Питер де Хох-известный голландский художник

Алина Алексеева-Маркезин
Питер де Хох.«Дама с двумя кавалерами». 1658 г. 69;60 см Лувр, Париж.

        Познакомимся ближе с творчеством интересного художника ПИТЕРА ДЕ ХОХА(1629-1684г),голландского живописца, который, подобно своему современнику Вермееру, специализировался на изображении повседневных интерьеров и экспериментировал со светом.
Между ними очень много общего. Вы это сами увидите.

         Семнадцати лет от роду будущий Питер де Хох уехал из родного Роттердама в Харлем, где поступил в мастерскую живописца Николаса Берхема (1620—1684). Член харлемской Гильдии святого Луки с 1642 года, Берхем был всего на девять лет старше своего ученика.

         Приблизительно в 1650 году Хох поступил на службу к богатому торговцу тканями Юстусу де ла Гранже. Специальностью де ла Гранже было сукно, а любимым занятием, которому он посвящал все свободное от основной работы время, — коллекционирование картин. Хох исполнял при нем обязанности камердинера и личного художника. Такая двойственность положения, вероятно, не тяготила его. Он не чувствовал унижения для себя в том, что по утрам чистил костюм своего господина, а днем писал для него картины.

           Примерно в 1652 году Юстус де ла Гранже перебрался на постоянное жительство в Делфт. Вместе с ним в Делфте обосновался и Хох. Здесь он в 1654 году женился на местной уроженке Аннетье ван дер Бурх, от которой в браке родились семеро детей. Здесь же художник написал свои лучшие работы.

             В представлении большинства любителей голландской живописи Делфт связан с Яном Вермером. В описываемую пору, однако, Вермер был слишком юн, чтобы составить конкуренцию Хоху. Хотя он и вступил в Гильдию святого Луки в 1653 году, то есть двумя годами раньше Хоха, он еще не развился в того великолепного мастера бытового жанра, каким знает его весь мир.

         Около 1660 года Юстус Хох решился попытать счастья в Амстердаме. Небольшой капитал, скопленный им за годы службы у де ла Гранже, он употребил на то, чтобы перевезти семью на новое место и обзавестись новым хозяйством. Деньги таяли с угрожающей быстротой, а жители Амстердама не спешили заказывать Хоху картины.

         Думая, что дело в «простоватости» его работ, художник решил изменить стилистику. Он стал вводить в свои композиции богатые интерьеры, роскошные наряды и прочие приметы «богатой жизни». Но он не чувствовал быта «патрициев» и, прослужив десять лет камердинером, судил о нем так, как обычно судят слуги. Кроме того, в Амстердаме уже имелись живописцы, сделавшие своим главным «жанром» именно сцепки из «патрицианского» быта (так, в 1655 году сюда переехал Габриэль Метсю), поэтому подобные работы Хоха пользовались лишь очень ограниченным спросом.
 
             Ему приходилось снижать цены на свои картины, браться за совсем уж не свойственные его кисти сюжеты (известно несколько парадных семейных портретов, написанных им), и все-таки он не мог обеспечить должным образом свою семью. А она, между тем, продолжала увеличиваться: последнего своего ребенка мастер крестил в 1672 году.
                Последние годы жизни Хоха сложились трагично.Точная дата смерти неизвестна.

         В наши дни известно около двухсот картин, с большей или меньшей степенью достоверности приписываемых Питеру де Хоху. Далеко не все из этих работ являются шедеврами. В сущности, лучшие картины художника — лишь около тридцати полотейн. В них Хох достиг наивысшего мастерства, и они составили славу жанровой живописи Нидерландов.

        Круг тем Хоха очень узок. Интерьеры, дворики, непритязательные сценки из жизни голландского бюргерства. Но в каждой работе присутствует свое настроение, у каждой — своя интонация.

Картина «Дама с двумя кавалерами».

           «Дама с двумя кавалерами» относится к периоду творческого расцвета Хоха. Стилистически, она отсылает зрителя к живописи Вермера, чему способствуют такие очевидные «цитаты» как: яркий боковой, свет, видимая сквозь дверной проем анфилада комнат, панорамная гравюра на стене. Заметна также и нравственная двойственность картины художника: девушка пьет вино с мужчинами (в Голландии такая женщина считалась развратной), двое кавалеров Хоха ведут себя с фамильярностью, почти невозможной в светском дамском обществе.