Отдых в Абхазии

Ирина Раевская
Сначала мы забронировали билеты в Адлер...Но передумали. И поехали в Абхазию.
Честно говоря, я ни разу об этом не пожалела.
Лучше в Абхазию попадать через Адлер (лучше самолетом, но они стали часто падать...) В Адлере заказывать трансфер или автобусом добираться до реки Псоу.  Переходить границу (паспорта Российские, больше ничего не требуется),  и  потом до места назначения.
Но мы выбрали поезд Санкт-Петербург — Сухум. Ехать долго. Три ночи надо провести в поезде. Санитарная зона вдоль побережья Черного моря длинная, на девять часов проводники должны закрывать туалеты. Конечно, открывать их приходиться, люди не выдерживают. Некоторые проводники не зверствуют и туалеты вообще не закрывают,  а некоторые открывают  очень неохотно. Вагона-ресторана в этом поезде нет, кондиционеров тоже. На станциях можно выходить и покупать еду. Бывают длительные стоянки (от 25  до 74 минут).
Несмотря на некоторые неудобства дорога туда тяжелой не показалась, жары еще особой не было, начало июня, чего не могу сказать о дороге обратно. Но об этом чуть позже.
Я смотрела в окно и фотографировала.  Даже танки российские удалось сфотографировать, их вез состав по соседнему пути уже недалеко от Абхазии.  Таможенники проверяли документы дважды. Сначала на Российской стороне, очень долго и тщательно. Потом на Абхазской, очень быстро и формально. Проверка идет в последнюю ночь, так что мы почти не спали.  Утром в 8.45 прибыли в Сухум.
На вокзале сразу куча водителей такси предлагают свои услуги. Самый настойчивый предложил нас довести до отеля за 150 рублей. Естественно, мы согласились. Ехать всего 10 минут, но лучше ехать, чем идти с вещами, тем более не зная, куда именно следует идти.
Абхазцы народ очень гостеприимный, но на нас русских смотрят как на источник своего дохода. В ходу только наличка: российские рубли. Их валюты нигде не видели, но, говорят, что она все-таки есть. Таксист сразу представился: «Гия, Георгий». Потом предложил заехать сначала к нему угоститься домашним вином, а еще лучше остановиться у него жить.  Когда мы отказались (потому что отдых в отеле был уже оплачен нами полностью), предложил свозить нас сам на все экскурсии. Буквально навязал нам свой телефон и взял номер моего. В общем борьба за каждого россиянина идет у них между собой нешуточная. Кто первый, того и тапочки.
Мы добрались до гостиницы. Заезд в нашем ваучере был обозначен в 13.00, а мы в 9.00 были уже в гостинице. Но нас приняли, накормили завтраком и проводили в номер. Все очень вежливо, молодая и очень приятная девушка Вера даже пыталась помочь мне нести  тяжелую сумку, я, конечно, донесла ее сама.
Номер нам очень понравился. Мой муж до сих пор в восторге. Балкон, кондиционер. Белоснежная постель. Телевизор, холодильник. Никаких особых излишеств. Но все необходимое есть. Куча полотенец, фен, туалетные принадлежности. По нашей просьбе на балкон принесли сушилку для белья. По желанию можно белье отдавать в стирку.
Во дворе открытый бассейн. Очень чистая вода. Вечером включается разноцветная подсветка. Моего сына вечером с балкона было просто не выгнать. Сидел, слушал музыку, смотрел, что делают работники отеля во дворе, как пируют многочисленные родственники и друзья хозяина отеля Тимура. Тимур - очень импозантный мужчина лет шестидесяти пяти, всегда приезжал в отель завтракать. А  все хлопоты по содержанию отеля  достались его дочери Стелле. 

Немного отдохнув в номере, мы в первый же день пошли обозревать окрестности.  Ближайший пляж в километре от отеля.  Как говорят сами сухумцы, все дороги  ведут к морю.  На самом деле все дороги ведут или к морю или в горы. Когда спрашиваешь у коренных жителей, как куда-то пройти, они отвечают примерно так : «Направо, пройти два квартала и потом - вверх»  или «Налево, а потом вниз три квартала». Что поразило, так это то,  что в таком маленьком городе, кроме водителей такси названий улиц почти никто не знает, а потому не могут точно сказать, куда следует идти.  Но, как сказал юморист, не зная, дорогу все равно покажут, потому что очень гостеприимны. Однажды мне пришлось попросить одного пожилого абхазца нас подвести до рынка (наш отель находился недалеко от рынка), потому что мы окончательно заблудились, а где находится гостиница «Вива Мария» и улица Инал-Ипа  мужчина не знал.
Он подвез нас совершенно бесплатно, хоть мы предлагали ему деньги. По пути объяснил, почему сухумцы не знают названий улиц своего города. «Вот эта улица, - сказал он, - называлась раньше улицей Кирова, потом грузины ее переименовали, она стала называться улицей Аиааира, потом абхазцы переименовали ее снова, теперь эта улица В.Г.Ардзинба, и так со всеми улицами».
Теперь я знаю, что улица Инал-Ипа раньше была улицей Карла Маркса.

В первый день нам удалось побывать в Ботаническом саду, до которого мы добрались пешком, и в обезьяньем питомнике, и та и другая достопримечательность оказались тоже недалеко от нашего места пребывания.
Вход платный и в Ботанический, и в питомник. 550 рублей за взрослого, за тринадцатилетнего ребенка в саду взяли тоже 550, а в питомнике 300.
Сад понравился. Главное, там было много тени.  Очень хороша бамбуковая роща. Уже становилось очень жарко. Мы, питерцы, к жаре не привыкли.
 Запомнился китайский банан. Очень смешной, как фонарик на столбике. Оказывается, как объяснил нам служитель Ботанического сада, обычные бананы в Абхазии не вызревают, целых 40 дней нужной температуры не хватает. Пик жары в Абхазии приходится на август и первую половину сентября. Потом наступает осень. Зимой минимальная температура около +6. Нам бы их проблемы... Мы даже удивили служителей отеля тем, что сразу начали плавать в открытом бассейне. Они говорили, что им холодно на нас смотреть, температура воды, мол, всего 21 градус, а они раньше, чем она прогреется до 24-25 никогда не купаются.
Пока шли в обезьяний питомник, нам несколько раз предлагали корм для обезьян по 50 рублей, каждый торговец говорил, что дальше будет дороже, и потому надо корм купить непременно у него. Тоже очень жесткая конкуренция. Кто первый, того и тапочки. Кто не успел, тот опоздал. Даже симки с местной связью нам продали еще в поезде незадолго до прибытия в Сухум.
Корм для обезьян представлял собой нарезанную китайскую капусту и морковку. Но одна пожилая женщина, которая шла с мальчиком приблизительно того же возраста, что мой сын, чуть прихрамывая, сказала нам, что, если мы действительно хотим побаловать обезьян, то их надо угостить орехами или семечками, это для них настоящее лакомство. Мы обрадовались, потому что у нас с собой как раз был пакет с семечками. Оказалась, что женщина - бывший главный зоотехник обезьянника, проработала в нем всю жизнь. Еще она предупредила нас, что близко к клеткам подходить нельзя, обезьяны могут и укусить, и поцарапать. Но чем вкуснее угощение, тем бережнее они его берут прямо с ладони.
 Подъем в обезьянник оказался весьма утомительным. Довольно долго пришлось подниматься вверх по ступеням крутой лестницы с промежуточными площадками для отдыха, на некоторых из которых предусмотрительно были поставлены скамеечки. Я подумала, что в Питере подниматься по винтовой лестнице, например, Исакия,  гораздо легче, там холоднее, жара все-таки очень усложняет подъем.


Продолжение следует.