Капризный покойник Гл. 3

Клименко Галина
Гл.3


Сашка вновь пробрался к тому участку, где накануне наблюдал за странным и непонятным явлением, происходившим возле склепа купцов Волынкиных. Вся изюминка в том, что отсюда хороший обзор всей небольшой местности, отведённой под строение усыпальницы.
Но на прежней лавочке никого не было в этот момент и парень разочарованно вздохнул.

"Ну вот, а если бы Толян со мной пришёл, то засмеял бы на веки вечные и тогда уже ничем ему не докажешь, будто у меня на плече не сидит, так называемая в этих случаях, Белочка. Может, я вспугнул его, когда спешил сюда? Так, вроде старался не шуметь, тогда в чём причина, почему сегодня покойника нету? А может, он не каждый день здесь разгуливает, или, скажем, у него для этого имеются свои запланированные часы. Ну да, знать бы ещё это расписание..."

От нечего делать Сашка перевёл взгляд на множество окружающих его памятников. Ночь лунная выдалась и есть возможность далеко всё разглядеть, даже можно было разобрать на надгробиях некоторые фотографии, а также и надписи к ним. На это ушло минута или от силы две, и когда парень машинально повернул голову к склепу, то Викентий Илларионович уже восседал на своём месте.

"Когда же он успел?  -  Сашка радостно улыбнулся.  -  Да разве нам понять этих призраков?... Вот и славненько, значит я никакой-то там псих, а вполне здравый молодой человек без патологии алкоголизма."

Но тут же стало не по себе и сердце парня, с силой и бешеной скоростью, застучало в груди. По сути, перед ним находится давно умерший купец Волынкин, а он нисколько его не боится, а это не есть правильно. Все люди пасуют перед неизвестностью, кого-то она пугает, кто-то брезгливо отмахивается от этой темы, но чтобы вот так, совсем не испытывать даже малейшего намёка на страх, это наводило на определённые мысли.

"Хотя... А что тут такого, если я вполне нормально воспринимаю покойников. Вот недавно..."

На речке утонул мужик, пьяный полез в воду и назад не вернулся. А когда всплыл этот утопленник, то пацаны спасовали "эвакуировать" тело на сушу, они сразу же засобирались по домам, а Сашка спокойно дотолкал его к берегу и за ноги вытянул на песок. И что тут такого? Не зря народ мудрость придумал: Не бойся мёртвого, а бойся живого. И это правильно.

Да, но сейчас перед ним совсем не покойник, вернее, покойник, но необычный, не такой, как все. Усопший лежит себе смирненько и не высовывается из могилы, а тут совершенно другая закваска и что теперь с этим делать, Сашка не мог сообразить. Он наблюдал из укрытия за человеком, давным-давно покинувшим этот мир, морщил лоб, но ничего не мог придумать. Не подойти же к нему и не спросить открыто, как мол, жизнь молодая, Викентий Илларионыч? Ты в гости к нам или как? И надолго ли?
Сашка ухмыльнулся, самому стало смешно от всей этой ерунды, которая всплыла в его мозгах.

И вдруг парень услышал:

-   И до каких пор, вы, сударь, собрались за мною следить? Извольте выйти из-за дерева и объясниться. Знаете ли, неприятно, когда дышат тебе в затылок и фиксируют каждое твоё движение. А вы уже вторую ночь за мной шпионите и я требую немедленного внесения ясности.

Сашка обмер. Купец смотрел в его сторону, а значит, обращался именно к нему.

"Боже, какой у него противный скрипучий голос, видно, он был первостепенным занудой и всё его окружение страдало от постоянных капризов именитого хозяина."

И вот тут стало по-настоящему страшно, Сашка чуть не задохнулся от подступившего волнения.

-   Ну, что же вы не выходите? Уж постарайтесь удовлетворить моё любопытство. Разве вас не учили, что это по меньшей мере некрасиво, вторгаться в область чужих мыслей, желаний, а особенно частной собственности. Этот склеп строили мои предки и я, как их наследник, имею на него право, а вы караулите меня возле моего "жилища". Стыдно, молодой человек, своим поведением вы мне многое рассказали о молодёжи текущего века, впрочем, я и без вас, кое в чём уже просвещён. Так, вы собираетесь подойти ко мне, или у вас обратные претензии, ну, чтобы это сделал я? Постыдитесь, я много старше вас, поэтому надеюсь на ваше благоразумие и уважение к моему возрасту.

Сашка молчал. Очень странная речь, так уже почти не говорят. А что касается его, так они с друзьями, вообще привыкли к своеобразному современному сленгу.

-   Ну что ж, вы не оставляете мне иного выхода из создавшегося положения, тогда я поднимаюсь... Честно говоря, я расписываюсь в своём бессилии, чтобы понять ваше поколение, но нынче не об этом речь.  -  купец предпринял попытку подняться, но Сашка, вдруг закричал:

-   Нет, не надо! Оставайтесь на месте!

Пот застилал парню глаза, солёная влага покрыла всю спину и он чувствовал, как насквозь промокла его рубашка.

-   Почему?  -  последовал невозмутимый вопрос.

-   Я вас боюсь.  -  честно признался Сашка.

Купец дёрнул плечом.

-   Боитесь меня? Но почему?

-   Так вы же, это... Мертвец, значит...

-   Хм... Но если я мертвец, то зачем вы вновь сюда явились? Я не помню, чтобы я кого-то приглашал.

-   Понимаете, мне хотелось разгадать, как такое может быть... Ну, то есть, вы сто лет назад, даже больше...

-   Сто пятьдесят три года и семь месяцев, если быть абсолютно точными.  -  поправил Волынкин.

-   Ну да, сто пятьдесят три года и... В общем, а теперь вы, как живой да ещё и разговариваете со мной, будто ни в чём не бывало. Это знаете ли...

Купец, чуть слышно засмеялся.

-   Знаю, знаю... Мне ли не знать?! Это всё мои чары, если можно так выразиться. А вы, уж было подумали, что ничего в этом мире вас не напугает. Ложь. Каждый живой организм на земле, чего-то да опасается, а если взять такого призрака, как я, то у любого душа в пятки уйдёт, верно? Ну да ладно, это попозже... Считаю обязанным спросить: мы долго будем общаться на расстоянии? Не стоит проявлять малодушие, вам от меня не будет никакого зла. Понимаю, вы не обязаны мне верить, но у вас нет выбора. Вот скажите, много ли мне потребуется труда, чтобы сейчас вас умертвить? Ничего. Поэтому, советую доверять капризному усопшему и сделать несколько шагов вперёд, хотя бы вон на ту лавочку, что в нескольких метрах от склепа. Решайтесь, молодой человек, сами потом убедитесь, что не проиграете.

Но Сашка не продвинулся и на сантиметр.

-   Да что же вы такой слабенький, вы же мужчина! Давайте, перебирайтесь сюда.  -  купец указал тростью на широкую скамейку, расположенную почти рядом с усыпальницей Волынкиных.

Ноги не слушались, но Сашка понимал, у него, действительно, не оставалось никакого выбора.

"С призраками шутки плохи, особенно, если они что-то задумали. Подчиниться следует немедленно, но где взять столько смелости? Издалека купец совсем не походил на покойника, а вдруг, когда приближусь и передо мной предстанет его исковерканное смертью лицо? Жуть. А исполнить повеление надо."

Наконец, Сашка решился и несмелой походкой направился к скамейке, стараясь не смотреть на почившего купца. Руки дрожали, голова шумела и отказывалась соображать, Сашке порой чудилось, будто он уже умер и теперь выясняет отношения с такими же точно жмуриками, как и он сам.

-   А ведь это я на вас страху навеял, чтобы вы предстали передо мной обыкновенным смертным и не воображали из себя сверхчеловека.
Но вы справедливо заметите, что вчера не было ничего подобного, так?

-   Да. Я не капельки вас не испугался.  -  и тут Сашка поднял глаза на Викентия Илларионовича. Но напрасно он придумывал себе разные ужасы, выглядел купец лучше многих живых. Только слегка бледноват, но это не причина, чтобы хвататься за сердце.

-   И это тоже моя работа.

-   Но зачем? Почему вы экспериментируете? То пугаете людей, но напрочь отбиваете чувство страха.

-   Вчера я позволил себе это, то есть, уничтожил всё ваше опасение, по-отношению ко мне, чтобы вы вновь вернулись сюда.

-   Чтобы вернулся? Зачем я вам понадобился?

-   Это слишком долгая история, но я буду краток. Я хочу, чтобы вы мне помогли. Не бесплатно, конечно. В общем, неважно...

-   Но чем я могу вам помочь? А, дошло!  -  Сашка понял, что он вновь не ощущает никакого испуга, поэтому с охотой принял участие в разговоре.  -  Вы желаете, чтобы я нашёл вашего обидчика и лишил его жизни. Я прав?

-   Нет, не прав. Мой убийца уже давно на том свете, так что... сводить счёты не с кем. Даже смешно, что вы потерялись во времени, что же вы так опростоволосились, молодой человек?

-   Я имел в виду потомков вашего убийцы...  -  тут Сашка запнулся. Он впервые слышит, будто купца Волынкина кто-то убил. Вот что значит пропускать уроки истории! Оказывается, Викентий Илларионович не своей смертью отошёл в мир иной, ему помогли.