела странный герб – большой глаз в виде руны, которые она видела однажды в Уснувшей Гавани, на развалинах города Древних Народов. Однако вместо узкого зрачка в нём была накручена змея на линию, видимо, изображавшую луч маны. Елена постучала.
-Вася, ты? Я тут нашёл способ поместить эту самую пушку  на нос, не кувырнув корабль! Всё очень просто.
-Нет, не Вася, можно войти?
Послышался скрип открывающейся двери.
-А, Елена? У меня бардак вообще-то – за спиной Шааса виднелись кучи книг, разваленных по всей комнате – Ну, заходите.
Елена прошла в комнату и села на скамью – сундук, лежавшую вдоль всей правой стены. Шаас вернулся к столу, на котором, кроме упомянутых книг, располагались большие листы бумаги с угловатыми и немного неаккуратными чертежами. Перед столом открыто круглое окно, за которым виднелись вдали серые камни-пики, поднимавшиеся со дна моря. На противоположной стене от Елены стоял шкаф, в витринах которого, исключая опять же книги, стояли фигурки солдат, сражавшихся с мифическими монстрами – Чумамырдом из Сумрачного Леса, Циклопом из Леса Дикой Шерсти и даже с Плюцом из историй кэртов.
-Мы уже у Острых Копий, так быстро? - начала разговор Елена.
-Да, хотя Иин Кифа немного по-другому переводится.
-Вы знаете Цирс? – Шаас разорвал лист, на котором только что чертил:
 -Очень плохо. Но пришлось по дороге – мне ведь тоже, как и вам, не сидится на месте. Вы ведь не потому уехали, что ваш жених – чего он там? Нуждается в проверке.
-Нет – призналась шнэллка – скорее, от него, да и вообще от моего отца с этой вечной торговлей, от других…
-Ага, мне вообще двенадцать лет было, когда я из дома убежал, кстати, уже тогда придумал себе новое имя, или перевёл его – как хотите.
-А потом что было?
-А потом? – Шаас стал рвать лист ватмана, который только что держал в лапах – Хотите, чтобы я вам всё это рассказал?! Чёрт! А если я нелестно отзовусь о некоторых известных личностях, вы на меня не подадите в суд?
-Нет, конечно, я же обещала.
-Ну хорошо, тогда слушайте, сами попросили.

III

Родился я в, так сказать, нормальной персидской семье, хотя и не в Персекине, а в Тимуне, где-то в четыре тысячи…, хотя – плевать. Родители назвали меня так, что не выговорю. Змеем, короче, по аэллински. У меня был хороший дед Эйдин, единственный аэллин в нашей семье. Он меня и научил вот этому всему – Шаас указал на клочки бумаги, на которых недавно были чертежи – Началось всё с плаваний бумажных корабликов в лужах весной – благо, рядом с Аль-Медином их хватает, тогда даже снег шёл. А продолжилось парусниками в Саламине – знаете, река там есть такая. Ну, а когда мой дед погиб, тогда и снег перестал идти, я сбежал в Аль-Медин, нашу известную столицу. Тьфу, не знаю, причём тут снег. Учился я плохо, даже с магией не очень было – хотя я всё знал и умел. Хорошо, на меня обратил внимание Абдула Чёрное Крыло, уже преодолевший к тому времени Завесу. Благодаря ему я продолжил обучение – не в первой Аэллинской, конечно, там ведь только «гении» учатся, да дети всяких там знаменитых Абдул. Кстати, его сын вроде хорошо там учился, только не по стопам отца пошёл. Вот я и оказался ему вместо сына – он меня всему научил. И как мачты ставить, и где двигатель поместить, чтоб потерь меньше было. А потом – в девяносто восьмом дело было – я, значит, пошёл сдавать экзамены в чертёжный этот колледж, кичан бы его… Не сдал. Надо было баркас придумать. Ну вот я и придумал. Помню, лектор, который принимал работы, долго-долго смотрел на мою работу, потом пришёл какой-то смазливый шнэлл – маг, судя по всему, тоже долго пялился, а потом мне сказали в один голос: «Не поплывёт». Я ведь туда свою конструкцию запихал, двигатель бесшумный, а они о таком не слышали, вот и выгнали меня. Ещё этот шнэлл вдогонку сказал: «Вот что бывает с теми, кто любит выпендриться!». Идиот! Абдула тоже мой двигатель не принял.
Есть было нечего – меня же отовсюду выгнали. Я поехал на последние динарии в Уснувшую Гавань, нашёл там грузовой бриг с сыром и мясом. Из команды на нём остался только один кот – вахтенный. Знаете, что персы лучше всех умеют делать, оставив лишь клоки шерсти после себя? Вот я это и сделал. Правда, меня потом как-то вычислили, но я был уже далеко от берега напару со связанным вахтенным. Оказалось по бумагам, что корабль собирались вести к Святой Земле. Я решил это выполнить, беря по пути плату в виде продовольствия. По пути мне встретился военный шестидесятипушечный корабль волколаков. Я развязал вахтенного, он тут же стал меня посылать, а когда увидел, в чём дело, заорал, что мы погибнем. Я велел ему встать у руля, а сам стал крутить пушки. Такая история не раз ещё со мной повторилась – усилив поток маны выше максимума, я сшиб щиты волкам, а они, поджав серые хвосты, побежали зализывать раны. Потом я провёл бриг среди Озера Серых Айсбергов – знаете, что это такое – когда увидел вдали ещё один военный, но уже кошачий корабль. Вахтенным оказался – да вы уже знаете – ваш отец. Не знаю, что он вам потом рассказал, но я его за язык не тянул – он сам предложил мне служить у себя.
Однажды я ухитрился подменить на верфи чертежи на свои – и у меня получилось, правда, со сборкой двигателя, пушек, и даже визатора им пришлось помогать «странному магу» Шаасу. Так появилась Шээл’а И’Рэй, на которой мы плывём. Генрих Вальс-Филе удивился, когда увидел это чудо. Пришлось ему всё рассказать. Тогда он меня опять выругал, и конечно же, велел начертить ещё один бриг. Я его назвал Шис Рин – Серый Лис. Вышло лучше, чем «Рассекающая Волны», но никто не захотел принимать заказ. Главный механик сказал вашему отцу, что, мол, дело в чём-то другом, стал говорить о какой-то «неэфирной» магии. Ну вот он и поверил. Дальше вы знаете – плаваю на корабле, который ведут «неведомые силы астрала».
-И что вы собираетесь делать?
-А чего можно? Я уже и не хочу, чтобы этим кошкам служили такие корабли. Как они сказали? «Выпендриваюсь?» Ну вот пусть так думают дальше.
-Да причём здесь корабли? Вы не хотите жить с ними рядом, а хотите вот так всю жизнь плавать туда-сюда, скрываясь под дном лодки на берегу?
-Да. Именно так я и собираюсь делать.
-А если ваши изобретения примут?
-Уже не примут.
-А если всё-таки согласятся принять?
-Никому ничего не покажу.
-Но что-то же надо делать?
-Зачем?
-Вас всё устраивает?
-Никого ничего не устраивает.
-Тогда как знаете – Елена ушла, хлопнув дверью. Шаас разорвал остальные листы и выбросил в окно. «Всё равно я только повторяю изобретения Древних Народов» - прошептал он.
IV

Ночью Шээл’а И’Рэй  была уже в Приюте Хиса, оставив позади все вышедшие день и даже два назад корабли. Как гласит легенда, когда-то, ещё в эру Явления Стихий, когда не было Завес, Великий Маг воды Хис нашёл этот архипелаг и поселился в нём. Он был последним представителем своего народа, и поэтому привёл сюда не какой-то народ, как делали на материках остальные Великие Маги, а всех, кого не хотели принимать в других местах. Кроме кошек, которых (часто заслуженно) на большой земле давно бы посадили в клетку или очистили память, он принимал и волколаков, и крысолаков, и кушастиков. Сам Хис стал жить в подземных пещерах – сейчас туда отправляются экспедиции, чтобы собрать камни воды, а иногда и увидеть Великого Мага (это считается хорошим знаком). Пещеры постоянно меняют форму, но те, кто заблудился, всегда вдруг оказывались у входа спящими, не помня, что произошло. Давно уже в приюте Хиса живут и оседлые существа, которые мирно рыбачат на берегу, возделывают сады, чинят корабли – только вот почему-то никто их не строит здесь.
На берегу виднелись беспорядочно построенные домики совершенно разных архитектур – от высоких белокаменных колонн Древних и домов-деревьев до одноэтажных деревянных чусских «богатырей». Шаас сошёл по трапу на каменный берег, освещаемый зелёной Тумой и вошёл в один из них  - двухэтажное известняковое здание с вывеской над дверью «Вальс-Филе и Ко». По пути он чуть не наткнулся на верблюдов, гружёных тюками, которые вдруг вплыли из тени под пальмами. Их сопровождали два чёрных силуэта.
В конторе Вальс-Филе одиноко горела сине-зелёная лампа Тумы, которая освещала тощего чусса в очках, тихо дремавшего на столе. Шаас осторожно коснулся уха дежурного. Тот вскочил: «Кто это? Предъявите документы!». После того, как все формальности были улажены, чусс в очках нажал на звонок, и из двери, покрытой каким-то абстрактным рисунком и сильно сливающейся со стеной, навстречу свету лампы вынырнули три здоровенных детины в матросках. Один из них – тот, который был выше всех и жевал папиросу, спросил так, что Шаас и дежурный завели уши назад, о том, «кого грууузить-то?». Шаас вышел за дверь и показал троице на силуэт корабля, качающегося на фоне фиолетового неба.  «Лааады, пааацаны, давааай, идёоом!» - прокричал главный из них и более тихо осведомился об оплате и «части суммы вперёд». Получив три монетки и тихое проклятье от чусса, коты взошли на палубу и начали уже без лишнего шума делать своё дело – выкатывать бочки с шёлком – или не с шёлком, никто этого не знал – и тащить их на задний двор конторы.
Стояла мёртвая тишина, нарушаемая лишь шумом прибоя, так что казалось, что глухо звучит и сама Тума на фиолетовом небе. Но вдруг к её свету примешался другой – загорелась яркая вывеска трактира «Последний Волколак», находившегося в двух шагах отсюда, и послышалась мелодия знакомой волчьей песни, играемой на скрипке с расстроенной первой струной:
В подводной пустыне, средь Чёртовых Скал,
Конкистадор Джонни Искру потерял.
Но с потерей души – или Искры, как говорят волколаки – его жизнь не закончилась – он стал грабить и убивать. Шаас посмотрел на трёх котов, которые волокли бочки на берег – в их виде не было ничего приятного, но в этот раз перс почувствовал к ним что-то кроме отвращения. «Может быть, они не всегда были такими грубыми дубами, которых интересует только «деньги вперёд» и «кого грузить»? Плавали себе спокойно юнгами, подводили провода и мечтали о лучшей жизни. Но потом пришёл кто-то, какой-нибудь Вальс-Филе, и сказал, что матросов и так много, а грузить-то и некому, и их сослали на берег, а тут они и загрубели, сгнили, как гниёт лодка, долго стоя без дела на берегу… Но тут один из котов, волоча бочку задом наперёд, случайно наступил Шаасу на лапу – глаза вылезли под треуголку от боли, оба дружно выругались. «Ну нет, вряд ли – подумал перс – скорее всего, так и родились – с папиросой в зубах и полосатой майке».
Шаас, прихрамывая, поднялся на Шээл’а И’Рэй. На палубе стояли все коты из команды корабля: Вася, упёршийся руками в борт, Дарий, нервно дерущий когтями плюшевого крысолака, Ишур в позе Селима. Все шесть глаз вопросительно смотрели на перса. Тот проглотил таблетку спорамина – сильного стимулятора, действующего наподобие кофеина – он сначала будил, а после окончания действия погружал в сон – и спросил:
- Кто со мной?
- Нет, ну нужно же кому-то за кораблём проследить – живо ответил Дарий.
- Я спать – коротко отозвался Ишур.
- Похоже, у меня нет выбора – Вася вздохнул и взял лапу Шааса – помирать, так вместе.
- Нас разве собираются убивать?
- Да откуда я знаю? Не верю я ей!
- Вообще, зачем я согласился?
- Уже неважно. Иди буди свою шнэллку и отчаливаем.
Елену долго ждать не пришлось. Через десять минут их три тени скользили по мостовой. Елена скрывала лицо тканью, хотя уши оставила открытыми.
- Елена, вы когда-нибудь читали человеческие книги?
- Смотря какие.
- Короче, придется вам завязать глаза на время. Чуть позже.
- Хорошо.
-Вы сами просили.
Дальше шли молча. Они прошли вглубь города, не встретив ни души. Кое-где в окнах горел свет. Он казался каким-то странным для Елены – его цвет был не зелёным, а прозрачно-голубым – ведь здесь используют магию воды. Около одного очередного невзрачного дома Шаас всех остановил, посмотрел по сторонам и постучал. Открыла древняя старуха с испуганными серыми глазами.
- У вас вчера пропала собака?
- Заходите скорей!
Они прошли по короткому коридору в очень тёмную комнату неопределённого размера – ведь её освещал лишь маленький ночник Тумы. Но потолок казался очень высоким. Рядом послышался голос Шааса:
-Где у вас здесь выключатель, Чупакабр меня раздери? Ну вот, теперь ещё минуту загораться будет, с этой вашей системой проверки! Вы мне скажите, про маяк ничего не слышно, будут они камень менять или нет?
- Да кто ж их знает-то – проскрипела старуха – они всё телятся.
- Ну прям как дома – прошептал Вася в углу.
- С тех пор, как погибла Суния, камни Ночи горят тусклее.
- Шаас, этот дом на тебя плохо влияет.
Повисла тишина, лишь мерно тикали часы. Вдруг в глаза забил яркий свет, и Елена поняла, о чём говорили спутники. Стены оказались разрисованы масляными красками. Здесь были и далёкие пейзажи Восточных Земель, и портрет маленькой чёрной кошки во весь рост (это и есть Суния), и какой-то абстракционизм. Потолок действительно оказался в два этажа – на нём виднелись созвездия чужого полушария. Елена долго разглядывала странный рисунок на стене у входа. На нём были изображено огромное количество часов, образующих странную фигуру. От самых больших виднелась лишь первая четверть. Внутри некоторых часов вместо цифр Цирса располагались другие часы, обрывки пейзажей времён года, растений и вообще чего угодно. Часы сплелись в единую спираль.
- Великие Маги знают, что время может растягиваться и сжиматься – пояснил Шаас – это Фрактал Времени. Его нарисовала Суния.
- А всё остальное тоже она?
- Другие Великие Маги. Вот её портрет сделал Ночун, а вон там, где Земли Весны – это рисунок Сентября Юлианновича.
- И что это за дом? Чем он так важен для Великих Магов, что они решили устроить здесь музей, в который ходят по паролю?
- Идёмте с нами, и вы всё сами поймёте.
Они прошли дальше в дом и оказались у железной двери. Перед ними появилась та же старуха – при свете она показалась Елене ещё более старой и бесцветной. Она протянула шнэллке какую-то песочного цвета тряпку.
- Завяжи глаза! – брызгая слюной, проскрипела она. Её голос не терпел никаких возражений. Оба спутника взяли её за руки и повели вперёд. Свет, проникающий через повязку, всё угасал. Воздух становился всё более сырым и холодным. Они спускались вниз, под землю. Дальше произошло что-то странное. Хотя они до сих пор шли вперёд и вниз, она потеряла ориентацию в пространстве.
- Осторожно, внутренний компас здесь не работает, металл – раздался чей-то голос – Елена не поняла, чей.
Потом они долго поворачивали влево и вправо. Свет мерцал – видимо, на потолке висели лампы неравномерного света. Через полчаса – или час? – мерцание прекратилось, вокруг опять стало темно. Спутники остановились. Послышался звук едущей металлической двери. В нос хлынул поток свежего морского воздуха. Послышался плеск воды. Они прошли ещё немного вперёд, дверь опять поехала куда-то, а Шаас сказал: - «Можете снимать. Только не упадите сразу». Его голос несколько раз повторился эхом. Елена сняла повязку.
Она стояла в тёмной пещере. Позади была плотная каменная стена, а впереди – голубая вода и арки пещер. Где-то там, впереди, тускло мерцал свет – такой же холодный и голубоватый, как в окнах города. По стенам мерно скользили блики воды. Рядом покачивалась моторная лодка.
- Это надводная часть Пещер Хиса. Здесь моё пристанище. Вот моя лодка, а вон там – Шаас указал направо, где на берегу виднелось что-то чёрное – я храню все свои пожитки – чертежи, камни, динарии. Это мой дом. Можете не запоминать дальнейший путь – он всё время меняется. Самостоятельно вы сюда не попадёте.
- Неужели это правда?
- Я никогда не вру.
- Шаас, да вы богаче моего отца! Я говорю не о деньгах. У него есть несколько красивых домов над землёй, но у вас дом лучше. У него есть множество кораблей, но по вашим чертежам можно построить лучшие. У моего отца есть золотые динарии, а у вас…
- Ей-богу, я и не в курсе был, что такой богатый.
-… эти Слёзы! Камни воды похожи на слёзы, и вы можете их собирать.
- А какой от этого толк? Ну скажите, какой толк от этого всего? Кому нужны эти чертежи, если по ним никто ничего не хочет строить?
- Вы ведь и не пытаетесь заставить кого-то это сделать!
- А оно вам нужно? Море-то маленькое, кругом Завесы. Какая разница – день или два плыть по морю туда-сюда? Больше денег? Зачем?
- Шаас, это бесполезный разговор – нравоучительным тоном вмешался Вася.
- И правда – согласилась Елена и отвернулась. Почему-то Шааса это обидело. Он вдруг заметил, что её белая шерсть от света вдали пещер стала голубой.
- Ну, идём, что ли? – спросил Вася и первый залез в лодку на небольшое возвышение, на котором стояла маленькая пушка. Шаас подал руку Елене и влез в сиденье рулевого.
V

Они долго плыли под сводами пещер. По ним стекали застывшие слёзы – камни воды, они светились и освещали путь, так что было светло, будто в потолке пещеры было проделано множество маленьких отверстий. Вода была настолько прозрачна, что было видно, как в ней проплывают рыбы со светящейся алмазной чешуёй. Шаас почти не касался руля – казалось, вот-вот мана-лодка врежется в какой-нибудь острый косяк, но автопилот знал своё дело. Всё ближе были эти трое к выходу из пещеры, и всё светлее становилось вокруг. За одним из поворотов каменный потолок сменился живым деревянным – выход из пещер надёжно закрывали от чужих глаз длинные лианы. И свесившаяся лоза легко проезжала по голове.
Наконец они выплыли наружу! Слева между лёгкими розоватыми облаками ярко светило утреннее солнце. Его лучи глубоко проникали сквозь чистые волны внутренних вод архипелага и освещали большой остров перед лодкой. Воздух избавился от привкуса пещерной соли и наполнился кисловато-сладкими ароматами, приносимыми ветром из джунглей. По воде оттуда уже доносились возгласы птиц-аборигенов, встречавших утро.
Лодка приблизилась к острову. Среди высоких пальм, смоковниц и более мелких растений пролетали разноцветные райские птицы, копошились маленькие зверьки с когтистыми лапками и огромными глазами: некоторые из них выбежали на узкий рыжий пляж поглазеть на приближающихся гостей. Елена достала из сумки пакет с орешками и стала бросать их на берег. Зверьки бежали к орехам, брали в обе лапки, грызли, требовали добавки, делая сложные акробатические номера… Лодка всё плыла вдоль берега в сторону против солнца. Вот впереди показался большой серый камень. Вблизи он оказался ничем иным, как огромной каменной лысой человеческой головой с трубкой в зубах. Шаас выключил двигатель: едва заметное жужжание струн из-за головы прекратилось. Он выпрыгнул на берег, по-дружески постучал по голове человека и ловко поймал верёвку, брошенную с лодки Васей. Правда, при этом с Шааса слетела треуголка, но сердито подняв и стряхнув с неё песок, он обвязал трос вокруг трубки. Пока Вася переносил вещи вроде удочек и котелков на берег, Шаас спросил у Елены:
 - Во сколько эти звердомазы должны приплыть?
- Ну, если они возьмут «Непобедимого», то должны к девяти быть у входа в пролаз. Кстати, а где черепахи?
- Так, им плыть по пролазу сюда, по крайней мере, часа два. А хорошая посудина. Бесполезная… Да, а черепахи на той стороне. Я пошёл на разведку, а вы пока располагайтесь. Мы здесь до вечера. Почти.
Шаас развернулся и исчез в зелени пальм, оставив на песке следы огромных, не по-росту, сандалий. Елена вернулась к Васе, который уже расположился на берегу и запустил в море спиннинг.
 - Елена, вы когда-нибудь видели Ярру-Кир? – та села рядом с ним на тёплый песок.
 - Это планета Ярра?
 - Ну да.
 - Нет. Её не из всех точек планеты видно.
 - «Планеты»? Да, тут среди Драконьих Завес целая планета – без тени язвительности ответил он – А Ярра-Кир – вон она – и он указал на западную часть неба, где показалась голубая сфера и быстро – для планеты – поплыла на юг, в сторону скрытых зеленью пещер.
- Я её себе представляла несколько меньше – почему-то с оттенком разочарования заметила Елена, на что Вася глухо рассмеялся.
 - Ну, в Приюте Хиса Ярра выглядит чуть больше, чем во Владениях Кэртов. Кстати, вы не знаете, почему эту планету видно не везде, а места, где видно, расположены несоответствующе для такого явления?
 - Что?
 - Почему Ярру видно не везде?
 - Ну, у неё очень запутанная траектория, она движется быстро, отдаляется от Кат-Иссы в тех местах, где её не видно – с заумным видом объяснила Елена. Вася коснулся лба и ответил:
 - Да бросьте вы эту чушь, что в школе изучают! Всё это ложь, неправдоподобная ложь! Поверьте мне, как астроному!
 - Так вы астроном?
 - Да, и вот что я вам скажу: это космическая пыль скрывает Ярру, причём это не простая пыль, а пыль магических камней. Они действуют как зеркало, скрывая планету. Это связано с Завесами и обитателями этого голубого светила.
 - Так вы астроном? – переспросила Елена.
 - Был, пока не выгнали – тут Вася вытянул из воды спиннинг, снял с него зубастую рыбу, и тихо объяснил: - Короче, обсерватория ни денег не приносит, ни открытий, вот меня, единственного её обитателя и выгнали. Ну, исследования были, но их, короче, не приняли в НИИ Аль-Медина. Чего-то им не понравилось. Вот если бы я открыл какую-нибудь безымянную комету номер эл-тэ-эм шейсят один, тогда другое дело…
 - Где-то я это уже слышала.
 - Да, на Шээл’а И’Рэй собрались представители изобретателей-открывателей, чья работа никому не нужна.
 - И Дарий с этим… Ишуром тоже?
 - Да.
 - А чем они занимались?
 - Всё-то вам интересно. Ну, скажем так – Вася сделал свой любимый жест – Они оба повара, но решили, значит, всех удивить чем-то новым. Да, у них судьба похожая, только Дарий вообще готовить не умеет, поэтому коком у нас значится Ишур. Да они и работали в одном трактире.
 - Где?
 - Нет-нет, больше ничего не скажу. Да и зачем вам? Лучше берите другую удочку и начинайте ловить здешних зубастиков.
 - Это путассу.
 - Ну тем лучше.
Когда Шаас вернулся, свежевыловленная рыба уже жарилась на костре. Солнце поднялось выше и палило жарче, так что Шаас даже снял треуголку, а Вася надел повязку, в которой совсем походил на пирата - крысолака. Перс стал что-то вырезать из тонкого ствола смоковницы складным ножом.
 - Ну что, нашли здесь, что искали? – спросил он - Держу пари на Шээл’а И’Рэй, что нет.
 - Шаас, вы можете кое-что сделать для меня?
 - Смотря что – ехидно ответил тот, подражая голосу Елены.
 - Поймать вон ту бабочку – она указала на белую бабочку, которая порхала около камня – головы и села ему на лысину. Шаас вздохнул и достал свою шпагу из ножен – он её использовал вместо умклайдета, как делают все моряки, и направил остриё в сторону бабочки. На эфесе меча сверкнул зелёный камень, и луч света полетел к бабочке. Та забилась, пойманная в магический «сачок» и полетела к Шаасу, тут же сев к нему на левую ладонь. В это мгновенье она окрасилась в серый цвет, а с краёв крыльев рядом с тельцем появились два маленьких огненных пятна. Елена надела белые резиновые перчатки, взятые из сумки, взяла бабочку в руку и осторожно, чтобы не коснуться её шерстью, расположила внутри прозрачной коробочки.
 - Зачем вам моя бабочка Тумы?
 - Изучать.
 - Вот как? Может, когда-нибудь мы их и зачаровывать научимся. Ведь Древние Народы это легко делали.
 - Шаас… - раздался жалобный голос Васи, поворачивавшего палку с рыбным шашлыком.
 - А что? – перс развалился на песке, подперев голову руками – это, в конце концов, моя мечта – уплыть на Инил Иссу, изначальный материк. Там впервые появились кошки после Явления Стихий, там находятся их важнейшие научные центры, там много островов… Но попасть туда не-льзя. Да, нельзя. Хотя наши Великие Маги и победили посланника Кая, Завесы, вызванные им, всё ещё остались, и мешают проплыть дальше линии горизонта…
 - Ну, не так уж наше пространство ограничено – промямлил Вася, жуя горячий шашлык прямо с палки.
 - А всё равно от кораблей никакого толку.
 - Шаас… Нет, это уже всё. Елена, это надолго. Нет, ну вы посмотрите на него: лежит, покрыв голову треуголкой. Значит, придётся оставить его тут и идти на ту часть острова без него. Пусть прибой послужит тебе колыбельной!

Они шли сквозь джунгли по узкой, заросшей тропе. Им постоянно попадались по пути кричащие, щебечущие и рычащие представители цветастой местной фауны, и постоянно слышались восторженные возгласы Елены, которая безошибочно называла  и рассказывала об них. Шаас с видом великомученика, которого ведут к виселице, плёлся позади. За всю дорогу он сказал только два слова, глядя на наручный барометр: - «Будет дождь». И правда, пока они шли, лучи солнца постоянно проникали сквозь листву, образуя мерцающие снопы света, но когда кошки выбрались на южный берег, более широкий и каменистый, чем северный, светило закрыла серая туча, и посыпались первые капли дождя – первая на нос, вторая на руку, а третья перешла в ливень. Потом Вася и Шаас, с опаской поглядывая на серое, хотя и не сильно волнующееся море сквозь подзорную трубу, сидели под зонтом, который предусмотрительная Елена взяла с собой, в то время как хозяйка зонта ходила по берегу и заглядывала в панцири черепах.
Так прошло много времени – дождь прошёл внезапно, появилось солнце, отразившееся в миллиардах капель, появившихся на листве, а самое главное – впереди показался мана-баркас, одна окраска которого говорила: - «Сделано в Аэллине». Вот он уже в двух-трёх кабельтовых от берега, даже без подзорной трубы на носу можно увидеть рослого опрятно одетого красавца – шнэлла, который смотрит на тебя в свой «глаз». Вот баркас пристал к берегу: с него спустили неизвестно как уместившуюся на нём вёсельную лодку, в которой сидит тот же кот в деловом костюме, который сильно измочил дождь. Он вышел на берег, и Елена бросилась его обнимать.
 - Ну что, руки – лапы целы? Всё на месте? Да я смотрю, вы джентльмен и держите своё слово, данное кошке – обратился шнэлл с сильным Снежноцарским акцентом к Шаасу и протягивая ему руку.
 - А я смотрю, вы и есть тот самый жених, ради, кхм, «проверки» которого Елена бросилась в пучину моря Хиса? – шнэлл в ответ рассмеялся.
 - Нет, конечно же, я ей никакой не жених – у Елены нет женихов – я Сильвестр, её троюродный брат.
 - Это правда? – обратился Шаас к Елене, округлив и без того круглые глаза.
 - А вы мне так просто поверили? Как же просто вас обмануть! – подняв хвост, ответила шнэллка.
 - Тьфу ты, тысяча морских чертей! А ты что смеёшься, Вася? Скажи, ты знал, а мне не сказал?
 - Тише, тише, не кричи. Я догадывался и сказал тебе об этом.
 - Что-то не помню.
 - Ну хоть не зря сплавала? – продолжал Сильвестр - Хоть приют Хиса видела, знаешь теперь, что это такое. Да! Я всегда говорил: ничего не бывает зря.
 - Правда, что ли? – спросил Шаас со всё ещё такими же круглыми глазами.
 - Чего правда?
 - Что ничего не бывает зря.
 - Конечно!
 - Даже не бывает таких кошек, которые зря на свете живут?
 - Ну, каждые из нас созданы для какой-то миссии…
 - Ладно, зря спросил, ваша шнэлльская философия так же бесполезна, как мои корабли. Ну что, прощайте! – сказал перс Елене.
 - До скорого! – Она взмахнула белой лапой и села в лодку, которая переправила её на баркас, а тот уплыл домой.
VI

 - Шаас, ещё не поздно! Прошёл всего лишь час! Они там два часа плыть будут, мы их можем догнать! – Шаас сидел, уперев голову в колени, а Вася ходил рядом взад-вперёд.
 - Чтобы они нас повесили неизвестно за что? Вроде как я похитил Елену, так что меня можно уже два раза провести под три палки.
 - Да не сделают они этого! Шнеллы – хозяева своего слова. Если они не арестовали нас здесь, то не арестуют и там!
 - Только не родственники Вальс-Фи;ле!
Минута молчания.
 - Ну и долго мы будем здесь сидеть? Пока Чёрная Тень не станет белой?
Шаас вдруг поднялся на ноги. Треуголка опять слетела с его головы.
 - Точно! Чёрная Тень! Чёрная Тень Шаху и Мурк Золотое Ухо! – Вася насторожился и завёл уши назад – они со своей командой любят здесь рыбачить. «Непобедимому» они ничего не сделают, а вот на баркас напасть, пока он плывёт мимо здешних лабиринтов… Бегом, к нашему боевому катеру!
  - Треуголку хоть возьми! – крикнул Вася и побежал за Шаасом следом.
Море было спокойным, солнце жгло как никогда в этот полдень. По небу одиноко проплывало облачко в форме скелета рыбы. Шаас выжимал всё из педали и руля своего агрегата, называемого то мана-лодкой, то боевым катером. Он огибал скалы, рассекая воду по известному одному Шаасу совершенно безопасному маршруту. И вот они увидели то, чего боялись увидеть – пустой баркас, который одиноко качался среди волн и медленно погружался под воду. В боку его зияла пробоина, сделанная мана-пушкой.
 - Я успею! – со всех сил скрутив руль, закричал Шаас, огибая баркас – Вася, ты там как в месте канонира, никого впереди не видишь?
 - Нет – крикнул он. Ветер относил его слова назад.
 - Ты помнишь, сколько там котов ещё на борту было, окромя брата этого?
 - Кошек не было, был один кушастик. С большим таким пятачком.
  Через пять минут быстрого полёта по волнам за поворотом показался другой баркас, окрашенный в чёрный цвет со знаком «Грустного Роджера» - знака Мурка, страшного кровожадного пирата. На его борту было заметно какое-то движение, он плыл медленно.
 - Сколько их там?
 - Как ты и говорил - Мурк, Шаху, два других кота, один крысолак и трое наших пленных!
Крысолак на баркасе бросился к пушке, но было уже поздно: оба судна намертво сковали магические вороны. Шаас со звоном вытащил шпагу и прыгнул на борт. Глаза всех  - у пленных перепуганные, у пиратов налитые кровью – устремились на Шааса. И действительно, что он мог сделать один против пятерых, двое из которых – лучшие фехтовальщики не только в Приюте Хиса, но и, наверное, по всей планете. Но Вася бросил Шаасу какой-то предмет. Тот поймал его и бросил под ноги невысокому косому чуссу, называвшемуся Мурком и одетому в грязную матроску. Это была ещё более грязная перчатка. Мурк схватился за эфес.
 - Либо моя смерть, либо верни пленных!
 - Хозяин, может, просто прирежем его? – злобно скаля жёлтые зубы, пропищал крысолак.
 - Молчи, Флоб, я сам с ним разберусь! – звякнув двумя золотыми серёжками, крикнул Мурк.
Они скрестили шпаги.
 - Итак, решено: либо ты, либо они! – чусс просверлил Шааса насквозь своими страшными неопределённого цвета глазами.
 - Решено!
Мурк фехтовал куда лучше Шааса, это стало заметно сразу. Тот неумело оборонялся, пока противник крутил неизвестные ему приёмы. Чусс уже хотел пронзить перса насквозь, как остриё его лезвия наткнулась на что-то невидимое и бесшумно скользнула по нему.
 - Магия! Ну почему её не запретили на дуэлях? – страшно заорал Мурк – Ну ничего, мана у тебя не бесконеч-на-я!
Это было страшное зрелище. Шаас прижался к краю баркаса и уже готов был упасть спиной на свою более низкую лодку. А Золотое Ухо всё злорадствовал и посыпал Шааса проклятьями. И проклятье оказалось рядом. Их корабли, сцепленные вместе, всё это время плыли по течению и уже выплывали из узких лабиринтов скал, ведущих к Черепашьему Острову. А из открытого моря сквозь туман им навстречу уже спешил хорошо оснащённый бриг волколаков – пиратов, таких, которых не принимали в Приюте Хиса.
 - Прекращайте драться! Волколаки прямо по курсу! – что есть силы закричал Вася.
Никто не обратил на это внимания. Но тут луч маны прорезал баркас Мурка. Оба дерущихся чуть не упали, Шаас успел отскочить в лодку. Тут какой-то кот из команды под флагом «грустного Роджера» выхватил «глаз» у пленного шнэлла и посмотрел на волколаков сквозь него.
 - Их всего трое – коротко доложил он.
 - На абордаж! – закричал Мурк.
Вася отцепил шпагой-умклайдетом магических воронов, понимая, что если этого не сделает, об абордаже можно будет забыть. Баркас Мурка помчался навстречу волколакскому кораблю. Вот уже вороны сцепили их, но «грустный Роджер» не успевал доплыть до противника: носовая пушка прожигала щиты насквозь. И тогда Шаас решился на отчаянный шаг: он изо всех сил нажал на педаль и что-то прокричал. Но Вася понял и без слов: он выстрелил в противоположную волколакам сторону. И катер как игла вонзился в бриг. Тот сильно накренился. В пробоину пошла вода: и бриг, и катер были сломаны безвозвратно. Но Мурк об этом не знал: вся его команда запрыгнула на корабль волколаков. Послышался лязг металла.
Шаас вскочил и дал знак Васе. Они оба бросились в воду. Вася опередил друга и залез на борт баркаса. На него тут же наскочил крысолак – единственный, кто там остался, кроме пленных. Вася чуть не упал, но кто-то сильно ударил крысолака по голове. Это был Шаас. Они оба бросили крысолака за борт. Шаас зажёг свою шпагу и перерезал воронов, пока Вася залезал в место рулевого.
Под бурные аплодисменты рыб и чуть более бурные проклятья обманутой команды Мурка все пятеро – а их оказалось ровно столько на баркасе – скрылись в тумане.
VII

***
Белый туман, который обыкновенно окутывает море в это время, всё сгущался. Кроме шума струн в моторе баркаса вокруг не было слышно ничего.
 - А я уж и не надеялся, что вы нас спасёте – Сильвестр пожал руку Васе, пока Шаас, немного обезумевший от поцелуя Елены, сидел на корме и разглядывал свои лапы.
 - Да-да, конечно. – Вася коснулся лба - Только нам надо плыть куда-то дальше. Вся мана израсходовалась на щиты, так что проплыть мы сможем недалеко.
 - Я могу послать сигнал по радио, вот только… - Сильвестр с вопросительным жестом посмотрел в сторону Шааса.
 - Вы боитесь, что меня арестуют? – вдруг ожил тот – Но вы ведь расскажете, что мы, я… короче, что мы не похитители.
 - Да, конечно. Но только контрабанды и многочисленных краж стройматериала никто не отменял.
 - А Вальс-Фи;ле останется чистым? – ухмыльнулся перс – Да, хорошо устроился.
 - Вас должна интересовать не его судьба, а ваша.
 - А есть варианты? – Шаас серьёзно посмотрел на шнэлла – Моя песенка спета. Васе бояться нечего, он тут вообще ни при чём, просто случайно оказался на корабле в плену у «Грустных Роджеров», ведь так? На него дел никаких не заводили. А я… Да я и так бесполезен, так что прошу только сочинить в мою честь грустную балладу.
 - Тогда я нажимаю – взяв «глаз», сказал Сильвестр.
 - Нажимайте.
Долго ждать не пришлось: через десять минут из тумана вдруг выплыл большой трёхмачтовый корабль. Он плыл на моторе, большинство немагических ( а других и не было, в отличие от Шээл’а И’Рэй) парусов было убрано. Это был самый быстроходный боевой корабль во всём кошачьем флоте Новых Народов (так что Дети Земель Рассвета и авиаки не считаются) и являлся собственностью Вальс-Филе. С «Непобедимого» бросили лестницу. Сильвестр, Елена и кушастик, чьё имя никто так и не узнал, поднялись на борт первыми. Затем поднялся Шаас.
Перед ним стояли несколько матросов-кушастиков и какой-то чусс средних лет, лицо которого показалось персу знакомым.
 - Генерал Рыбин! Что ж, этого следовало ожидать. Арестовывайте меня! – Шаас протянул вперёд руки.
 - Какая встреча! А вот я никак не ожидал того, что ты поплывёшь с ними! – раздался бас генерала – Ну, иди сюда, я тебя обниму! – Шаас отклонился от его объятий.
 - Не понял, это что значит?
 - Слушай, честно говоря, - тихо проговорил Рыбин на ухо персу – я никогда не верил в то, что твои дела являются преступлением. Ну, а в воровстве они сами виноваты, что у тебя не было выбора – и добавил более громко: - Тебе выдана амнистия именем самого царя по просьбе Абдулы Чёрное Крыло! – и протянул ему бумажку с царской печатью.
 - Похоже, я и вправду начну верить в чудеса! – проговорил Шаас и округлил глаза вместе с уже залезшим на палубу Васей.
 - И верь! Как можно в мире с высокими технологиями магии не верить в чудеса!? Ну ладно, пойдём к Абдуле, он тебе кое-что хочет сказать. А твой друг пусть поест и отдохнёт.
И Шаас пошёл за одетым в белую форму генералом вдоль палубы этого большого корабля, где сильно пахло деревом. Они спустились вниз, прошли по освещаемым зелёными круглыми лампами коридорам и оказались перед дверью одной из кают. Рыбин постучал и протолкнул невысокого Шааса в открытую дверь.
Перед ним за офисным столом сидел небольшой чёрный кот и грыз карандаш. Позади него в круглый иллюминатор проникал тусклый свет, так что в каюте было темно. Кот поднял голову и его лицо из задумчивого стало каким-то испуганным. Он широко открыл глаза и подошёл к Шаасу. Потом взял его за руку, посмотрел в глаза и сказал:
 - Знаешь, ты был прав насчёт меня и магии. Прости – затем вернулся к своему столу и опустил глаза.
 - Почти шесть лет непрерывного продрогания под лодками как-то не слишком окупает одно «прости».
 - Да, знаю.
 - Ну и почему ты так резко изменил своё отношение ко мне?
 - Недавно у меня был этот… высоченный чёрный зеленоглазый кот…
 - Ночун.
 - Да, верно. Он мне объяснил всё – и то, что Завесу к Восточным Землям я преодолел случайно, и то, что изобретения твои должны работать – я ведь не знал о твоём…
 - Шээл’а И’Рэй.
 - Да, верно. Он мне разъяснил всю теорию магии.
 - Часть.
 - Да, верно.
 - И ты ему поверил на слово?
 - Нет, он предоставил неопровержимые доказательства.
 - Люблю этого мага за оригинальность. Он показал тебе картинки?
 - Он построил модель ускорения маны прямо у меня на глазах.
 - И показал зачарование предметов?
 - Да, верно. А ещё дал мне это письмо. Мы, конечно, не надеялись, что ты будешь здесь, но я был готов. – Абдула протянул Шаасу конверт со светящейся всеми двенадцатью волошбами печатью.
Перс посмотрел на конверт – там точно было написано его имя и имя Ночуна. Тогда он попробовал содрать печать когтями, но потом воспользовался шпагой - умклайдетом. Перс достал ослепительно белый лист бумаги и попытался прочитать.
 - Можно свет включить?
- Да, верно.
Послышался звон струны, и над Шаасом загорелась зеленоватая круглая лампа Тумы. Он прочитал:
Здравствуй, Шаас. Я знаю всю твою историю – от рождения и до двенадцатого июня 5004 года. Я знаю то, что ты гениальный кораблестроитель, но до этого дня это было тебе в тягость – ведь ты не знал, зачем вообще нужно строить корабли в ограниченном Завесами мире. К тому же, твои изобретения не приняли. Но пришло твоё время!
Ты об этом, конечно, не знаешь, но в девяносто девятом году я изобрёл Разрушитель Завесы и даже сумел им воспользоваться, чтобы попасть на Киру Лод  (ты должен знать, как это переводится). Но для того, чтобы преодолеть западную Завесу и попасть на Инил Иссу, нужна более мощная пушка и, соответственно, более мощный двенадцати-эмный корабль. К тому же, мы не знаем, что нас ждёт там. Как ты понял, я хочу доверить его проект тебе. Если хочешь, я жду тебя в своём доме напротив Дворца Уснувшего Солнца, что в Аль-Медине.
До скорой встречи.
Ночун.
 - Молодец, Шаас!
 - Удачи! – послышалось за спиной.
Но действие спорамина неизбежно заканчивалось и Шааса сильно тянуло ко сну…


 - Проснись, капитан! Мы тонем!
Шаас немного приподнялся, но его веки никак не хотели открываться.
 - Успокойся, Шаас. Мы на берегу, с амнистией и с нашими мозгами – голос был вроде незнакомым, но приятным и не чужим – Это ж надо столько спать! Двое суток – это тебе не таблетка спорамина, а целая банка! Ну, а сейчас можешь поспать. У тебя впереди много дел и открытий. Так что спи.
 Тяжёлые веки наконец открылись. Перед Шаасом стоял чёрный высокий кот в жёлтой мантии, словно сошедший с картин дома Хиса. Его зелёные глаза смотрели на перса несколько печально, а в лапе он держал свой неизменный цветной посох.
 - С новым утром!