Эксперимент 4

Лариса Калюжная
ВСТРЕЧА С ПРЕКРАСНЫМ

 Тему второго урока, на котором присутствовали только девочки 7-го класса общеобразовательной школы, подсказало мне их поведение в присутствии мальчиков этого же класса на первом уроке. Девочки, всячески стараясь привлечь внимание мальчишек, вели себя очень развязно: перекрикивали друг друга, перебрасывались двусмысленными фразами, даже толкались. Со стороны это выглядело довольно-таки комично, но девочки этого не замечали. Понятно, что с этим надо было что-то делать. Но - что? Говорить девочкам «как не надо делать» – бессмысленно. А «как – надо»? И тут мне вспомнился хороший современный рассказ «Встреча с прекрасным» (П. Петров). Чтобы заставить девочек задуматься, ошеломить их встречей с другим миром, я разбила рассказ на три части, две из которых они должны были продолжить сами (в устной и письменной форме) в ходе совместного обсуждения. При этом я старалась не вступить на опасный путь осуждения и сравнения их поведения с тем, «как надо».
 Я прочла рассказ «Встреча с прекрасным» до слов: «В итоге в нем родилось это слово…»:
 «Первый курс института врывается в жизнь вчерашнего школьника новыми друзьями, студенческой вольницей, бесшабашностью взрослого ребенка. Так случилось и с Александром. Но вместе с тем к нему пришло и иное чувство.
 «Чем она меня так цепляет?» - думал он, сидя на очередной лекции и глядя на свою однокурсницу. Этот вопрос мучил его уже около месяца. Она была милой, но совсем не красавицей, одевалась скромно и совершенно не пользовалась косметикой. К тому же прилежно писала все лекции, а Александр со школы не любил «зубрилок» Да и друзья посмеялись бы над ним, если б он стал ухаживать за такой девушкой. Его смущало то, что до этого он никогда не стеснялся знакомиться и общаться с понравившимися девушками, а с ней его охватывала непонятная робость. Она казалась неприступной крепостью, но в то же время это не было стилем «холодной красавицы». Саша долго подбирал подходящее определение тому, что его так привлекало и в то же время пугало в ней. В итоге в нем родилось это слово…».
 Прервав на этих словах чтение рассказа, я предложила девочкам подумать над несколькими вопросами:
 1. Что могло привлечь Александра в этой девушке?
 2. Какое слово подобрал Саша для определения того, что его привлекало и одновременно пугало в ней?
 3. Как бы вы постарались привлечь внимание понравившегося вам юноши?
 Вопросы вызвали оживленное обсуждение. Затем я продолжила чтение рассказа до слов: «было выведено вежливое»:
 «…Саша долго подбирал подходящее определение тому, что его так привлекало и в то же время пугало в ней. В итоге в нем родилось это слово: Чистота. Она была везде: и в больших серых глазах, всегда лучившихся добротой, и в скромной и милой улыбке, и в манере говорить, и в жестах. Вся сущность девушки была переполнена чистотой. Александр, как большинство современных молодых людей, жил в мире, где невинность считается пороком, а блудом гордятся. Встреча с иным миром, где живут по другим законам нравственности, потрясла, ошеломила, сбила с толку. Он хотел прикоснуться к этому миру, но боялся. Переборов себя, он дрожащими руками написал ей первое, что пришло в голову: «Может, сходим куда-нибудь сегодня вечером?» Ответ не заставил себя долго ждать и многое объяснил. Под предложением Саши аккуратным почерком было выведено вежливое:»
 После чтения я раздала листочки и предложила записать в них:
  Что могло быть написано в записке девушки?(5 мин на раздумье)
 Спросив не возражают ли девочки, чтобы их ответы, без упоминания имен авторов, были прочитаны, прочла ответы учениц Саше:
 • Хорошо, давай.
 • Конечно, я согласна! Во сколько?
 • Здравствуйте! Я согласна, давайте встретимся у меня дома, я приглашаю вас на ужин.
 • Давай, я согласна на твое предложение.
 • Я согласна.
 • Да, но зачем тебе это надо?
 • Не знаю, может быть.
 • Спасибо, но я не могу пойти.
 После того, как я выяснила, что фильм «Девчата» смотрели почти все, мы продолжили разговор, для которого я взяла за основу текст: «Один раз на всю жизнь», прот. Илия Шугаев (стр.151 – 156) (О Тосе из кинофильма «Девчата», о Татьяне Лариной из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
 В ходе беседы мы выяснили, что Татьяна оказалась красивее блестящей Нины Воронской. Тося – красивее «царь-птицы», красавицы Анфисы. А девушка из рассказа – красивее всех девушек, с которыми до этого был знаком Саша.
 Рассказ и сам по себе, и благодаря способу его подачи (с остановками на обсуждение) заинтересовал и даже заинтриговал девочек. Они принимали активное участие в его обсуждении. Большое оживление вызвали их собственные записки Саше. Судя по репликам, им не терпелось узнать, что же, все-таки, написала девушка в своей записке Александру.
 «…Переборов себя, он дрожащими руками написал ей первое, что пришло в голову: «Может, сходим куда-нибудь сегодня вечером?» Ответ не заставил себя долго ждать и многое объяснил. Под предложением Саши аккуратным почерком было выведено вежливое: «Извини, не могу. Сегодня вечером я пою в церковном хоре».
 В конце урока я снова раздала чистые листочки и попросила девочек написать в них темы для бесед и вопросы, которые их интересуют (5 - 10 мин). Вот, что они написали:
 • О романтике
 • О любви
 • О моде
 • Дружба
 • Деньги
 • Жизнь
 • Смерть
 • Почему старшие (многие) не уважают младших?
 • Как различить любовь и влюбленность?
 • О взрослении
 • Почему изменение поведения подростков называют переходным возрастом?
 • К чему ведет и зачем нужен урок духовно-нравственного воспитания
 • Я хочу больше узнать о своем имени (в 2-х записках)
 • Об Ангелах-хранителях
 • О Божественном Покровителе