Капризный покойник Гл. 5

Клименко Галина
Гл.5


На следующий день Сашка решил посетить церковь, но когда подошёл к ней, то почему-то замер у ворот и не посмел туда войти. Какое-то шестое чувство подсказывало, что не стоит в храм нести всякую бесовщину, марать этим честное имя священника, и вообще, он считал, будто после его визита, в этом святом месте, останется несмываемое пятно, которое потом ни за что не замолить никакими молитвами. Перекрестившись, чего раньше никогда не делал, парень отправился в библиотеку, надеясь прочесть как можно больше материала о купцах Волынкиных и Барцеховских.
Полдня ушло на изучение всевозможных статей и заметок, но зато не зря, и уже ночью Сашка явился на погост, как говорится, вооружённый до зубов необходимой информацией.

-   А почему вы сегодня один?  -  встретил его вопросом Викентий Илларионович.

-   А с кем я должен быть? Или вам надо, чтобы я за собой привёл весь наш город?

Купец удивлённо уставился на юношу, ему не понравился резкий и грубоватый ответ последнего, но промолчал, видимо, уже понемногу привыкая к норову реальной действительности.

-   Я с попом вас ждал.  -  как-то несмело произнёс он.

-   Забудьте.

-   Объяснитесь, молодой человек! Что означает ваша реплика?

-   То, что я не пойду в храм с этой ересью. Из-за вашего каприза никто не собирается осквернять святые для всего народа места. Да поймите же вы, наконец! Вас фактически нету, вы умерли, а нам ещё жить. Как думаете, Богу будет угодно, если сам священник пожалует на кладбище к ожившему, от неизвестного нам чуда, покойнику? Да пусть батюшка никогда не узнает об этом, а уж я постараюсь.

-   Да мне тоже без разницы, кто услышит об этой истории, а кто нет. Но в таком случае, откуда тогда помощи ждать? Или мне вечно любоваться на своего убийцу?

-   Он не убивал вас.

-   Что, простите, вы сказали?

-   Барцеховский Семён Аркадьевич вас не убивал.

-   Как прикажете это понимать?

-   Да как хотите...

Сашке было неприятно говорить на эту тему, сейчас бы в тёплую кроватку и поспать. Эти хождения на погост отнимали все моральные силы, ни о чём потом не думалось, как о купце и его проблемах. И ещё днём юноша решил завязать с этой пустой и никому не нужной бредовой ситуацией, пусть сам расхлёбывает, если припекло... Но в то же время, Сашка был уверен, что Волынкин не угомонится и чего доброго сюда скоро набегут целые толпы любопытных зевак. Лиха беда начало.

Парень мельком глянул на покойника и у него сердце сжалось от сострадания, купец, не мигая, смотрел на него и ждал продолжения. Сашка сразу сообразил, что Викентий Илларионович был совершенно не в курсе, как он отошёл в мир иной.

-   В последние годы, перед смертью, вы стали замечать, что ваш друг слишком много оказывает внимания вашей жене...

-   Это чистая правда!  -  перебил Сашку купец.  -  Да он влюбился в Софочку!

-   Да, это так. Будучи вдовцом, Семён Аркадьевич страстно полюбил вашу супругу. Но его любовь была чистой и бескорыстной, он и не помышлял разбивать семью уважаемого им друга, тем более понимал, что чувство его безответно. Вы знали об этом до мельчайших подробностей, однако не могли усмирить свою гордыню, поэтому Барцеховскому было отказано бывать в вашем доме и Семён Аркадьевич принял это, как должное. Но и тогда вы не успокоились: доводили жену беспочвенными подозрениями, запустили дела торговли, а главное - начали беспробудно пьянствовать. И однажды, в нетрезвом состоянии, спускаясь со второго этажа собственного дома, вы споткнулись и полетели вниз, напрочь разбивая голову о ступеньки. И даже теряя сознание, вы твёрдо были уверены, будто вас подтолкнули сзади, и никто иной, как Барцеховский.

-   А разве не так? Чтобы избавиться от меня и завладеть всем тем, что я имел до этой трагедии.

-   Семёна Аркадьевича в тот день не было в вашем особняке, мало того, его даже в городе не было. Он уезжал в Москву по делам торговли и по этой самой причине не успел на ваши похороны. Что касается, якобы наживы... Купец Барцеховский был побогаче вас и в ваших деньгах не нуждался. Вспомните, вы ему постоянно завидовали! А в остальном вы правы. Да, он потом женился на любимой женщине, на Софье Андреевне Скольц, но вас ведь уже не было на свете, так, Викентий Илларионович?

Купец молчал, отвернувшись куда-то в сторону, молчал и Сашка. По прошествии нескольких минут до парня донеслось:

-   Всё равно вы меня не убедили, даже если я полностью вам доверился. Повторяю, склеп принадлежит Волынкиным, а его фамилия Барцеховский. У них есть свой склеп, правда, в другом городе, но это не меняет дело. Так вот, пусть его туда и отправляют.

-   Викентий Илларионович, я вам должен ещё кое-что сказать... Софья Андреевна, выйдя замуж за Семёна Аркадьевича, получила его фамилию, и когда она умерла, то ваш друг имел право захоронить её в своём фамильном склепе, а потом и сам туда отправиться, к ней под крылышко. Но он не сделал этого, а поступил честно, считая всё же, что лучшие годы Софочка прожила с вами.

-   Прямо и не знаю, как оценить данное благородство...  -  с иронией пропищал купец.  -  Ну, а сам-то чего к нам припёрся, вот и распорядился бы, чтобы его последний путь прямиком пролегал бы к склепу Барцеховских. Он предал своих родных, а это, молодой человек, ужасающий грех, я вам скажу...

-   Да бросьте вы, раскидываться несуществующими грехами... В той усыпальнице лежит отчим Семёна Аркадьевича и все его предки, от которых у вашего друга всего лишь фамилия. Там нету никого, кто бы был Семёну Аркадьевичу родным по крови. Матушка его похоронена очень далеко от этих мест, так что, с теми могилами Барцеховского ничего не связывает. Семён Аркадьевич считал, что именно вы с Софочкой и есть его самая настоящая семья.

-   А вот я так не думаю! Я против, чтобы его тело находилось рядом со мной.

-   Не вам распоряжаться, Викентий Илларионович! Этот склеп построил ещё ваш прадед, но он молчит... И дед ваш молчит, и отец, с которым Семён Аркадьевич был очень дружен, только одному вам неймётся. Так уймитесь же, наконец, а? Я так устал от всей этой чепухи... При любом раскладе никто не станет ввязываться в эти проблемы да кому они нужны? Вы помните, что покойников трогать нельзя?! Сколько случаев, не перечесть... Раскопают могилу, а потом усопший забирает к себе всех, кто принимал в этом участие.
В общем так, Викентий Илларионович, с вашего разрешения я удаляюсь и больше меня не ждите в гости. Простите, если разочаровал, но я сделал всё, что в моих силах.

Но не успел Сашка пройти и пяти метров, как вдруг услышал:

-   Молодой человек! Хочу вам поставить на вид: у меня безграничное уважение к вам за то, что вы столько знаете о нашей семье. Много лет минуло, а в этом городе даже молодёжь о нас наслышана. Поэтому считаю своим долгом вас отблагодарить. Не так давно, мы с вами, обсуждали одну щекотливую тему...

-   Спасибо, Викентий Илларионович, но мне ничего не нужно. У нас обычно так говорят по этому поводу: не жили богато и не стоит начинать.

С тех пор на кладбище стало тихо и спокойно. Что до купца, то он внезапно исчез. Сашка лично проверял, несколько раз подкрадывался к погосту и тихонько наблюдал за склепом, но Викентий Илларионович не появлялся.

-   Успокоился, наконец.  -  ухмыльнулся Сашка.  -  Ну и слава Богу. Только живым живое, а ему уже нечего делать среди нас.