Розовые грезы ожиданий

Борис Углицких
Розовые грёзы ожиданий
(размышления по поводу нашей доверчивости)

Я часто задумываюсь: почему же так доверчивы многие из нас, охотно верящие в экстрасенсов, финансовые пирамиды, во всевозможные «беспроигрышные» лотереи и в прочую разную «шелупень», на которую гениально сообразительны современные мошенники. И ответа не нахожу. Обезоруживающе просто ответила как-то на этот вопрос одна из участниц форума, посвященного «творческой» деятельности легендарного советского экстрасенса Вольфа Мессинга: «Нам так хочется, чтобы сказки сделались былью… пускай нас обманывают, но обман этот – нам во благо, если он дает надежду или украшает жизнь счастливыми иллюзиями».

Недавно по первому каналу ТВ показали сюжет, связанный с умершей в прошлом году небезызвестной целительницей Джуной (Евгенией Ювашевной Давиташвили). Лаконично, по-деловому сдержано, но очень емко журналисты рассказали то, что должны были рассказывать при ее жизни. Зачем официальная пресса потакала с 80-х годов прошлого столетия до наших дней всем тем ее покровителям, которые, как навозные мухи, вились возле нее? Почему государственная медицина не только не пресекла глумливо-бездарной деятельности грузинской буфетчицы с дипломом массажиста, но и  позволила ей организовать Международную академию альтернативных наук (кстати, и за рубежом ей милостиво разрешили стать проректором Открытого Международного университета нетрадиционной медицины в Коломбо – организации, созданной выходцами из Советского Союза)?

Дошло до того, что в 1989 году Госкомитет по делам изобретений и открытий выдал ей авторское свидетельство на целительство «бесконтактным массажем».

… А теперь председатель Комиссии по борьбе с лженаукой академик РАН Эдуард Кругляков обо всем этом говорит так: «…Джуна – не более чем массажистка высокой квалификации, но для исцеления больных этого мало». И все… и никаких комментариев по поводу недавних восхищенных о ней статей и телепередач.
 
И что?  Сгинула мифическая Джуна вместе со всеми ее титулами и наградами? По-моему, не для всех и ненадолго.

1. Кто вы – мистер Вольф?

Ведь кто-то же ее еще помнит. Как помнят многие россияне другого уже упомянутого мною экстрасенса и непревзойденного мистификатора «всех времен и народов» - Вольфа Мессинга.

Давайте для начала заглянем в Википедию и посмотрим, что о нем говорится там.
«Вольф Мессинг родился в еврейской семье в городе Гура-Кальвария, расположенном в 25 км на юго-восток от Варшавы – на территории Российской империи. В юности участвовал в номерах иллюзионистов в польских бродячих цирках. Затем освоил «эстрадную телепатию» (т. н. «контакты через руку»).
…В 1939 году после начала Второй мировой войны бежал в Советский Союз, где начал выступать с «чтением мыслей», сначала в составе агитбригад, затем с индивидуальными концертами от Госконцерта. Выступал в качестве иллюзиониста в советском цирке.

…Отец, братья, а также все родственники погибли в Майданеке и в варшавском гетто.

…В 1943—1944 годах Мессинг проживал в Новосибирске.

…Ассистентом в номерах Вольфа Мессинга до болезни и смерти была его жена – Аида Михайловна Мессинг-Рапопорт.

…В 1965 году в журнале «Наука и религия» были опубликованы «мемуары» Мессинга, фрагменты которых также печатались в «Смене», «Советской России» и ряде других изданий. Попытки проверки наиболее сенсационных заявлений артиста показали их недостоверность.

Вот только некоторые факты, уличающие автора во лжи:
«В ходе проверки 857 фондов трофейных документов в Российском государственном военном архиве не было обнаружено никаких сведений об артисте Вольфе Мессинге. Аналогичный результат дала проверка каталога Берлинской библиотеки...

«В журналах межвоенного периода Польши, писавших на темы тайных знаний, парапсихологии и оккультизма («Обэим», «Подсолнечники», «Мир духа», «Мир сверхчувственный», «Духовные знания», «Свет»), упоминаний о Вольфе Мессинге не обнаружено (в отличие от других гипнотизёров и ясновидцев). В справочнике «Библиография Варшавы. Издания за 1921—1939 гг.» не указано ни одной статьи, посвящённой Мессингу. В книге Юзефа Свитковского «Оккультизм и магия в свете парапсихологии» («Лотос», Львов, 1939 / Краков, 1990) фамилия Мессинг не встречается. В «SonderfahndungsbuchPolen», («Подробная книга Слежки (Наблюдений) в Польше»), изданной криминальной полицией в июне 1940 года, фамилия Мессинг не встречается.

«…какие-либо документы, подтверждающие встречи Сталина с Мессингом, отсутствуют».

2. Первым делом, первым делом – самолеты…

То есть, уже в Википедии указано на то, что Мессинг – это «дутый мыльный пузырь». Но как же так? Почему мемуарам Мессинга до сих пор нет никакой официальной  оценки? Почему в публикациях и телесюжетах нет-нет, да и возникают ссылки на уникальные способности «именитого экстрасенса»? С какой стати известный сценарист Эдуард Володарский написал сценарий к телесериалу «Вольф Мессинг. Видевший сквозь время», не только проигнорировав все те разоблачения, какие уже были опубликованы в СМИ, но и сам придумал массу несуществующих фактов? Зачем и для чего массовому российскому потребителю ТВ-продукции кому-то понадобилось дурачить головы дешевой и пустой шелухой?
…Так кем же был на самом деле этот «именитый экстрасенс»?

В последнее время появилось немало статей, приоткрывающих тайные моменты жизни «великого мага».  Но заслуживающими внимания, на мой взгляд, можно считать серьезные, основанные на крепкой фактологической базе, работы журналиста Юрия Зверева, лично знавшего Мессинга и сумевшего встретиться с человеком, которому тот исповедовался, находясь в тюремной камере ташкентской тюрьмы.

«Об этом я не узнал бы никогда, если бы судьба не послала мне встречу с польским журналистом Игнатием Шенфельдом. В 1941 году ему пришлось бежать из оккупированного немцами Львова. Как беженец он попал в Ташкент, где был арестован и обвинен в шпионаже местными органами КГБ», - сообщает он в своем журналистском расследовании.

«…Игнатий был земляком Мессинга и знал его родителей. Когда они встретились в камере, несчастный, подавленный страхом артист уцепился за земляка, как за последнюю соломинку. Мессинг плохо знал русский язык, был в отчаянии и с горя готов был покончить счеты с жизнью. В слезах он поведал историю своей жизни неожиданному слушателю».

Вот вкратце его рассказ: «…Мессинги были из бедных. Отец Вольфа, прозванный в местечке Хаимом Босым, работал летом на фруктовых садах цадика, а зимой – на его же фабрике по производству мармелада. Семья едва сводила концы с концами. Детей у Хаима было трое, Вольф был старшим. Самая трудная работа ложилась на его плечи. Он помогал отцу окуривать сад, бороться с вредителями…  Не удивительно, что с детства Вольф хотел удрать из родной деревни.

Однажды в местечко приехал передвижной цирк "Корделло". Цирк поразил воображение мальчишки. Денег на билет у тринадцатилетнего Вольфа не было, но он не пропустил ни одного выступления, пролезая в цирк между ног зрителей. Днем он помогал цирковой семье таскать воду, колоть дрова, задавать лошадям сена. Однажды его пригласили к столу, чем мальчик долго гордился. Когда цирк стал собираться в путь, Вольф в отчаянии убежал из дома. С зареванной физиономией он встретил их фургон в десяти километрах от местечка.
    Пан Кордонек все понял и показал кнутом: "Залезай". Так начались самостоятельные скитания знаменитого артиста.
    В бродячем цирке Вольф научился лежать на утыканной гвоздями доске, глотать шпагу, извергать огонь. Он быстро освоил весь набор немудреных фокусов пана Кордонека. К началу 1914 года цирк исколесил пол-Польши, но неожиданно разразилась война. Сыновей пана Кордонека призвали в армию и труппа распалась.

… Однажды он попал на сеанс медиума Арно Леони, "умевшего читать" мысли на расстоянии. Леони находил спрятанные в зале предметы, "видел" цифры в запечатанных конвертах, перечислял содержимое дамских сумочек. Работал ясновидец с ассистенткой, и Мессинг, внимательно наблюдавший за выступлением, понял, что ей в выступлении и принадлежит главная роль. Магу завязывали глаза, он становился спиной к зрителям, а ассистент просил у публики дать ему на время какой-нибудь предмет. Чаще всего давали часы.
 - Что у меня в правой руке? - вопрошал ассистент.
Маэстро корчился в напряжении и, наконец, глухо выдавливал:
 - Часы!
               В зале вспыхивали аплодисменты.
               - А что у меня в левой руке?
               Ассистент поднимал над головой другой предмет. Сочетание слов "левая рука" означала очки.
               - А что теперь у меня в левой руке?
               "Теперь в левой" означало расческу.
               Фокус с цифрами в запечатанных конвертах был еще проще. В шляпу с конвертами нужно было подбросить свой и затем ловко извлечь его.
                Пришлось потрудиться с "контактами через руку", но упорный юноша одолел и это. Через полгода он дал свой первый самостоятельный сеанс с ассистенткой в Клубе железнодорожников Варшавы.   

Почти пять лет не прекращались его гастроли по Польше…
Когда немцы напали на Польшу, Мессинг очутился в Белостоке, ставшем к тому времени советской территорией. Партийные пропагандисты изо всех сил пытались внушить жителям, как плохо им жилось в панской Польше и, как теперь будет прекрасно при советской власти. После политических лекций устраивались концерты.
И вот Мессинг решил записаться на просмотр.
              - Что вы умеете делать? - спросили его.
              - Я – телепат.
             Председатель комиссии выпучил глаза. С помощью знакомой певицы, знающей русский язык, Мессинг постарался объяснить суть своих номеров, но так как в комиссии никто ничего не понял, ему пришлось показать несколько простых фокусов. Члены комиссии были поражены, и Мессингу предложили выступить на показательном концерте, где собиралось все начальство города.
Вскоре артиста перевели в Минск, а после оглушительного успеха – в Москву. Так он и стал артистом Москонцерта.   

Во время Великой Отечественной войны Вольф Мессинг, как и все советские артисты, много гастролировал.
…А в тюрьму он угодил после того, как наотрез отказался выделять личные деньги на приобретение самолета (!!). Видимо, «компетентные органы» были хорошо осведомлены о финансовом благополучии артиста.  Пришлось Мессингу самолет купить (за что он получил опубликованную во всех центральных СМИ «приветственную» телеграмму от самого товарища Сталина), но тут новая беда: гебисты, невзлюбившие своенравного мага, подослали к нему провокатора, спровоцировавшего Мессинга на побег из страны. Несчастный телепат, "умевший" читать мысли на расстоянии, был элементарно подставлен и снова угодил за решетку.

               Когда высокому начальству ташкентского КГБ, в застенки которого угодил Мессинг, доложили о том, что при попытке перейти государственную границу задержан знаменитый шпион, оно, решило использовать сей факт в целях вербовки его в свои агенты. Через год страну облетела новая радостная весть о том, что телепат подарил Красной Армии еще один боевой самолет.

3. Если звезды зажигаются – значит, это кому-нибудь нужно

Так бы и завершил свою грешную жизнь этот рядовой, хотя и небесталанный артист Москонцерта, канув в безвестности, как завершили, такие же, как он, сотни других, если бы не воля случая. К нему, не только не умевшему писать по-русски, но и так и не научившемуся правильно говорить, предложили вдруг написать о себе мемуары. Ему, человеку замкнутому и немногословному, страдающему (по свидетельству врачей-психологов) различными фобиями, конечно, такое предложение поначалу очень не понравилось. Но инициатор этой идеи был хитр и обольстителен…

Это был  широко известный в те времена московский журналист и популяризатор науки Михаил Васильевич Хвастунов, писавший под псевдонимом М. Васильев. Сейчас его близкие друзья с улыбкой вспоминают, каких трудов стоило Михвасу (так его приятельски называли в московских журналистских кругах) уговорить Мессинга на творческое содружество. Говорят, что по договору 80% гонорара должен был получить Хвастунов… оно теперь и понятно, почему у Михваса был такой повышенный интерес.

Но, как и должно было оказаться, ничего сенсационно интересного этот «аллигатор пера» из двухнедельных бесед с Мессингом на своей подмосковной даче не услышал. Так что теперь – отступиться от своей затеи? Как бы не так. Не таков был характер Михваса. Он поднял свои статьи, из которых целыми кусками изъял исторический материал для бытового фона будущей книги, а биографию мага целиком выдумал, не стесняясь огромного обилия беспардонных подтасовок и несоответствия фактов. В фальшивых воспоминаниях изобилуют сногсшибательные встречи Мессинга с известными людьми. Тут тебе и писатель Шолом-Алейхем, и отец психоанализа Зигмунд Фрейд, и Альберт Эйнштейн, и Махатма Ганди. В Польше его вызывал к себе маршал Пилсудский, чтобы проконсультироваться относительно дальнейших военных действий. Да что там Пилсудский, сам Гитлер послал запрос о перспективах своих планов, и, получив отрицательный ответ, приказал экстрасенса арестовать. Из гитлеровских застенков Мессинг, естественно, благополучно бежал и направился в СССР. Ну, а здесь он, конечно же, попадает в поле зрения самого вождя, и до конца жизни является чуть ли не главным консультантом по всем вопросам внутренней и внешней политики нашей страны.
 
Каково?  И ведь книга была встречена читающей публикой с восторгом и искренним ликованием. Ее начали печатать отдельными главами в журналах "Наука и религия", «Смена», «Байкал», «Современник», а так же – в газетах «Литературная Россия» и «Московский комсомолец».

Но собственно книгу компетентные органы издать запретили. Почему? Догадаться не трудно: фальшивка сама по себе была сработана талантливо, но зачем было впутывать туда вождя народов?
 В 1967 году в Москву приехали две ученые дамы - Шейли Острендер и Линн Шредер, и в 1970 году в издательстве "Бентем Бук" вышла их книга под названием: "ПСИ - научное исследование и практическое использование сверхчувственных сил за Железным занавесом", где целая глава была дословной перепечаткой книги Михваса. Таким образом, слава знаменитого медиума перешагнула границы страны.

4. Вместо послесловия

И все-таки, почему же так получается, что сенсационные фальшивки разносятся по миру массовыми тиражами, а их разоблачения печатаются дозировано и только в специализированных СМИ? Почему даже после выхода замечательных научно-популярных книг вроде «Реникса» профессора Китайгородского, где убедительно развенчаны лженауки и лжеэкстрасенсы, мы продолжаем слепо верить во всяческих джун, мессингов, ванг и их последователей? Почему на государственном уровне не пресекаются попытки дурачить людей псевдоцелителями, не имеющими к медицине никакого отношения? Зачем и кому нужны эти глупые телевизионные «битвы экстрасенсов», если принять во внимание, что, по словам известного ученого психолога Буянова «…все они либо больные, либо мошенники»?