Чему учит война?

Николай Челомбитько
                ВОЙНА – УНИВЕРСАЛЬНЫЙ УЧИТЕЛЬ.
        И каждый, кто хочет брать уроки у войны, извлекает из них свои собственные выводы. Происходящее более двух лет жестокое кровопролитие на территории Украины вызвано стремлением националистической группировки, захватившей власть в Киеве, распространить своё влияние и на Донбасс, население которого сопротивляется проникновению нацизма в свои города.
       
         Главным признаком всех гражданских войн является втянутость в них мирного населения и вызванные этим значительные людские потери и разрушения. Погибло более 9000 украинцев, ранено десятки тысяч. Казалось бы, здесь речь идёт о проблемах другого государства, не России. И Россия не является какой-либо из сторон конфликта. Формально и физически – не является. А умом и сердцем – это и наша, российская, боль.

         Для меня уроки этой войны не новы. Хорошо усвоил их еще несколько десятилетий назад, когда лично столкнулся с носителями украинских националистических идей, с той лютой (до невменяемости) ненавистью ко всему русскому, советскому. Лозунги: «Украина понад усэ!», «Москаляку – на гилляку!» – давняя цель и мечта украинских националистов. Ради этого они готовы вешать, жечь, убивать всех несогласных.

         Война на Донбассе, вернее – расстановка общественных сил перед войной и обнажённые ею язвы русофобии, ещё раз посыпали соль на те больные места, которые я уже давно ощущаю.

                ЗДРАВСТВУЙ, МАРИЯ!
         Я позвонил из Москвы во Львов народной артистке Украины Марии Байко после почти сорокалетнего перерыва в общении. Работая в Киеве, я часто встречался с народными артистками Украины – трио бандуристок сестёр Байко. Но с Марией у нас были особые отношения. Она была лидером в семье, профессором Львовской консерватории. Её голос – лирическое сопрано – был ведущим в ансамбле сестёр. Мария бывала в гостях у меня дома. Моя дочка – ученица младших классов – всегда восторгалась её пением и строго следила за тем, чтобы все слушали, затаив дыхание. У нас в семье до сих пор хранятся домашние записи её пения под разлаженное пианино.

         Но я не об этом. Летом 1974 года в качестве одного из руководителей общества культурных связей с украинцами за рубежом (общества «Украина») я побывал с сёстрами Байко на фестивале Лемко-Союза США. Тогда в обществе «Украина» мы регулярно практиковали участие артистов в мероприятиях украинской диаспоры. На сей раз в Лемкорезорте (загородная резиденция Лемко-Союза) народа было очень много – слушатели заполнили большую лужайку размером в половину футбольного поля.

         Всё шло по плану: перед концертом я выступил и коротко рассказал об Украине в братской семье народов Советского Союза. Затем был нескончаемый и, как всегда, успешный концерт знаменитых сестёр. После концерта ко мне подошли мужчина и женщина возраста лет шестидесяти.
- Ярослав Стецько, – представился мужчина.
– А это моя жена Ярослава.Мы хотим пообедать с вами, поскольку моя жена очень любит сестёр Байко и хочет познакомиться с ними поближе.

         Я знал, кто такой Стецько и его жена. До смерти Степана Бандеры Ярослав Стецько был у него первым заместителем, а затем возглавил Организацию украинских националистов (ОУН). Являлся президентом Антибольшевистского блока народов (АБН), Ярослава (или Слава) Стецько, его супруга, отвечала за международные связи ОУН и АБН, привлечение новых членов в эти организации.

          Я, конечно, напрягся от неожиданности. Сопровождающий нас представитель Лемко-Союза, который наверняка знал об этом контакте, молча и выразительно ждал моей реакции. А сёстры Байко, судя по их усталому и голодному виду, даже не подозревали, кто перед ними и уже были готовы принять предложение. Естественно, я не мог оставить их одних и согласился.

                «А Я УЖЕ БАНДЕРОВКА…»
           За обедом Стецько, не теряя времени, стал прощупывать, с какой стороны проще всего найти мои слабые места. Он почему-то думал, что я буду соглашаться с его наездами на первого секретаря ЦК Компартии Украины В.В.Щербицкого, как наиболее высокопоставленного «угнетателя украинского народа». Но он, бедолага, ошибся, потому что из всех известных мне украинских лидеров, В.В. Щербицкого я уважал больше всех.

           Смехотворные аргументы Стецько мне показались настолько наивными, что я уже засомневался в его адекватности. Это теперь, когда слушаю и наблюдаю нынешних главарей современной Украины, я вижу, что действуя за пределами здравого смысла, они строго следуют давним традициям националистов.

           Дискутируя со Стецько, я «краем уха» прислушивался, о чём беседует с артистками его супруга. Она тоже «ласково и нежно» звала их в АБН и предлагала принимать участие в мероприятиях ОУН. Но сёстры вели себя достойно и отвергли все предложения вежливой дамы.

           …Я разговаривал по телефону с Марией Байко, наверное, целый час. Осторожно поинтересовался, как живут её соплеменники – лемки, зная, что эта народность всегда была пророссийской и называла себя русинами. Мария ответила, что её младшая сестра Нина – профессор Киевского университета культуры и искусств – до событий на майдане возглавляла Киевское общество «Лемковщина». Затем, как бы стесняясь, Мария Байко добавила: «А я вот стала теперь бандеровкой…». «И твой сын, наверное, в АТО?» – съязвил я. «Нет. Он преподаёт в университете» – ещё больше засмущалась Мария.

                ОТКУДА ПРИШЛА ВОЙНА?
             Отключив телефон, я долго не мог успокоиться. Как же так: люди, которые были нашей опорой в борьбе против националистов, выходцы из пророссийских семей и стали, вдруг, поддерживать бандеровцев?

              А ответ довольно простой. Не надо быть большим аналитиком, чтобы определить, откуда пришла бандеровская нечисть, а с ней и война. До распада Советского Союза на Украине и в России действовали мощные общественные организации, которые методами народной дипломатии поддерживали связи с друзьями нашей страны во всём мире. Наше общество «Украина» имело дружеские контакты с организациями украинской диаспоры большинства стран её расселения. Так, например, в США мы дружили с Лигой Американских Украинцев (ЛАУ), в Канаде – с Товариществом Украинских Канадцев (ТОУК). И мне не раз приходилось участвовать в их мероприятиях. Подобные организации действовали также в ряде стран Европы и Латинской Америки.

               Мы выпускали в Киеве две газеты – на украинском и английском языках и рассылали их во многие страны, в том числе и по домашним адресам. Кроме того, помогали организациям зарубежных украинцев издавать свои газеты, содержать книжные магазины, направляли и принимали многочисленные делегации.

               Можно считать, что в идеологической борьбе мы занимали наступательные позиции. Мы и близко не подпускали в нашу страну тех, кто пытался проникнуть к нам с недобрыми намерениями. И что произошло потом? Под прикрытием горбачёвской перестройки и гласности добравшиеся к власти враги нашей страны тут же лишили её надёжного оружия – распустили организации общественной дипломатии: закрыли Союз Советских обществ Дружбы, его отделения по всей стране и за рубежом. 

               Но свято место не бывает пусто. Во Львов прибыла Ярослава Стецько и первым делом создала на Украине партию «Конгресс Украинских Националистов (КУН)». Она трижды (до самой смерти) избиралась в Верховную Раду Украины и, будучи старейшим по возрасту депутатом, открывала первые заседания новоизбранных парламентов (сейчас, как известно, эту роль выполняет сын Р.Шухевича, которому, как и его кровавому отцу, националистические власти навешали кучу наград, присвоили звание Героя Украины).

              Далее. С распадом Советского Союза и провозглашением независимости Украины почувствовал себя хозяином положения давний враг России «Всемирный конгресс украинцев (ВКУ)». Все президенты Украины активно с ним сотрудничают. Расширяя своё влияние, Конгресс стал проводить свои мероприятия в различных регионах Украины. Даже В. Янукович, наряду с пророссийской риторикой, разрешил в августе 2007 года провести заседание Директората Конгресса в Донецке.

                КАМЕНЬ ЗА ПАЗУХОЙ
              Кстати, украинские президенты, на которых российская сторона делала чуть ли не основную ставку в развитии российско-украинских отношений, оказались самым слабым и непоследовательным звеном в двустороннем сотрудничестве. Все президенты легко и безвольно поддавались американскому влиянию, не говоря уже о В. Ющенко, который с радостью «клюнул на американскую наживку» – женские чары профессиональной националистической деятельницы, воспитанницы руководителей Организации украинских националистов (ОУН) – семейства Стецько – Катерины Чумаченко.

              Мне приходилось так или иначе контактировать с тремя из пяти украинских президентов, и я до сих пор не устаю удивляться, как они «ухитрялись» оставаться, как говорят, «рукопожатными» в Москве, столь очевидно держа камень за пазухой. Пожалуй, это – одна из причин наших просчётов в реализации украинской политики России.

 
                ПРЕЗИДЕНТ РЕЙГАН:«ИХ ДЕЛО – ЭТО НАШЕ ДЕЛО»
              Работая на Украине в различных общественных организациях, связанных с «народной дипломатией», я понимал, что разоблачая украинский национализм, мы не только отстаиваем подлинные национальные интересы Украины, но также боремся с врагами России, которую националисты всегда считали главным противником создания украинского «самостийного» государства. В этом смысле общественные организации Советской Украины являлись звеньями обширного и могучего советского нешнеполитического механизма. Теперь этот механизм ликвидирован. В ряде случаев он развернул своё оружие против России (что случилось, например, с моим бывшим обществом «Украина»).

              На первый взгляд, американские и другие западные вдохновители украинского национализма должны бы успокоиться и расслабиться. Ничего подобного! С новой силой заработала теперь уже американо-канадская «народная дипломатия» – Всемирный Конгресс Украинцев.

               Недавно я ознакомился с отчётом президента ВКУ Евгения Чолия на состоявшемся 11-13 сентября 2015 года в Мадриде очередном съезде Конгресса. Обратил внимание на то, что из 44 страниц убористого шрифта доклада примерно 90% посвящено только перечню контактов и переговоров представителей ВКУ с руководителями многих государств и международных организаций о поддержке нынешнего националистического режима на Украине. Причём ВКУ призывает мировое сообщество и обращается к главам государств с просьбой оказать военную помощь «для повышения потенциала вооружённых сил Украины», передать Украине летальное оружие, придать ей статус основного союзника США – не члена НАТО и т.п.

              Полагая, что на плечах киевской националистической власти ВКУ уже достиг границы с Россией, его президент решил, что пора бы уже и перешагнуть эту границу. И ему это отчасти удаётся. Как отмечено в его докладе, член Совета директоров ВКУ от Российской Федерации был приглашён в администрацию президента Украины для обсуждения вопроса «о возможной опасности для украинских общественных организаций Российской Федерации – членов ВКУ».

              От себя добавлю, несмотря на то, что в соответствии с «патриотическим стоп-листом», разработанным Советом Федерации, деятельность ВКУ в России является нежелательной, пять российских организаций-членов ВКУ продолжают благополучно и безопасно действовать.

              Так что президент ВКУ может не беспокоиться – он уже перешёл границу России и через своих представителей с черно-красными бандеровскими флагами смело примыкает к акциям, которые проводятся новолибералами России в её городах.

              Прошло много лет после моей «стычки» с самыми отъявленными, самыми рафинированными нацистами. При женщинах, тем более известных певицах, Стецько пытался быть сдержанным, хотя и произвёл впечатление неадекватного человека. Десятью годами позже, в разговоре с президентом США Рональдом Рейганом нацистская парочка, видимо, была более откровенной. Это о них Рейган тогда сказал: «их дело – это наше дело».

             В настоящее время, когда на Украине идёт гражданская война, уместно вспомнить, о каком деле мечтал один из духовных отцов современного украинского фашизма Ярослав Стецько: «Пусть две трети Украинской территории будут уничтожены атомными бомбами, лишь бы на одной трети господствовала Украинская держава!».
 
             Президенты Украины, соревнуясь друг с другом, возводят памятники Бандере, Стецьку, Шухевичу. Может кто-то из них и сожалеет, что у них нет атомной бомбы. Но большую часть Украины они уже уничтожили. Уничтожили, твёрдо зная, чьему делу они служат.