Мечтаю свое столетие отметить на вершине горы

Светлана Лёвина
Статья об альпинисте Дмитрии Семеновиче Круглове. Журнал "Мираман", "События и Размышления".

Всегда радуюсь, когда жизнь сталкивает меня с интересными людьми. Но в этот раз мне повезло особенно. Для участия в волонтерской программе Чемпионата Мира по хоккею, в наш город приехал спортсмен, кандидат в мастера спорта по жиму лежа, победитель и призер соревнований различного уровня среди ветеранов  (открытый чемпионат Новосибирской области   Кубке Азии, чемпионат  мира и кубок Евразии), альпинист второго разряда, член ботанического общества,   провизор, доцент, заведующий кафедрой фармакогнозии и ботаники Новосибирского Государственного Медицинского Университета, профессор Российской Академии Естествознания,  инженер - элекрофизик, кандидат технических наук, автор более чем 200 научных работ, участник ряда научных экспедиций, обладатель ряда наград за учебную и научную работу,  член литературного объединения ДСВ  в городе Санкт-Петербурге, замечательный фотограф и поэт Дмитрий Круглов.
 
Первое впечатление об этом человеке было такое  -  немногословен,  суров на вид и аскетичен.  Прямой, уверенный взгляд внимательных  глаз,  сдержанность и деловитость гостя заставили меня подсобраться внутренне.

 Дмитрий Семенович был очень занят. Постоянное  решение организационных вопросов, встречи с родными, походы по местным достопримечательностям, тренировки в спортивном зале и волонтерская деятельность – все это  выстроилось в долгую вереницу запланированных дел. Казалось, что этот человек находится в движении нон стоп почти без сна и отдыха.
 
 Наконец, у моего гостя стали появляться небольшие промежутки времени, когда я смогла расспросить его о том, чем он живет.

Вот  тут - то меня и ждал сюрприз. За чашкой чая, передо мной сидел страстный рассказчик, который живо, интересно и колоритно описывал свои путешествия по всему миру, походы в горы,  спортивные приключения и другие случаи из жизни. Слушая гостя, я поразилась его глубоким знаниям в области литературы, отечественной истории, медицины, ботаники и физики.

Рассматривая фотографии Дмитрия Семеновича, я подметила немало интересных фактов. Так выяснилось, что альпинизмом он серьезно увлекся семь лет назад. Учитывая, что ему в мае исполнился шестьдесят один год - это впечатляет.  Дмитрий, а именно так он просил к нему обращаться, уверил, что намерен ходить в горы еще многие годы. И ни ледяной ветер, ни тяжелый  рюкзак, ни сложности маршрута не способны остановить страсти альпиниста.

На знаменитую цитату из песни Высоцкого,  о покорении горных вершин, Дмитрий ответил так:

-Думаю, что не мы покоряем горы, а горы покоряют нас.  Они испытывают нас на прочность.  Гора может пустить к себе в гости, а может и остановить. У меня такое было однажды - не смог подняться, все шло кувырком, - пришлось вернуться на базу.
А вообще то, горы - это ГОРЫ. Любое определение будет бедным и неполным.

-В Ваших записках о восхождении, свой рассказ  Вы начинаете так:

« Пройдя маршрут, и не раз прокляв все на свете, в итоге торжественно - обетно зарекшись: "больше ни за что и никогда!", уже через две-три недели начинаешь испытывать неясное, непонятное, но манящее чувство, быстро перерастающее в отчетливо выраженное желание нового восхождения. Что это? – привязанность, ностальгия, дружба, любовь? - я не знаю и всегда говорю лишь одно – это ГОРЫ!»

-Недавно, в Мирамане, -  информационном городском портале  Новосибирска, в статье о Вашем коллеге и земляке, известном альпинисте Глебе Соколове, я прочитала, что в момент восхождения на гору он не испытывал особенных ощущений, наоборот, чувства  были замылены и сглажены, так как общее напряжение при подъеме не оставляло времени и сил на  эмоции. А какие чувства испытывали Вы?

-А что можно ощущать, когда каждый шаг заставляешь себя делать, снег прилипает к подошвам и через каждые два-три шага надо стучать по ботинкам ледорубом, чтобы сбить снежные налипы? Что испытываешь, когда от сильного ветра или жаркого солнца в кровь трескаются губы, а руки крючит в мокрых от снега перчатках? Или на высоте стучит в висках кровь?- мой рассказчик смеется.

-И кроме этого, «в горах не надежен ни камень, ни лед, ни скала? Смотрю на фотографии и поражаюсь, как вообще можно передвигаться в таких условиях? Осыпи, снежная каша вперемешку с каменной крошкой, свободно двигающиеся, острые  плиты, сползающие вниз  ледники,  тающий наст, рыхлый, глубокий  снег, ямы, резкие обрывы…

-Да, у меня  был случай падения на склоне -  летел  сорок метров вниз, скользил по горе метров семьдесят, тормозя ледорубом и благо, что склон выполаживался и удалось остановиться. Приходилось испытать и срыв - когда в при спуске в связке через ледяной «лоб» у участницы сломалась «кошка» и девушка  полетела вниз, я почувствовал  резкий рывок веревки с разворота «зарубился»   ледорубом и ждал помощи. Удалось зафиксироваться, когда следующий за мной альпинист, приспустившись,  дал мне возможность закрепить самостраховку на буре. В горах без взаимовыручки никуда!

Однажды простояли два часа на узкой площадке «полке» на «станции», пока удалось переждать непогоду – просто не было видно, куда двигаться дальше. При подъеме испытываешь  большие нагрузки и можно встретиться с любыми сюрпризами. На то и горы. Бывало и такое, когда день за днем приходилось в горах ждать улучшения погоды. Временами случалось, что трехдневные запасы еды  делили на пять суток.
И утра доброго для нас не бывает, - снова смеется. Какое оно доброе, если из теплого спальника и на мороз, а?

-А на вершине что происходит?

-А на вершине стараешься не испытывать эйфории. Сдерживаешь чувства. Ведь впереди спуск вниз, и  как известно, именно на спусках случаются две трети всех трагедий. Во-первых,  люди расслабляются, а во-вторых, идти вниз чисто физически сложнее - ведь, чтобы оставаться лицом к скале, часто надо спускать ногу не видя, куда ступаешь.

-Глядя на Ваши фотографии – восторгаюсь красотой гор!

-Да!  И  Рерих  был прав, когда рисовал горы так ярко. Именно такие краски я там и видел.

-Читая Ваши записки про горы, я удивилась тому, как тщательно Вы готовитесь к восхождению. Мало экипировки, продуктов  и проводника, так сколько еще медикаментозной поддержки!

-Правильно! Так и должно быть. Уже за несколько недель перед восхождением, группа, с которой я иду, пропивает комплекс витаминов и имунномодуляторов. Совместно с другими медиками я разработал целую систему поддержки здоровья своих товарищей. В горах приходится использовать обезболивающее, средства для профилактики горной болезни, может потребоваться экстренная  помощь в случаях отека мозга и легких, мы берем с собой лекарства от простуды, крема для кожи и даже легкое снотворное.  Иначе, как идти дальше, если не выспишься,  или будет сильно болеть голова?  Так можешь и сам попасть в беду и друзей подвести. Да и одному в горы идти невозможно. Для этого надо быть членом слаженной команды.

-Сколько может  длиться поход?

-У нас, от нескольких часов,  до двадцати с лишним  дней.

-Кто идет в горы?

-В основном люди до 50. Есть молодежь, есть и старожилы.  В поисках новых ощущений приходят  разные люди. Но, как правило, остаются в строю только те, кто влюбился в  горы всей душой –и таких не много.  Мир альпинистов тесен. Часто мы пересекаемся в аэропортах, становимся свидетелями чудесных встреч друзей.

-В каких местах удалось побывать, на какие вершины подняться?

-Поднимался на Монблан (4810 м) так называемую крышу Европы, дважды был на Эльбрусе (5642м) и  на Актру – (4044м.); на Белухе- (4506м.); на вершине Иикту - (3996м.); Пик Ленина, на Ключевской сопке (4850м)

-Как автору, который часто пишет для детей, мне интересно, каким было детство человека, который поднялся к вершине Эльбруса?

-Нас у мамы было трое сыновей. Мы во всем помогали ей. Она была  хрупкой  и творческой натурой, много рисовала. Я с детства привык обслуживать себя сам. Для меня не зазорно постирать на себя и разогреть утром еду, чтобы не будить домочадцев. Еще, в детстве,  у меня был гормональный сбой. Я был очень полным.  Из-за этого меня освободили от физкультуры. Я хотел справиться со своей  бедой. Мой преподаватель разрешил мне посещать спортзал во внеурочное время. Так я  пристрастился к спорту и преодолел свой недуг. Это была моя первая победа над собой. Я полюбил футбол.

В молодости мне пришлось прервать спортивные занятия - стало резко садиться зрение. Тогда я ушел в науку. Потом удалось участвовать в научной экспедиции - так я первый раз попал в горы. Но, любовь к ним пришла уже в зрелом возрасте.
 
-Продолжая семейную тему, хочу немного расспросить Вас о Вашей супруге. Вы женаты уже сорок лет, как Вам удалось сохранить этот союз?

- С будущей женой я повстречался сразу после окончания института. Несколько месяцев дружили, потом поженились.  До сих пор живем вместе. У нас двое детей - сын и дочь. Главное в семье - это умение договариваться,  помогать друг другу и доверять. Детей надо растить в свободе и доверии. Еще очень важно просить прощение, особенно у детей.  И всегда можно начать строить отношения снова. Семья должна быть дружной. Сейчас я прикладываю усилия, чтобы даже дальние родственники имели возможность общаться с моими детьми. Налаживаю контакты.
Вам пришлось строить свой бизнес в очень не простых условиях. Как Вы добились успеха?

- Успех пришел через огромное количество ошибок. Мы с друзьями перебирали  разные варианты бизнеса, один за другим, но  снова и снова терпели неудачи. И все - таки шли вперед.  Опять пошел учиться и в итоге я стал провизором. Идеей моего дела была помощь людям. Не могу развивать деятельность, если не вижу в ней реальной пользы для окружающих. А хорошие лекарства всегда нужны. И очень важно, чтобы они были разной ценовой категории, чтобы даже самым бедным людям было доступно лечение.

-И все это время ваша семья поддерживала вас, даже представить сложно, сколько всего пережила и разделила с Вами супруга...
Возвращаясь к спортивной теме,  - в 2013 году Вы участвовали в соревнованиях  в кубке Азии и заняли первое место по жиму лежа.  Как Вы начали заниматься этим видом спорта?

- Снова располнел, пятнадцать лет без отпусков, плотная работа, построение своего бизнеса, возраст. Решил сбросить вес - я весил тогда 125 кг. Вместе с сыном пошли  в спортзал и бассейн. Так я и пристрастился к тренировкам.

-А как Вы попали на церемонию передачи Олимпийского Огня в Барнауле?

-Просто заполнил интернет - анкету на участие в конкурсе компании «Coca-Cola».  К тому времени у меня уже был спортивный разряд  – это являлось единственным существенным плюсом. А затем мне посчастливилось  отправиться на олимпиаду Сочи-2014 в качестве волонтера.

-В Санкт-Петербург, на Чемпионат Мира по хоккею Вы тоже приехали  как волонтер. Чем Вас привлекла эта деятельность?

-Дети и внуки  уже выросли, так как раньше - в помощи не нуждаются, а сил у меня еще много и  хочется быть полезным. В основном, в волонтеры идет молодежь. Когда тебя окружают такие активные и молодые люди самому хочется быть бодрым. Ребята так раскрепощены, что я с удовольствием учусь у них этому. Сейчас я свободно выступаю перед аудиторией, но были времена, когда я испытывал  трудности  в общении, и мне пришлось хорошо над этим поработать.

- Вы совмещаете в своей жизни так много - спортивную деятельность и волонтерство, альпинизм и научную работу, преподаете в университете, пишете статьи, стихи, походные записки,  активно фотографируете растения и ведете свой бизнес. Я восхищена Вашим  жизнелюбием и энергией. Они фонтанируют из Вас и заражают всех вокруг.  Может  быть, Вы поделитесь своими мечтами и планами на будущее?
Мой собеседник снова улыбается:

-Я хочу отметить свое столетие на вершине горы!

-Отличная мечта! Она  дает еще больший разбег!
И прямо сейчас, у меня тоже появилась  мечта - встретиться с Вами через тридцать девять лет и снова взять у Вас интервью!