Испанская грусть - 1. Лиссабонская Алфама

Любовь Гиль
"Еврей - это избранный Богом в хранители его Учения,
и эту священную  миссию он исполнил, несмотря на огонь и меч
идолопоклонников, пытки и костры католической инквизиции"
 
                Л.Н. Толстой, из статьи "Что такое еврей?", 1891 г.


    Путешествуя по странам Европы, восторгаясь их красотой, архитектурой, памятниками старины, внезапно обнаруживаешь среди всего этого великолепия следы еврейского присутствия. Например, можно увидеть на здании церкви изображение маген-давида. Несомненно, такие моменты не могут оставить тебя равнодушным, они будоражат воображение, побуждают к погружению в еврейскую историю, прекрасным путеводителем к изучению которой может служить "История евреев в Европе" С.М. Дубнова.
    Известно, что в городах средневековой Европы еврейские общины, как правило, были сосредоточены в отдельных кварталах. В Италии - это Джудека (Giudeca), в Испании - Худерия (Juderia), в Португалии - Жудерия (Judaria)...Сохранилось ли что-нибудь от еврейского квартала и его обитателей до наших дней? Немало  известных произведений посвящено этой теме. Не будучи оригинальной в выборе темы, хочу поделиться некоторыми своими впечатлениями от посещения Испании и Португалии.   
                Лиссабонская Алфама
Появление евреев в Португалии зафиксировано ХII-м веком в период правления Альфонсо I . Евреи селились в Лиссабоне, Опорто (современное Порту) и других городах в отдельных кварталах, строили синагоги, таким образом создавая еврейские общины. Еще до изгнания из Испании, в тяжкие времена преследований и погромов евреи бежали из Кастилии, Арагона и других испанских провинций в Португалию. Но в 1492 году еврейские общины Португалии значительно увеличились, пополнившись изгнанниками из Испании. Однако вскоре (1496-1498) произошло и изгнание евреев из Португалии. Часть представителей еврейских общин покинула пределы этой страны, рассеялась по другим странам, многие предпочли смерть во имя веры, некоторые приняли христианство.
  Более 500 лет не существует в Лиссабоне некогда процветавшей еврейской общины, но сохранилось название - Алфама. Каково же значение этого слова? Вот какое обьяснение приведено у С.М.Дубнова: " "Aljama" происходит от арабского слова "al-djamaa", употреблявшегося для обозначения еврейской общины и общинного совета в форме "d amaa al-jehud". Воспринятое испанцами, это слово в кастильском произношени звука  j звучало как алхама. Это видно из одного декрета Якова I  от 1263 года, где оно приводится в латинской транскрипции в форме "alhamia". Алфама же отличается от Алхамы лишь спецификой португальского языка.
  Сейчас Алфамой называется один из самых старинных лиссабонских кварталов, где как раз и проживали евреи до конца ХV столетия. В 1755 году в Лиссабоне произошло небывалое в Европе землетрясение, разрушившее бОльшую часть города и унесшее сорок тысяч жизней, но Алфама не претерпела при этом особых разрушений. Организованным туристам обязательно показывают это  интересное место.
Мы с мужем в первый же день своего пребывания в Лиссабоне  случайно забрели в этот пахнущий стариной и жареными сардинами район, не ведая ни его названия, ни истории. Мне показалось, что я в гостях у своих родных, близких мне людей, и, действительно, их необычайная приветливость, доброжелательность сразу бросилась в глаза. На узких улочках у своих домов сидели простые, добрые  люди, старики и молодые,  играли дети. Охотно показывая жестами нужное нам направление, они искренне радовались незнакомцам в нашем лице. Мы не знали португальского, они не знали ни русского, ни иврита, немного помог нам английский. Неожиданно появилась старушка, ярко выраженного иудейского типа, я невольно заговорила с ней на иврите, она не поняла ни одного слова. Оказавшийся рядом, пожилой мужчина, пытаясь нас понять, спрашивал откуда мы. И лишь только услышав слово - Исраэль, он заулыбался, как будто озарился внутренним светом и повел нас куда-то вниз с круто спускающейся улочки.
Сообразив, что ему вскоре придется подниматься вверх, мы, как могли, словами и жестами, стали отказываться, однако наш гид настойчиво вел нас. Чувствовалось, что он рад такому случаю.
  Он довел нас до одного из домов, на котором висела табличка с названием улицы "Judaria" (Жудерия) и номером дома, и мы поняли друг друга без слов. Долго стояли мы втроем и смотрели на эти ветхие, казалось, давно знакомые строения. Кто  знает? Может быть, кто-то и из наших далеких предков жил в одном из этих домов?..
Пожав нам руки, теперь уже не чужой для нас житель Алфамы медленно поднимался вверх, а мы, испытывая чувство благодарности, долго провожали его взглядом. Он несколько раз оглянулся и мы помахали друг другу рукой.
Возможно, некоторые обитатели современной Алфамы являются потомками марранов, но они даже и не подозревают об этом. Несомненно, есть среди них и те, которым известно их еврейское происхождение. Помните героя потрясающего рассказа выдающегося  писателя  Ицхака Башевиса-Зингера "Суббота в Лиссабоне" (другое название - "Шабат в Португалии") -  португальца, знающего о своих еврейских корнях - сеньора де Албейра, один из предков которого шестьсот лет назад написал "Респонсы" еврейскими  письменами. И этот старинный манускрипт свято хранится в доме де Албейра, передаваясь из поколения в поколение.
 Не исключено, что и нам встретился лиссабонец, которому известно что-то о его связи с еврейским народом, но он просто не смог нам это рассказать...
Продолжая наш путь, поднимаясь и спускаясь по улицам Алфамы, порой попадая словно в лабиринт, мы неожиданно встретили израильскую группу туристов. Какое везение! Экскурсовод показывал дома, сохранившееся с ХIV-ХV веков, рассказ его был насыщен историей Алфамы, впервые мы услышали о том, что дни недели в Португалии называются также, как и в Израиле: день 1-й -воскресенье, день 2-й - понедельник.., день 6-й – пятница, и шабад (наш шабат) - суббота.
  Сейчас в Португалии снова проживают евреи, но их количество незначительно. После того, как в 1800 году евреям было разрешено поселяться в этой стране, здесь обосновались выходцы из Великобритании. В 1910 году в Португалии произошла революция, в результате была установлена свобода вероисповедания и еврейские общины получили официальный статус. После Первой мировой войны численность евреев возросла за счет притока беженцев из воюющих стран. Во время Второй мировой войны сюда прибыли евреи из Франции и из России. На севере Португалии, в небольшом городке Бельмонто сохранилась группа евреев-"анусим" (жертвы насилия), предки которых приняли христианство, но на протяжении пятисот лет породнившиеся между собой члены этой общины продолжали тайно соблюдать иудейскую религию и еврейские традиции. Раскрылись они не так давно, приняли гиюр, открыли синагогу. Но не все жители Бельмонто остались в Португалии, в настоящее время некоторые из них совершили алию в Израиль, и этот процесс продолжается...
                сентябрь 2009 г.
                впервые опубликовано на сайте "Мы здесь" в №225
http://www.newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=1579

На фото
Переулок в Алфаме

Читать дальше здесь:

http://www.proza.ru/2016/06/20/519