Барахольные будни

Лариса Одуванчик
В период начала перестройки жизнь простого народа, к которому я причисляю и нашу семью, складывалась очень непредсказуемо. Многие предприятия закрывались и работников просто увольняли по «собственному» желанию. Другим повезло больше, их сокращали — это значило, что они имеют возможность получить выходное пособие. А была ещё группа работодателей, которая просто не платила своим подчинённым зарплату по нескольку месяцев. В таких местах рождались анекдоты про то, что скоро начнут деньги брать за вход на работу. Как люди выживали, для меня до сих пор загадка. Немногим единицам посчастливилось сменить место работы на более удачное, некоторые пытались организовать своё дело, но это сейчас легко и просто сделать, а тогда было новое и неизвестное. Поэтому большинство людей бросились в торговлю. Это был расцвет барахолки. Те, у кого были хоть какие-то накопления, становились оптовиками. Оптовики толпами ехали в крупный город на ярмарку, закупали там товар и привозили его на местные рынки. Те, у кого накоплений было побольше, становились челноками, которые баулами привозили товар из Китая на барахолки для продажи оптовикам. Эти неутомимые труженики каждую неделю мотались туда-обратно и им конечно было некогда самим продавать свой товар. На этот случай и пригодились сокращённые и уволенные. В их число попала и я.

До этого момента я и торговля были практически несовместимыми понятиями. Многие знакомые, увидев меня за этим занятием были не просто поражены, а шокированы. Но надо было как-то существовать, и поэтому пришлось быстренько адаптироваться к новой работе. Всё оказалось не так страшно, как представлялось ранее, но несколько курьёзных случаев всё же имели место.
 
Первым пришёл на барахолку муж. Знакомый записывал фильмы на кассеты, а он продавал. Видеомагнитофона у нас тогда не было. Поэтому содержимое фильма для моей половинки было загадкой. Это сейчас есть интернет, где можно быстренько посмотреть всё, что нужно, а тогда... Рассказывал он самозабвенно, народ покупал с удовольствием. Были и постоянные покупатели. Один из них как-то признался, что ходит сюда и покупает  именно здесь только потому, что ему нравится как тот сочиняет. Сюжет совсем другой, но рассказ интересный.

Позже пришла я и мы стали торговать вместе. Вместо прилавка у нас была раскладушка, на которую мы выкладывали весь товар. В этот день мы, как обычно, сидели на импровизированном рабочем месте, мимо проходил народ, изредка задерживаясь, что-то покупая. Вдруг около нас остановилась молодая пара — парень и девушка — и начали оживлённо разговаривать, перебирая вещи. Весело щебеча, перебрали и прикинули на себя практически всё, что у нас лежало на прилавке, так ничего не купили и ушли. Поправляя после них весь товар, я на мгновение подняла голову вверх и увидела несостоявшихся покупателей, уже изрядно отошедших от нашего места. Девушка без опаски вертела в руках наши шорты, разглядывая их на солнышке. Потеряв дар речи, я жестами показала мужу в эту сторону. Конечно же, он понял всё с полуслова, догнал и отобрал вещь. Но, с этого момента я стала относиться к людям с большим подозрением.

На барахолке, как, наверное, во всех других торговых точках, существуют неписанные законы, которые касаются воровства. С некоторыми из них нам пришлось познакомиться на своём горьком опыте. Чаще всего крадут большие сумки. Женщина ставит сумку на землю между ногами, наивно считая, что здесь сумка в безопасности. Начинает перебирать вещи, которые она желает приобрести. Когда её взгляд опускается вновь на сумку — её нет. Когда мы стали опытными продавцами, мы предлагали поставить сумку к нам за прилавок, а в тот раз, нарушив негласный закон, мы предотвратили кражу, указав женщине на сумку. На следующий день, придя на своё рабочее место, разложили раскладушку, повернулись к баулу с вещами... Внутри всё похолодело — на его месте пустота. Так мы получили урок, который усвоили на всю жизнь — работаешь, не мешай «работать» другим - слишком дорого он нам обошёлся.

Рядом с нами сидела бабушка — торговала сигаретами и другим мелким товаром. Мы с ней очень сдружились. Между продавцами на барахолке вообще атмосфера какого-то единения, братства, взаимопомощи. К нашей соседке часто заходил мальчик Вова — мелкий воришка. Они жили в одном подъезде. Бабушку он уважал, посидит с ней, отдохнёт и снова «на работу».  8 марта сидим, торгуем, настроение праздничное. Мужчины-продавцы дарят женщинам-коллегам разные мелочи: пирожок, стакан чая... И тут моя соседка в шутку говорит Вове: «Ты около нас тут вечно околачиваешься, нет, чтобы тоже что-нибудь подарить, тоже ведь мужчина.» Мальчик сделал вид, что ничего не слышал, посидел и ушёл. Пришёл где-то через час и подарил нам по платку. Ошарашенные, мы смотрели на эти платки и не знали, что делать: плакать или смеяться.

С другой стороны нашего прилавка торговала женщина средних лет, двое детей которой были челноками, а она продавала товар. Искусством этой женщины продать всё что угодно я восхищалась постоянно, любуясь на это действо как в театре. Люди уходили от неё довольные и счастливые. Подходит к ней женщина её лет. Быстро оценив ситуацию, она предлагает той какую-нибудь недорогую вещь, например, халатик или лёгкую кофточку, которая действительно может подойти потенциальной покупательнице. Обязательно заставит её примерять. Поправит со всех сторон, подержит зеркало, приговаривая: «Прямо как на Вас сшита, посмотрите как Вам идёт, я Вам ещё скидочку сделаю». Редкая женщина не согласится купить после такого обхождения. Но это не всё. Когда вещь уже практически продана, звучит вопрос: «У Вас есть внуки?». Дальше продаётся платьице или костюмчик: «Вы такая хорошая женщина, я Вам по себестоимости отдам. Дочь привозила для своей дочери, моей внучки, но ей не подошло.» Дальше покупается что-нибудь для мужа, детей и так далее.

Сложный, но интересный кусочек жизни был связан с барахолкой. Правда и здоровье было сильно подорвано. Вставать приходилось в три часа ночи, чтобы успеть к оптовой торговле. Кушать то, что купишь у торговцев едой. Жидкость любую пить в очень ограниченных количествах, чтобы не часто посещать туалет. Дождь, мороз — в любую погоду стоишь под открытым небом невзирая ни на что. Хорошо, что это уже прошло.