Мистерия Исиды в СССР

Елена Шувалова
   Все мистерии начались с мистерий Исиды и Осириса; плач Исиды по убитому, разрубленному на куски мужу, поиски и собирание этих кусков, дали толчок к драматическому действу, захватывавшему чувства народа. Мистерии эти "исполняли" куклы; так появились будущие марионетки.
   Когда мир перешёл в Христианство, содержание мистерий изменилось: теперь вместо египетского Сета злодеем стал иудейский  царь Ирод, убивающий младенцев; вместо скитаний Исиды изображались скитания Девы Марии с Иосифом-обручником; вместо воскрешения Осириса и рождения от него сына Гора, показывали пещеру с домашним скотом, в которой Мария родила Иисуса, и куда пришли поклониться Ему волхвы. Всех их снова изображали управляемые людьми куколки, которых теперь - по имени Девы Марии, - назвали марионетками.

   Итак, марионетки изначально призваны рассказывать о богах, изображать богов.

   В 1930-е годы в СССР,  - когда вокруг массово расстреливали священнослужителей, взрывали и рушили вековые храмы, - незаконно проникли всё те же культовые марионетки, - и этого либо не заметили, либо - даже - приняли "на ура!" Этими марионетками были,  - во-первых, толстовский Буратино со своей компанией, во-вторых, - марионетки С.Д. Лебедевой к "Коньку-Горбунку" - на фотографии в книжке Б.Н. Терновца, посвящённой её творчеству.


   Были ещё книжки, посвящённые марионеткам, Е.Я. Данько, - "Деревянные актёры" (1931) и продолжение "Приключений Буратино" - "Побеждённый Карабас" (1941), (а в 1938 - 1939 годах ею же была создана инсценировка для журнала "Чиж" - "Буратино у нас в гостях").

  Елена Яковлевна Данько была не только литератором, но и художником, -  художником по фаянсу (как и её сводная сестра Н.Я. Данько), - знатоком работы со стеклом (изучала историю Ломоносовского завода); кроме того, она много работала именно с марионетками, - одно время была сотрудником театра марионеток (водила куколок на важе). Марионетки были "её" темой, и она не могла пройти мимо сказки А.Н. Толстого. Узнав, что сам писатель не собирается продолжать "Буратино", она взялась за его продолжение.

   Конечно, сказка Данько - "Побеждённый Карабас", - несопоставима с толстовским произведением по масштабу талантливости, - но в ней есть своё обаяние.
    А ещё в ней есть сцена на старом рынке, похожем очень на царскосельский, - впрочем, может быть, мне так кажется, - оттого, что этот рынок я хорошо знаю, а прочие старые питерские рынки - нет (кроме Гостиного Двора на Невском.)
    Сцена эта такая: Карабас-Барабас приходит к ларьку с игрушками, в котором торгует бабушка Дуня, - у которой в это время оказываются куклы - Буратино и Пьеро. Карабас-Барабас хочет их купить, чтобы вернуть под свою власть, но бабушка Дуня говорит, что не может продать кукол. Она предлагает Барабасу взамен ослиную маску, которая сразу прилипает к его лицу...
    С ослиной головой в Древнем Египте изображался бог Сет, - злой брат Исиды и Осириса, - убивший и расчленивший последнего. В ослиной же шкуре ходил и Луций Апулея - пока Исида не явилась на его мольбу и не расколдовала его, - и не сделала своим жрецом.

    А Карабас-Барабас - наоборот - "заколдовывается" бабушкой Дуней, имя которой значит "Благоволение".

    В этой сцене очень явственно проступает древняя мистерия, - хотя, казалось бы, сказка Данько такая вся "советская", - впрочем, - и без кавычек. Родители Елены Яковлевны были народовольцами, и сама она - по- видимому, - действительно верила в идеалы коммунизма... Но - при этом она была по-настоящему культурным, широко образованным человеком. (Данько называли умнейшей женщиной Ленинграда).

   Пьеро и Буратино сидят у бабушки Дуни за игрушечным самоваром. Как тут не вспомнить пушкинскую девушку Дуню, что разливала чай в "Евгении Онегине"! Если Данько действительно имела ввиду царскосельский - пушкинский - рынок, - то тут прямо везде сквозит А.С. Пушкин...

  А девочку-пионерку - главную героиню повести-сказки зовут Майя; Майя же - это одна из ипостасей Исиды - Мировой Души, - по Пифагору (третья - Кибела, или Деметра). В мае основан - как известно - Петербург, - где происходит действие сказки Данько (ну, то есть, - на ту пору - Ленинград), - в месяц Исиды.*

   В конце сказки куклы - вместе с папой Карло и Артемоном, - обживаются в Ленинградском театре марионеток и играют там спектакли о самих себе. То есть, служат богине Исиде, - или - в христианстве - Деве Марии... Не знаем, вкладывала ли такую мысль в своё произведение Елена Яковлевна Данько, но по логике получается - так.


   Продолжение следует.
   

   * Где-то я читала о том, что не только в месяц, но и в дни Исиды, - то есть, - Пётр приурочивал рождение новой столицы именно к дням этой великой египетской ( и не только ) богини.