Лев Казакевич. Жизнь глазами художника. Война

Татьяна Азарова Плесовских
Л.Н. Казакевич родился в 1916 году в Калуге и до своего 100-летия не дожил всего полгода. В июне 2016 года в калужском Доме художника с успехом прошла выставка его работ "Жизнь эпохи глазами художника", которую устроили его дети Борис Львович и Валентина Львовна, тоже художники. Жизнь Льва Николаевича была творчески насыщенной, богатой на  разные события, как радостные, приятные, так и трагические.

Он закончил калужский строительный техникум,  работал в Брянской области, строил водовод. Но как-то попал в железнодорожную катастрофу, выжил. Врачи буквально собирали его по частям. Домой вернулся через три месяца на костылях. Это был 1936 год.

 Небольшое отступление. В детстве дважды тяжело заболевал, думали не жилец. Выживал. Тонул в Оке, спасли. Ходил зимой с ребятами  из техникума на лыжах по деревням, агитировать за колхозы. Отстал, почти замёрз.  Нашли под снегом, спасли. Впрочем, и в дальнейшем неоднократно оказывался в ситуациях, когда жизнь была на волоске.

 Потом  Лев Николаевич поехал в Москву, хотел поступить в МГУ на физмат, но не смог. Поступил в химико-технологический институт имени Кагановича. Во время учёбы понял, что химия не его дело. Но что же тогда? Он был в поиске своего призвания. В школьные годы любил рисовать. Снова потянуло к кисти и холсту, да так потянуло, что поступил в московский художественно-пелагогический институт. Днём один институт, вечером другой. Разразился скандал, обучение сразу в двух институтах запрещалась. Но всё благополучно разрешилось.

 Началась война. Казакевич трижды обращался в военкомат и трижды получил отказ. С травмами, полученными в железнодорожной катастрофе, его  признали негодным к службе в Красной Армии.  С дипломом об окончании московского художественно-педагогического института он возвратился в Калугу и поступил на работу
 в школу №9. Но поработать тогда особо не пришлось.

  На всю жизнь запомнил Лев Николаевич тот неприветливый октябрьский день, когда в город вошли фашисты, довольные, гогочущие, в серо-зелёных шинелях.

 Калужане  в оккупации выживали как могли. Некоторые пошли в услужение к немцам, были и продажные девки, не имеющие никакого стыда.  Были и вёрткие, которые при всех властях и режимах умеют выживать. Но большинство предпочитали жить впроголодь, но фашистам не служить.

Казакевич стал живым свидетелем оккупации и сам чуть трагически не погиб. Он болел, был дома, когда услышал во дворе взрыв. Из любопытства выглянул в окно. Там были немцы  и их служака, городской голова Щербачёв. Немцы увидели его,  выволокли вместе с отцом во двор и поставили к стенке для расстрела. Оказывается кто-то бросил из окна гранату и Щербачёв решил, что это на него покушение. К счастью, из дома вышла соседка и кинулась на помощь. На самом деле гранату кинул пьяный немец, квартирующий у неё. А тут и он сам появился.

За 78 дней оккупации фашисты расстреляли более тысячи калужан и пленных бойцов Красной Армии, разрушили около 200 домов, оставив без крова 850 семей. В городе существовало еврейское гетто, мало кто остался жив. Они систематически грабили население, уничтожили, разграбили, многие административные здания, учебные заведения, похитили музейные и культурные ценности.

Тема войны, оккупации нашли отражение в творчестве художника. Он сделал немало рисунков разрушенного города, в основном в 1943 году, и в дальнейшем  посвятил этой теме свои полотна. Многие работы попали в музеи и мы, к сожалению, не  увидели их на выставке. Если мне передадут фотографии этих работ, я смогу показать их на Прозе ру.

 А сейчас рассмотрим те из них, что собраны на коллаже.

      Слева:

      Автопортрет. 1938 год.
      Разрушенный постамент от памятника В.И. Ленина. Ещё по углам стоят вазоны.
      Тот же постамент, но уже без вазонов. Сам памятник немцы сбросили на землю. После реставрации он снова был установлен, но уже на новый постамент.
      "Ежи" на одной из улиц города.

      Справа:

      Дерево на фоне разрушенных зданий.
      Лошадь на фоне разрушенных зданий.
      "Бегство".
      "Весенними дорогами". На картине красноармейцы конвоируют пленных немцев. Им теперь не до веселья. Весна не только в природе, но и в душах. Женщина в красном платке с ребёнком смотрит на немцев и думает о своём муже, надеется, вернётся живым. Весна - время надежд.

      В центре:
 
      Внизу: "Бегство". Наступает Красная Армия. Немцы спешно покидают город. Город в огне. Калужане без труда узнают историческое здание Старого торга. А если присмотреться, то справа выше мы увидим кресты. Немцы хоронили там своих погибших. Наверняка рисунок "Бегство" стал одним из набросков для будущей картины.
      Вверху. "Маршал Победы". И как счастливый финал - Маршал Георгий Жуков, наш земляк, на коне в вихре Победы. Он превыше всего, он над всем миром. И за ним увидим православный образ святого Георгия Победителя, который поддерживал наш народ в этой тяжёлой, но справедливой войне. Ещё догорают последние огни войны, ещё извиваются в злобе, в агонии враги в образе змей. Но конец их пришёл. Маршал левой рукой своей показывает им знак отрицания. НЕТ!
Горит свеча памяти. Будем всегда помнить тех, кто отдал свои жизни за свою Родину, за нас с вами.


      Продолжение следует.

      





 



















 и