Прогноз соседки. Беженский дневник

Гукк Альвина
Сегодня третье декабря две тысячи пятнадцатого года
Сегодня  четверг

Первую неделю сделала. Кажется, устала, ноженьки гудут. Отвыкла по  три часа перед аудиторией стоять. Да и говорить по  три часа  -  тоже надо знать, что говорить.  Но сейчас так накручена, что готова еще и еще что-то делать, писать, диалоги составлять «вопрос - ответ, вопрос – ответ, пожалуйста, еще раз».

Проведенные уроки давятся в моей голове  вопросительными и восклицательными знаками, всплесками слов,недоговоренностями, моментальными озарениями, веселыми, но еще неуловимыми идеями.
Я вижу перед собой лица учащихся,  их постоянно вопросительные глаза, слышу их голоса, потуги «сказать»  что-то.
 
У меня еще ничего не устоялось, конкретно о занятиях  писать пока не могу.
Но есть наблюдения о восприятии моей работы  моим окружением.

Сходила к соседке наверх, она первая в курсе  моих  передвижений. Это фрау  Шпрее, ей девяносто один год,  умственно идеально здорова, память в десять раз лучше, чем у меня,  рассудком собранна весьма.  Фрау Шпрее, во-первых, очень рада, что я наконец-то нашла работу,  ее радует, что мое личное «я» благоденствует,  а во-вторых, она  от себя лично живо интересуется мигрантской  экспансией, которую ее благоразумное государство  неблагоразумно-добровольно на себя навешивает.

Я ей рассказываю:
«Есть одна семья из Ирана, мужу пятьдесят шесть, конторский служащий, жене пятьдесят два, учительница начальных классов, из них образованность, интеллект так и прут. Из их сыновей тоже. Самуэлю тринадцать лет,  Эммануэлю семнадцать. Сидят все в ряд и вчетвером грезят школой.  Мальчишки имеют навыки самостоятельного обучения. В блокнотах у них ряды таблиц спряжений правильных и неправильных глаголов, всякие  перфекты и квамперфекты, вы же знаете, это высший пилотаж в грамматике. Значит, эти   готовились к Германии основательно. Но все четверо вслух произнести   ни одного слова не могут.

Есть два врача, какие-то техники есть, это я поняла с ними при знакомстве. Кое-кто что-то по-английски знает, с такими хоть чуть-чуть, но можно контактировать.
Большинство – только вопросительно-внимательно на меня смотрят. С ними надо как с белого листа начинать.
И постоянно одни приходят, другие уходят. Три дня, и все время какие-то новые лица. По двадцать пять - тридцать человек сидят. Пока не сориентировалась, с какого пункта  начинать, как сделать им  «азы» понятными.

А вчера двое вообще появились к концу занятия. Довольные, счастливые: «соцалАм», «соцалАм» говорят. Кажется, это слово знают все с первого дня пребывания.  Это они так искаженно  «социалАмт» - «социальная служба» говорят. Там их в очередь на квартиру ставят и всякое другое для них решают или обещают решить.
А двое заметных, активных, тоже вдруг пропали, а потом к концу занятия приходят, и я  попробовала у них  выяснить, где были, что делали. Они сказали, что мечеть в городе  искали."

«Вот видите, еще война будет.» - Прерывает меня моя рассудительная соседка...
«Какая война?»
«Ну,  религиозная. Я же вам давно говорила. Эти горящие общежития, когда беженцев с Балкан  в конце  девяностых годов тут много было, начинают повторяться.»
«Да,  да, Вы говорили..."
Моя соседка решительно констатирует:
«Я рада, что мне довелось пожить хорошо. А Вам еще придется трудно. Этот ислам к добру не приведет.»
«Фрау Шпрее, но  ислам сам по себе не агрессивнее, чем любая другая религия.»
«Он – нет, он – от Бога. Но его используют  от дьявола. Его подставляют  и несут впереди, как щит...»

О, о, моя премудрая престарелая собеседница поражает меня в который раз.
Когда-то, теперь  уже покойный ее муж, вздумал мне жаловаться, что в  России в 1942 году одна девушка, посудомойка, не взяла от него настоящий шоколад, он его из дому к Рождеству в посылке получил. Вообще, ему  все русские такие непонятные  были, та украинка и по-русски-то не говорила, а он понимал уже по-русски, так она ему решительно так по своему, данке, битте, найн. Это почему-то обидело его тогда очень, он до сих пор понять не может, чего она так.

Это он меня, советскую,  плоть от плоти нашей истории, об этом спрашивал. Я ему миролюбиво, чтя его возраст, напомнила, что немецкая армия и - он лично- туда не на свидание с цветочками приходил.
«Но я лично никого не стрелял, я летным техником был. И я был красивый молодой человек,  всегда обходительный с женщинами и детьми."
Меня шокировали его слова. Он до конца жизни был «обходительный», и я его только  таким за нашими чаепитиями знала. Я с удовольствием в его и фрау Шпрее компании чай пила, мы часто много смеялись. Он бы остроумный, с задоринкой. Но чтобы так не понимать, до смерти не хотеть понимать, что он в Советском Союзе, в России делал!

Мне фрау Шпрее тогда помогла. Она заговорила гневно и резко. Она просто оборвала  и заткнула его, она говорила что-то об изнасилованиях, о том, что не было на той войне  «добрых техников», о том, что если виноват, то не на кого обижаться и прикидываться невиновным...
Это она говорила ему при всем том, что они вместе, как  пара, прожили  много счастливых лет.
 
И вот теперь, когда мы уже только вдвоем сидим,  она опять благодарит свою судьбу за хорошие годы.
«Фрау Шпрее, а какие Ваши годы Вы считаете счастливыми?»
«Сразу после войны, мы поженились в сорок четвертом, и до восемьдесят девятого года, как обе  Германии воссоединились.»
«Но когда я приехала сюда в первой половине девяностых, еще многое было «очень хорошо», совсем по-другому, чем сейчас.»
«Многое и сейчас  «очень хорошо», на мой век этого «очень хорошо» сполна хватит, но  Вам и детям достанется, не хочу даже представлять, как.»

Да-с, прогнозец.

                03.12.- 06.12.2015