Две ипостаси любви

Валерий Казанцев
Любовь – это сила или слабость?! Вопрос не риторический и уж точно не банальный. Если у кого-то и возникает мысль об избитости этой темы, то можете с легкостью отнести это на свой этический уровень (ясно какой). И, кстати, совершенно очевидно - все человеческие ценности имеют самый простой вид, что от мудрости веков, но, однако, требуют постоянного переосмысления и повторения. Достаточно обратиться к Святому Писанию, которое каждый верующий человек (сегодня правильнее будет сказать «воцерковленный» - да поймет знающий, о чем идет речь) регулярно перечитывает (в идеале каждый день по главе из Нового Завета).

Но автор не теолог и не богослов, а потому периодические обращения к религиозной тематике связаны лишь с объективностью фактов и ссылкой на «извечную премудрость». Итак, структурно данное эссе будет представлять собой эпизодические включения из размышлений на самые разные аспекты рассматриваемой темы. А в заключительной части можно попробовать систематизировать их в более или менее упорядоченном виде. Это и художественный ход (ведь не лекция же это в академическом и, прямо скажем, скучном виде), и возможность окунуться в рассуждения с более широко открытыми глазами, что есть расширенное сознание.

Любовь – это Господь наш Иисус Христос. А значит, она является силой величайшей, ведь Он в ряду прочего и Всемогущий. Данный аргумент считается самым серьезным и не требует особых рассуждений, ведь это не «теория», а самая настоящая «аксиома», на которой строится все мироздание. Другими словами, мир стоит на любви, без которой он окунется во тьму и хаос. Именно эта энергия удерживает все сущее в рамках закона. «Но где Бог, а кто есть человек?» - скажет приверженец противоположного мнения. И действительно, человек имеет только подобие Бога, а потому только стремится достичь его совершенств. Значит, сила такая есть (данность), а применять ее нужно с умом.
Кстати, определимся сразу, что любовь к человечеству, родственникам и близким, а также романтическая носят схожую сущность, а потому оговариваться каждый раз, о какой такой именно любви идет речь, мы не будем. Причем в разнополой любви все эти страстные порывы носят исключительно (как минимум в большей части) гормональный, то есть, физический характер, а мы рассуждаем, в том числе, о душевной близости и духовной любви.
На «железобетонный» аргумент от веры (принадлежность к конкретному вероисповеданию не имеет в данном случае важного значения) атеист приводит («палка-то о двух концах» или в контексте дуальности мира) свои доводы из разряда уязвимости. То есть, если человек любит кого-то, то его противники, враги или, в духе современности, конкуренты могут с легкостью оказывать через него (их) известного рода давление. В данном смысле человек уже не может противостоять такому воздействию и соответственно с легкостью уступает свои, казалось бы, заслуженные позиции. В этом случае «обычно» считается, что Добро уступает Злу (что неверно по определению; но не будем отвлекаться – читайте духовную литературу и совершенствуйтесь в рамках самообразования, если уж наши современные учебные заведения до сих пор не сподобились до такого рода ликбеза).  Пока счет «1 : 1». Прошу не считать такой способ ведения подсчета аргументов циничным. В конечном счете, все станет на свои места – как и всегда в подобного рода случаях. А сейчас болеем за наших (не футбол, конечно же, но дух соперничества присутствует).

Любящий человек объективно чувствует прилив сил, он в меньшей степени по сравнению со своим тематическим антиподом подвержен стрессам и депрессиям, физическим заболеваниям (иммунная-то система пашет как бешеная), в том числе, инфекционным. Во время любви человек как бы подключается к неиссякаемому источнику энергии. Здесь можно обратиться и к материнскому инстинкту (очень показательно).
Противники могут выставить свои аргументы и на этот счет. Ведь любящий человек переориентирует свои интересы в сторону «объекта» любви, тем самым, забывая о своих собственных. В постоянной заботе о благополучии своих любимых человек может нанести себе существенный ущерб (физический аспект) в виде недосыпания, недоедания, недополучения прочих важных и жизненно необходимых ценностей. Это, в конце концов, может истощить его и привести даже к необратимым процессам. Автор считает такие случаи исключительными, а не массовыми, но для более лояльного подхода к нашим рассуждениям примем и данный аргумент в пользу соответствующей стороны спора. Счет стал «2 : 2».

В состоянии любви человек одухотворяется. Многие творческие люди просто не могут создавать свои шедевры без музы. История человечества насыщена такими примерами, так что не будем долго останавливаться на данном аргументе. Все очевидно.
Противники (назовем их для яркости образа «циниками», тогда как оппонентов определим «воздушными», вспомните Ренату Литвинову в сериале «Граница» - эпизод в бане и фраза «Девочки, я летаю») могут возразить данным аргументам на основании исследований американских ученых, которые сегодня безоговорочно принял весь мир. Речь идет о том, что в состоянии любви человек в самом прямом смысле слова глупеет в четыре раза. То есть, эффективность мозговой деятельности уменьшается до 25% (берем минимальный уровень). Конечно же, автор все сильно упрощает и преувеличивает, используя литературный метод гиперболу. Например, Хелен Фишер (ведущий специалист в области исследований данной проблемы) на сегодня подразделяет воздействие любви на мозг человека на тринадцать вариантов. Но не суть. Факт есть факт - в этом состоянии человек в самом прямом смысле этого слова становится более глупым. Прямо пародокс какой-то! А счет стал «3 : 3».

В состоянии любви «воздушные» перестают испытывать страхи и тревоги (за себя). Они становятся на светлую сторону добра, где просто по определению нет этих ущербных состояний, которые выматывают все силы. Человек реально перестает быть подозрительным и суетливым, что очень серьезно сказывается на его физическом и психологическом здоровье. Это очень хорошо видно на контрасте между воцерковленным человеком и, например, уставшим от развлечений мажором. Один спокоен и уравновешен, а другой весь какой-то дерганый и импульсивный.
Но «циники» и здесь не лезут в карман за словом. Ведь данное уверенное в себе и окружающих людях состояние они расценивают в качестве рассеянности и потери бдительности. То есть, «циник» всегда готов к тому, что его обманут или используют в корыстных целях. Эти люди всегда настороже. Тогда как «воздушные» по определению доверяют даже незнакомцам в той степени, которая считается здравой. Они («циники») считают такого рода «концентрацию» полезной для здоровья, что и ставят себе в актив. Ну, и пусть счет станет «4 : 4».
Так как наше эссе все-таки отличается от хоккейного матча «Россия – Канада», то и перестанем балансировать в такой полемике. На мой, конечно же, субъективный взгляд все очевидно: аргументы «воздушных» жизнеутверждающие и здравые, тогда как у «циников» все строится на разрушении и противопоставлениях.

Но пора подводить итог в целях эффективного заключения, а не размытого суесловия. Любовь дает прекрасное и светлое ощущение причастности к Творцу и всему сущему во вселенной. Это чувство переполняет человека и делает его по-настоящему счастливым. У людей же, которые не испытывают (а часто просто боятся) ее, жизнь опирается исключительно на прагматичные, а потому мелкие по значимости, вещи материального порядка. Они упускают из вида смысл жизни. Именно им принадлежат фразы типа «Жизнь бессмысленна, по сути», тогда как у любящих сердец все иначе. «Жизнь бесценна!» - говорят они, называя любовью ее цель.