Питер де Хох. Дворик в Делфте

Алина Алексеева-Маркезин
           Питер де Хох.Дворик в Делфте. 1658.Холст, масло. 73,5 ; 60 см.Национальная галерея, Лондон.

           Питер де Хох не только принадлежит к блестящей плеяде жанровых живописцев Голландии второй половины XVII века, но и является именно тем мастером, который глубже всех постиг сущность домашней жизни голландского бюргера, ее неторопливый, размеренный, упорядоченный характер и тот уют семейного очага, который создает опрятная, домовитая хозяйка, жена и мать.
 
              Его живопись отличается удивительным единством человека, пространства и световоздушной среды. Большей гармонии между этими элементами мы не встретим ни у одного из голландских художников. Де Хох разделил и общую судьбу голландского искусства - его творчество также характерно стремительным подъемом, кратковременным расцветом и быстрым увяданием.

        Дворик в Делфте самая известная работа художника. Как и почему она приобрела такую популярность — не вполне понятно. У художника есть множество полотен подобной стилистики. Часть из них не задерживают на себе внимания зрителей, а некоторые, и к таковым относится «Дворик», чем-то завораживают. Подобный эффект дает удачное соединение композиции со множеством мелких деталей. В этом, вероятно, и заключается феномен особой притягательности лучших работ Питера де Хоха.

       Общее впечатление гармонии нарушается такими деталями, как ветхость кирпичной стены в правой части по сравнению с домом в левой части картины, а также двойная перспектива дворика и коридора за аркой. Природа, представленная кустарником над непрочной крышей и виноградной лозой, прикрывающей табличку над аркой, наступает на тщательно выметенный дворик. Таким образом художник создаёт «интимно-городской» пейзаж, ставший одной из основных тем голландского искусства того времени.

            Эжен Фромантен в очерке, посвященном трем «великим малым голландцам» Терборху, Метсю и Хоху, писал, что он непрестанно испытывает удивление, глядя на работы последнего, ибо не понимает, откуда происходит волшебство его искусства, где он научился ему. Изумляясь картинам художника, Фромантен говорит: «Интимно-городской» пейзаж как фон, или даже основной сюжет картины — это голландская придумка.

      На «Дворике в Делфте» в характерной для делфтского периода Хоха манере чётко изображена бытовая архитектура. Кажется, что здания и внутренний двор важнее персонажей, выглядящих отстранёнными. Каменная табличка над дверным проёмом изначально располагалась над входом в монастырь Иеронимусдейл (Hieronymusdale) в Дельфте.

        Она гласит: «Это долина Святого Иеронима, если ты хочешь достичь терпения и смирения. Так как мы должны сначала спуститься, чтобы вознестись». После закрытия монастыря, табличка была перенесена на стену в саду за каналом.
Тот же двор с некоторыми изменениями присутствует на картине Хоха «Два пьющих вино мужчины и женщина в беседке», написанной в 1658 году.