Фаина Раневская

Аркадий Белкин
    120 лет тому назад, 27 августа 1896 года, в Таганроге родилась  народная артистка СССР Фаина Гергиевна Раневская. Одна из самых легендарных актрис своего времени, которая покоряла  публику своей игрой, самоиронией, философским взглядом на мир и умением формулировать самые сложные вещи простым и доступным языком. Одновременно с ней(а зачастую и вместе с ней) на  сцене и кинематографе играли  многие выдающиеся артисты как Ростислав Плятт, Вера Марецкая, Любовь Орлова, Эраст
Гарин. Но именно Раневская осталась в людской памяти  великой и гениальной  актрисой. Она прожила большую жизнь  и долго радовала зрителей своим потрясающим талантом. Но, как она сама с горечью говорила об этой жизни, были «лишь проблески счастья, годы уныния и десятилетия тоски и одиночества».
     Фаина Гергиевна (настоящее ее имя Фанни Фельдман) родилась в большой и богатой семье, в которой она совсем не чувствовала себя счастливой. Напротив, она уже тогда страдала  от одиночества. Скорее всего, причиной этого была чрезвычайная  ранимость из-за  легкого заикания. Она мало общалась со сверстниками и в гимназии чувствовала себя не комфортно. Училась она  плохо, на уроках ей было скучно. И после окончания  младших классов  ее забрали из гимназии.
Своё довольно приличное образование Раневская  получила от домашних учителей. Она играла на фортепиано, пела, неплохо знала иностранные языки, запоем читала книги и писала маслом пейзажи и натюрморты. В 10 лет она впервые заинтересовалась театром и кинематографом.  Когда ей было 13 лет, в Таганрог приехал на гастроли  Московский Художественный театр. Спектакль «Вишнёвый сад» на неё произвёл такое огромное впечатление, что она твердо решила стать актрисой. Она экстерном сдала гимназические экзамены и начала заниматься в частной театральной студии.
     В 1915 году, 19-летней девушкой, красивой и стройной, поссорившись с отцом, она уехала в Москву. Мать тайком дала ей немного денег, на которые она  смогла снять крохотную комнатушку. Но ее не принимали ни в одно из театральных училищ и она должна была учиться в частной школе. Неожиданно пришла помощь  - ведущая балерина Большого театра Екатерина Гельцер  порекомендовала её в один из театров Подмосковья. В Малаховском летнем  театре и началась театральная карьера Фаины Георгиевны. Но летний сезон кончился и начинающая актриса  подписала контракт с керченским театром. Тогда же и появился её  сценический псевдоним, которым она обязана случаю. Она однажды получила от матери деньги, но не успела спрятать их в сумочку. Неожиданно налетел ветер  и понес ассигнации по улице. «Смотрите как они красиво летят!» -   сказала артистка своему спутнику. «Вы совсем как чеховская Любовь Андреевна Раневская» - ответил он ей. Так  Фанни Фельдман превратилась в Фаину Раневскую.
     Весной 1917 года ее семья эмигрировала за границу. А  Раневскую приняли в труппу Театра актёра. В эти годы она познакомилась с Цветаевой, Мандельштамом, Маяковским, Качаловым и Ахматовой, с которой была дружна много лет. Потом был «Первый  советский театр» в Крыму, а затем   МОНО -  Передвижной Театр Московского отдела народного образования. Начались  ее бесконечные гастроли по всей стране — Смоленск, Баку, Ростов-на-Дону, Сталинград, Архангельск, Феодосия … В Москву Раневская вернулась только в 1931 году, когда после письма Александру Таирову её приняли  в основанный и руководимый им Камерный театр. Там она успешно дебютировала в «Патетической сонате». Через 4 года Раневская переходит  в театр Красной Армии, где она была задействована во многих  спектаклях, а в пьесе Горького «Васса Железнова»  наконец-то исполнила главную роль.  Во время войны Раневская была в эвакуации в Ташкенте, но в 1943 году вернулась в Москву  и играла на сцене Театра драмы.
     Только в 1949 году она обретает свой театр, Театр имени Моссовета, в котором она  проработала ( с перерывом) до конца своей жизни. В этом театре Раневская создала множество замечательных, запоминающихся образов. Правда, с художественным руководителем театра  Юрием Завадским у нее  сложились своеобразные отношения — слишком разные у них были взгляды на роль искусства. Да и по уровню таланта они тоже были разные. В силу своего характера она часто  спорила с Завадским, не соглашалась с его трактовкой образов, отстаивала право на свою индивидуальность, чем  нередко вызывала у него ярость. У Раневской всегда  было своё видение роли и оно не всегда совпадало с режиссерским. Так, играя эпизодическую роль в пьесе «Шторм», Фаина Георгиевна  представляла  мелкую спекулянтку  в  комедийном плане. В результате, зрители ходили на этот спектакль только для того, чтобы  увидеть и услышать в этой роли Раневскую. Ей одинаково удавались и комические, и драматические, и трагические роли. Зрители аплодировали ей стоя, когда играла трагические роли бабушки в спектакле  «Деревья умирают стоя» и Люси Купер в спектакле «Дальше- тишина». В 1978 году режиссер Анатолий Эфрос  поставил телефильм по этому спектаклю, в котором роли разлучаемых стариков исполнили Фаина Раневская и ее постоянный партнер Ростислав Плятт.
     Из-за непрерывных споров и скандалов с Завадским Раневская вынуждена была уйти в драматический театр им. Пушкина, но через некоторое время  все равно возвратилась в свой любимый театр им.Моссовета. Всего за годы своей театральной карьеры она сыграла 50 ролей.
     В кино Фаине Георгиевне довелось сыграть гораздо меньше ролей. Но большинству  поклонников ее таланта  она известна именно как киноактриса. Впервые она снялась  в  1934 году в небольшой роли у Михаила Ромма в фильме «Пышка» по новелле Мопассана. В конце 30-х годов  она снималась уже в нескольких картинах. Среди них  самое яркое, самое незабываемое впечатление  произвела ее роль в кинофильме «Подкидыш», где Раневская произносила ею же придуманную и ставшую крылатой фразу «Муля, не нервируй меня!». Незадолго до начала войны Раневская  снялась в социальной драме «Мечта»  у Михаила Ромма в роли хозяйки меблированных комнат и фруктовой лавочки Розы Скороход. Это был единственный случай, когда она в кино снималась в главной роли. Вместе  с ней играли известные артисты Ростислав Плятт, Михаил  Астангов, Елена Кузьмина.
В 1944 году  она исполнила комедийную роль в «Свадьбе».
Её партнерами были Эраст Гарин, Вера Марецкая, Осип Абдулов. После войны на экраны вышла знаменитая кинокомедия «Весна», в которой Раневская великолепно сыграла  Маргариту Львовну. Потом она исполнила роль мачехи в фильме «Золушка» по сценарию  Евгения Шварца.
Шварц  обожал Раневскую  и позволил ей вставлять свои бесподобные, тоже ставшие крылатыми, фразы. Эта работа считается по праву лучшей из всех сыгранных ею ролей. Да и сама Фаина Георгиевна считала роль мачехи своей наиболее удачной. Ещё через 17 лет Раневская бесподобно исполнила роль спекулянтки  по прозвищу «Королева Марго». В этом фильме её героиня просто блещет перлами вроде «Здравствуйте, я ваша тётя» или «Во сне вижу только милиционеров». Кроме того, Раневская исполняла роли в нескольких выпусках сатирического киножурнала «Фитиль» и озвучивала мультфильмы «Сказка о царе Салтане» (сватья Бабариха) и «Карлсон вернулся»(фрекен Бок).
     Фаина Георгиевна  никогда не преподавала ни в одной из театральных школ страны, но многие известные артисты до сих пор считают себя её учениками.
     Раневская часто сетовала на то, что так и не сыграла за свою творческую жизнь ни одной грандиозной роли из классического репертуара, но большинство созданных ею образов  все равно вошли в сокровищницу  мирового искусства. И в 1992 году редакционным советом многотомной британской энциклопедии «Кто есть кто», освещающей биографии выдающихся людей мира,  Фаина Раневская включена в десятку  самых выдающихся  актрис ХХ века.