Бронзино. Двойной портрет придворного шута

Алина Алексеева-Маркезин
          Бронзино.Двойной портрет обнажённого придворного шута («нани») Морганте (1553 год)Уффици .Флоренция.

        Браччио ди Бартоло, иронично названный в честь гиганта Морганте Маджоре, героя эпической поэмы Луиджи Пульчи, был самым знаменитым из 5 карликов при дворе Медичи в Палаццо Питти.

        Он прибыл ко двору Козимо I Медичи (1519–1584), великого герцога Тосканского, около 1540 года. По словам Джорджо Вазари, он был умён, образован и чрезвычайно добр. Страдавший врождённой хондродистрофией раб, в 1555 году был удостоен дворянского титула, ему пожаловали земли и право жениться. Он даже сопровождал своего господина, которому был беззаветно предан, в дипломатических поездках. Но, несмотря на своё привилегированное положение, Морганте регулярно подвергался унижениям самого разного рода и даже физическому насилию.

            Картина Бронзино имеет ещё и полемическое значение: в то время активно обсуждался вопрос о том, какой вид искусства имеет право называться «более благородным». Поэтому он и изобразил карлика с двух сторон, показав, что живопись обладает способностью взглянуть на предмет с различных точек зрения, подобно скульптуре. Кроме того, демонстрируя начало и конец охоты, живопись возвышается над скульптурой, пасующей перед течением времени.
В работе Бронзино проглядывается несвойственная ренессансной живописи мысль: пуcть он урод и шут, но он человек!

              Тщательно с двух сторон выписывая особенности организма страдающего ахондроплазией придворного птицелова, художник стремился доказать, что живопись подобно скульптуре обладает способностью взглянуть на предмет с различных точек зрения.

            В работе Бронзино проглядывается несвойственная ренессансной живописи мысль: пуcть он урод и шут, но он человек!
 
          Потртрет в XVIII веке, по приказу блюстителей нравственности,был стыдливо замазан виноградными листьями и гроздьями, превратившими его в подобие Бахуса.И только в 2010 флорентийские реставраторы вернули картине первоначальный вид. Морганте изображён во всей своей мужской красе и спереди, и сзади. На одной стороне картины он позирует с охотничьей совой, а на другой стороне охотник сжимает в руке трофей — пойманных птиц.

                Скульптор Джанболоньи - создал своего трёхмерного мраморного карлика на черепахе...Он украшает сады Боболи возле ПАЛАЦЦО ПИТТИ.Фонтан расположен в непосредственной близости к Дворцу Питти, у входа в Коридор Вазари.