Моя Греция Корфу-Метеоры. Между небом и землей ч6

Филин Дмитрий
Метеоры, день второй…


Поднявшись пораньше, помолившись и позавтракав, мы отправились осматривать остальные монастыри и успели осмотреть три: святого Николая Анапавсаса, святого Стефана и Варлаам. На один не хватило у нас ни времени, ни сил – монастырь Святой Троицы.
Первым в этот день мы посетили монастырь Святого Николая Анапавсаса.

Из-за недостатка места он построен в несколько уровней. На первом уровне маленькая церквушка, посвященная Святому Антонию. Она выдолблена прямо в скале и очень маленькая – её алтарь всего 4 кв. м. У входа икона преподобного Силуана Афонского и ящичек для пожертвований.

У подножия монастыря захоронение одного из бывших игуменов обители иеромонаха Паламы.

На втором уровне находится возведенный в начале XVI века храм святого Николая, также, как и Преображенский храм Русаны расписанный иконописцами критской школы, в том числе известным мастером Феофаном Стрелидзасом (XVI век).

На последнем, третьем уровне располагается трапезная, храм святого Пророка Иоанна Предтечи и различные технические приспособы, как например – лифт.

Деревянный заборчик, отгораживающий паломников от пропасти, привлек внимание своим узором в виде креста св. Императора Константина.

Что ж, надо взять на заметку.… Как это промыслительно, например, в деревне иметь заборчик с таким символом – и механическая функция - отгородить территорию и духовная защита святым крестом.


Монастырь святого первомученика Стефана, как и Русану, обитель женская.


В настоящее время это самая богатая обитель Метеор. Мне показалось, что и наиболее ухоженная. Строителями этого монастыря считают преподобных Антония и Филофея (XVI век), хотя первые монахи появились ранее и начало монашеской жизни на Свято - Стефановской скале зародилось в конце XII века. Главный храм освящен в честь еще одного небесного покровителя монастыря, святого Харлампия (построен в конце XVIII века).
Рядом расположена небольшая церковь святого Стефана.

Сама территория монастыря очень просторная и населена не только паломниками и монахинями, но и неизменными монастырскими приживальцами – котами, кошками и котятами.

Не могли нас не привлечь и разнообразные «била», заменяющие привычные для нас колокола. Уж не знаю, используются ли они в наше время по назначению, или исключительно исполняют роль экспонатов, но выглядят весьма и весьма колоритно.


Последним на нашем пути оказался монастырь святого Варлаама.

В середине XIV века схимник Варлаам поднялся на скалу и воздвиг несколько келий и маленькую церковь, которую посвятил Трём Святителям. Сам же монастырь был основан в начале следующего века родными братьями – преподобными Феофаном и Нектарием, бывшими рыбаками из Яннины.
В наше время главным храмом является построенная двумя веками позднее церковь Всех Святых.

По дороге к монастырю расположена большая скала. Со стороны складывается впечатление, что она медленно съезжает по наклонной плоскости.

Когда мы уже возвращались обратно, то нам повезло увидеть в действии лифт и вагончик, который перевозит монахов на большую землю. Раньше такие лифты были не на металлических тросах, а на обычных веревках, а в качестве тягловой силы были монахи, а не электрический двигатель и подобное путешествие было весьма и весьма опасным. Но в тоже время и единственной возможностью попасть на вершину скалы. Теперь все изменилось и даже для обычных путешественников такое паломничество оказывается весьма незатруднительным. Не знаю, на пользу ли это самим монахам, но то, что это на пользу нас сомнений не вызывает.

Наше путешествие по сказочным Метеорам подошло к концу, так же, как и наши силы. Я даже рад было тому, что монастырь Святой Троицы нам не покорился – будет повод постараться вернуться. Я еще раз пересмотрел свои зарисовки про Метеоры и решил ничего не изменять. Сухость моих слов не может даже на каплю помочь понять те впечатления, что мы получили от этих святых обителей, и как бы я не пытался передать своими словами переполняющие меня эмоции, я тем самым не приближусь к достоверности ощущений:
и;хже ;ко не ви;д;, и ;хо не слы;ша, и на с;рдце челов;;ку не взыд;ша, я;же угот;ва Б;гъ лю;бящымъ ег;. (1 Кор.2: 9), говорил апостол Павел о Небесных Обителях, куда он был вознесен. И мы также видели, но все равно не в силах передать увиденное.
Мне хочется одновременно и извиниться за большое количество фотографий при убогом описании увиденного, и одновременно укоряю себя, что фотографий мало, поскольку только одни виды со святых гор такие, что созерцать их возможно до бесконечности.

Мы выписались из отеля, и наша хозяйка вышла нас провожать.

- Пап, а можно с ней сфотографироваться?


Разумеется, она была не против.


- Мы пошлем Вам фотографию!
- Спасибо!
- По ней Вы поймете, если Бог позволит нам еще раз сюда приехать, кто заказывает номера.
- Хорошо! Вы мои лучшие постояльцы в этом году!
- Спасибо.

Получив адрес электронной почты, мы выяснили и имя хозяйки – Эра.
Что ж, будем молиться, чтобы все у тебя складывалось хорошо, и не нужно было беспокоить дедушку. Ну, разве только попросить прислать пару – другую бутылочек настойки для самых лучших его гостей. И для остальных тоже.


Мецово…

Еще в Москве, только собираясь в поездку, мы прочитали, что на полпути от Метеор к Игуменице в регионе Эпир есть небольшая деревня Мецово – эдакий греческий Крушавель. Понимая, что у нас есть запас по времени часа два с небольшим, и мы можем их провести не в порту Игуменицы, в ожидании парома, а в более интересном местечке, мы на обратном пути свернули в этот поселок.
Мецово поселение старое – ему не менее 650 лет (первое упоминание в письменных источниках приходится на 1380 год). Есть несколько версий возникновения этого наименования. Одни источники говорят, что название Мецово (Метсово) происходит от греческого слова «мессо» (середина/среди) + «ово» - «деревня, расположенная в середине», что, собственно, и подтверждается географическим местоположением поселения. Другие – что название свое оно получило от названия реки Минтсио, протекающей рядом с городом Абруццо в Италии, откуда родом были и валахи Фессалии, собственно и образовавшие это поселение. Однако, судя по тому, что на многих домах, тавернах и иных заведениях мы видели вывески с изображением медведя, сами современные жители придерживаются той версии, что деревня «Мецово» получило свое название от двух славянских слов: «метска» (медведь) и «ово» (деревня), то есть «Медвежья деревня».
Зафиксировав несколько типичных примеров домостроения, характерных для обозреваемого нами поселка, мы стали искать фирменные магазины сыров, которыми, как мы прочитали, славится это местечко. И в одном из обнаруженных мы и приобрели местную продукцию на пробу. Хозяин заведения вышел напоследок и сфотографировался с нами на память, вручив мне для важности пастуший посох.

Видимо я не гурман и не знаток сыров. Все, что я пробовал у нашего сыродела и что мы отведали в таверне (а мы заказали все четыре или пять видов сырных блюд, что в ней готовили) мне показалось вкусным, но восхищения не вызвало. Может, оно и, Слава Богу?
А вот что вызвало восхищение, так это старые многовековые клены у храма святой Параскевы, что на главной площади деревни!

Говорят, что под их сенью собираются старейшины поселения и ведут духовные разговоры. Не знаю, их не видел, возможно, происходит это по вечерам, когда жара спадает. Но гигантские клены поражают своим могучим видом. Человек рядом с таким деревом выглядит просто карликом.
Увы, одеты мы были не подобающим для визита в храм образом, а потому внутри побывать не решились. Источники говорят, что после реставрации Собора в 1811 году там очень красиво и есть редкая византийская (Ровенская) мозаика, единственная в Греции.
Перед выездом из Мецово мы решили заправиться на самой маленькой, какую я до сих пор мог видеть заправке. Выглядит это весьма забавно. Это как если бы кто-то отворил ворота маленького гаража и удивленному взору смотрящего предстал бы средних размеров холодильник, по бокам которого торчали бы пару – тройку шлангов с пистолетами.

Однако, горючее оно везде горючее, и вот, уже с полным баком, мы возвращаемся на трассу.
Уже через полтора часа мы окажемся в порту Игуменицы и успеем на предыдущий паром (который отправлялся на час раньше, чем рассчитывали мы) до Керкиры. Если сюда мы прибыли на пароме «Агиос Теодорос», то обратно нас повезет «Агиос Николас». Замечательная страна Греция – тут даже паромы называют в честь святых угодников Божьих!
Полчаса ожидания погрузки и вот мы уже плывем домой, в Керкиру. Два дня пролетели как одно мгновение. Мы так ожидали этого путешествия, а теперь оно уже в прошлом.… Так и наша жизнь земная – пролетает как миг. Хорошо, когда по Милости Божьей, мы уносим с собой добрые дела, светлые воспоминания и благодарность Господу за все, что бы ни случилось с нами. И в этот раз в наших сердцах поселилась надежда на то, что мы еще вернемся в благословенные Метеоры, где каждый камень, всякий утес благоухает благодаря молитвенным подвигам подвизавшихся там монахов. И где есть очень уютный отель и всегда улыбающаяся молодая хозяйка по имени Эра. Бог даст, и мы еще раз а, может и не раз, вернемся к ней и – кто знает, возможно, увидим и её дедушку, который нас порадует замечательной настойкой, изготовленной им по старинному рецепту.



Монастырь Ипсилос Пантократор…

Еще до приезда наших друзей задумали мы посетить несколько интересных мест на Корфу, в которых не довелось нам побывать в первую свою поездку. А заодно и проверить, как наш могучий автомобиль ведет себя на горных серпантинах.
Вообще, на Корфу, как нам сказала Виктория, шесть монастырей названы во Имя Господа Вседержителя (по-гречески - Пантократор). Не проверял, так это или нет, а побывать удалось в двух таких монастырях.
И первым таким местом был Монастырь Ипсилос Пантократор, расположенный на горе с одноименным названием. Надо сказать, что именно монастырь дал название горе, а не наоборот.
Добраться в те места можно из Бенитоса различными путями. Один из таких путей предполагает глухие объездные дороги по горам, что позволяет сильно уменьшить километраж, но даст ли экономию по времени – это вопрос открытый. Другой предлагает ехать по большим, относительно скоростным магистралям и только уже последнюю часть пути проделать по горному серпантину (ну, тут уж никуда не денешься). Мы, как опытные путешественники выбрали третий вариант: где-то срезать, а где-то по магистралям. И, разумеется, по той же причине – большому опыту, решили не прибегать к помощи Спироса.
Самоуверенность вещь неполезная. Поколесив больше получаса в поисках «как бы срезать» мы вернулись ко второму варианту, и это был именно тот вариант, что следовало выбрать сразу, т.к. Киа Рио хоть и не болид Формулы-1, но далеко и не квадроцикл. Едет достаточно быстро и лишние двадцать километров по трассе это всего десять минут, а не полчаса исканий и возвращений к истокам.
По этому мы, уже примирившись с любимой (нет, ну а как иначе? Никто не отменял любимые женские: «Лучше бы спросил!» и мужские упрямые: « Сам найду!»), проехались в очередной раз вдоль по набережной Керкиры и вышли на трассу по направлению на Дассия.
Первый раз мы ехали по восточному побережью острова на север. Повсюду обустроенные пляжи, гостиницы, указатели на кемпинги – по всему эта часть острова пользуется вниманием у туристов. Дорога – ну прямо настоящая автострада! Никогда еще на Корфу мы не разгонялись до скорости 110-120 км/ч, следуя в потоке автомобилей. Правильно мы сделали, что на стали выискивать короткие дорожки и направления… в зрелищности мы, наверное, немного потеряли, но вот времени сэкономили точно, порядком.
После Дассии держим направление на Ипсос. Отсюда уже достаточно хорошо видна гора Пантократор. Мы не останавливались, но судя по цвету пляжи в этом месте острова песчаные.
Последний крупный населенный пункт после, которого мы должны покинуть автостраду это Пирги, расположенный у подножия горы. Мы въехали в эту деревушку и практически сразу нужный нам указатель: «;пaрту;a;».
Потихоньку дорожка превратилась в серпантин и изумительными видами. На одной из развилок нам встретился наш старый знакомый – ослик.

Для тех, кто соберется посетить монастырь следует запомнить, что поднимаясь вверх по дороге после деревушки Спартилас на этой развилке ( примерно в 1-2 км. за деревней) следует повернуть направо ( откуда спускается пара на мотоцикле).
Разумеется, мы не удержались от того, чтобы не запечатлеть на память и самого ослика, а с ним и нашу Пелагею, которой он очень понравился.

Видимо кризис заставил Греков искать некоторые дополнительные возможности для экономии, в том числе и электроэнергии. И разумев, что солнечных дней на их Родине множество, они стали активно использовать миниэлектростанции на солнечных батареях. По пути к вершине горы таковые нам попадались не раз.

Уже на подъезде к самому монастырю мы заметили, что вершину горы ним делят и антенны греческого телевидения и сотовой связи. Ну, что поделать, раз это самое высокое место на острове.… Одна из башен расположилась непосредственно в ограде монастыря. Вид, разумеется, от такого соседства нисколько не выигрывает.

Зато сам монастырь и виды с него необычайны.
Первые упоминания о монастыре относятся к 1347 году. Однако, в шестнадцатом веке он был разрушен и современный монастырь и главный храм (Преображения Господня) были построены уже в конце семнадцатого века, а современный фасад он приобрел в девятнадцатом веке. В таком виде он и предстал перед нами.

Я уже говорил о том, что на острове почитают нашего святого праведного Феодора Ушакова. А в храме Преображения монастыря Пантократор мы увидели икону преподобного Серафима Саровского.

Видно великую славу стяжал наш батюшка Серафим у Господа, раз повсеместно к нему обращаются за молитвенной помощью. Приими, отче преподобный и наши молитвы малые:

От юности Христа возлюбил еси, блаженне,
и, Тому Единому работати пламенне вожделев,
непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался еси,
умиленным же сердцем любовь Христову стяжав,
избранник возлюблен Божия Матере явился еси.
Сего ради вопием ти:
спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш.

У «колодца Иакова» - монастырского источника красивая икона, повествующая Евангельский сюжет беседы Господа Иисуса Христа с Самарянкой.

По Церковному Преданию, святая мученица Фотиния (Самаряныня, Римская) и была той самой самарянкой, с которой беседовал Спаситель. Икону мученицы мы в монастырской лавке не обнаружили, зато нашли редкий для наших родных широт образ мученицы Фотинии Палестинской (память 13 февраля). Так что если у кого есть ближние, носящие имя этой угодницы Божьей, заказывайте своим друзьям привезти отсюда.
Вообще в монастырском дворике так красиво (если не разглядывать опоры мачты телевидения), что и описывать эту красоту я не решаюсь.

Внутри она выглядит очень строго, прямо таки подвижнически.
Калитка (в настоящее время закрыта) ведет к старой тропе, по которой монахи поднимались сами и по которой в монастырь в старые времена поднимались паломники и жители деревни. Ну, и монахи тоже пользовались этой дорогой, когда покидали стены монастыря и выходили в мир.

Если взглянуть за монастырскую стену, то развалины заброшенной деревушки, к которой ведет дорожка за калиткой, видны и сейчас:

С другой стороны монастырской стены через узкий пролив хорошо виден Албанский берег.

Говорят, что в ясную погоду вдалеке отчетливо различимы и берега Италии. Ну, в нашем случае погода была солнечная, то очень жаркая ( за 40°С), и из-за висящего в воздухе марева Италию мы не обозрели.
Зато понаблюдали за единственными постоянными насельниками монастыря – кошками.

Лишь они день и ночь несут вахту в этом святом месте, охраняя постройки и ценности от непрошеных гостей. Сейчас монастырь считается недействующим, монахов в нем нет, службы совершаются примерно раз в месяц.

По дороге обратно, проезжая мимо ослика мы не повернули налево, к дороге на Керкиру, а поехали направо, т.к. маленький указатель сообщал, что в восьмистах метрах ниже расположен монастырь святой Параскевы.

К сожалению, указатели в Греции весьма своеобразные. Мы действительно приблизительно в километре от развилки обнаружили храм (что вовсе не мудрено – в Греции храмы встречаются в большом количестве), но освящен он был в честь иного святого.

Храм, как это обычное дело для времени сиесты был закрыт, а потому мы немного побродив по его территории, окинув взглядом колокольню и очень аккуратное маленькое кладбище, двинулись к дому, рассудив, что если Богу будет угодно, то поиски монастыря святой Параскевы мы продолжим в другой свой визит на остров.


Продолжение следует...

(начало второй части с фотографиями тут: http://filin-dimitry.livejournal.com/3006.html)