Тюмень. Молчал орган костёла

Ирина Жгурова
ТЮМЕНЬ. МОЛЧАЛ   ОРГАН   КОСТЁЛА


За оградой на высоком кирпичном постаменте степенный Иосиф в белой рубахе и тёмной накидке  бережно держал на одной руке малыша, а в другой  - цветок  лилии с длинным стеблем. На его лице застыли печаль забот, любовь к ребёнку и мудрость жизни. Маленький Иисус, чувствуя  надёжную защищённость, протягивал ручки людям. Рядом со скульптурой в компактном дворе возвышался высокий католический крест.
Интерьер костёла дышал аккуратностью и ухоженностью, изяществом компактной простоты, содержательной благодарностью великой идее христианской добродетели.
 
Концентрировал внимание открытый созерцанию алтарь -  позади стола центральную стену заняла высокая деревянная ступенчатая конструкция. Большую часть её изысканной скромности заняли объёмные распятие и  фигуры святых в нишах. На длинных узких столах с лавками для прихожан были разложены католические  молитвенники на русском языке. Священные слова в них убеждали истинностью.  На столе ожидал пламени массивный трёхсвечник. Уважением к святым стало разумное обилие цветов в кашпо и вазах, лампады, архитектурные украшения. Белые цветы символизировали чистоту святого образа скульптуры  Богоматери. Голову юной Марии венчала  корона,  на нарядной белой накидке с золотой отделкой в молитвенном жесте замерли её сложенные ладони.

По углам центральной стены в нишах были установлены скульптуры святых. Иосиф в деревянном киоте держал инструмент, похожий на угольник.  Возле почтенного плотника у витражного окна стояла  белая кафедра.
Возле противоположного окна,  убеждая прихожан в вере светлым, проникнутым вселенской любовью, взглядом, стоял  Иисус в полный рост в ореоле зелёной ветви. Неземная красота Богочеловека в длинной белой рубахе  была одновременно натуралистической и космически идеальной. Иисус  левой рукой держал Своё светящееся сердце, исходящие лучи которого освещали  пространство, и  благословлял  верующих правой рукой.  На полочке у этой большой иконы были установлены в  ряд  низкие подсвечники.

Деревянные барельефы на остальных стенах рассказывали о крестном пути Иисуса. Это были изображения  Его остановок на этом пути во всей трагичности мучений человеческой плоти и сознания. Реальное изображение падений создавало сопричастность к страданиям и давало повод для размышления о цели жертвенности в спасении. Суд в Претории, судный Порог сопровождала непререкаемость лиц римских воинов и Пилата.  Изображение четвёртой остановки, где плачущая Мать на коленях встретила Сына, шедшего на смерть, проникало в сознание волнами невыносимой боли. Он  склонился к Матери, чтобы в своих страданиях в последний раз утешить Её взглядом.

Трагические события пригвождения и распятия на барельефах были мастерски сотворены так, что создавали эффект сопричастности: помощь в несении креста,    Вероника с платом, падение. Над каждой картиной объёмного деревянного творчества небольшие кресты сообщали римскими цифрами номера остановок. Давние события создавали ощущения тяжести крестного пути так, что все трудности повседневной жизни становились мелочными и незначительными.
Объёмной кинолентой  вопреки законам статичности, протекала от картины к картине  физически ощутимая тяжесть скорбного пути. Прибивание к кресту и распятие возвышались объёмной реальностью горя и боли живых людей. Излучающая печаль  Мать с мёртвым Сыном на коленях  и спящие стражники у гроба Господня с лежащим телом переносили современность к месту событий веянием двухтысячелетнего времени.


…Не преступите, сыновья, Порог:
от Судных Врат для смерти нет вопроса.
Зов Матерям с небес: не дай вам Бог
стоять в слезах у Via Dolorosа…
И. Ж.
(Из поэмы « ЧЕТВЁРТАЯ У VIA DOLOROSA»)

Продолговатые арочные окна ярко сияли витражами, насыщенными солнечной энергией и глубоким символизмом изображений. Имена евангелистов и их символические животные – крылатый лев, орёл, бык, узкие флаги, ангелы, пальмовые ветви играли невидимыми снаружи яркими витражными красками - жёлтым, красным, голубым, зелёным.

На верхнем балконе за металлической ажурной  оградой, молчаливо белел  небольшой орган. Он  помнил свою столетнюю историю и переезд из Германии, знал своё предназначение, но молчал…  Молчал не потому,  что при ремонте перерезали кабель, и не хватала мощности для его дыхания. И не потому, что его более удачный предшественник нехотя   переехал в тюменскую филармонию. Он всеми своими трубами наполнился памятью ауры нового места и ждал часа, когда послушно под умелыми пальцами  сдержанным плачем расскажет то, что незримыми волнами разольётся под сводами костёла.

 История Тюмени вобрала в себя печаль и радость. В начале прошлого века родился польский римско-католический храм в славном сибирском городе, и освятили его во имя Святого Иосифа Обручника Пресвятой Девы Марии. 12 июня 1903-го года был заложен «Краеугольный Камень» в фундамент костёла - документ, газета, монеты, и зерно урожая того года. В основании алтаря были положены мощи почитаемых католических святых  Лаврентия,  Цецилии и Рафаила Калиновского -   праведностью заслуживших почитание их памяти.

Революционная эпоха изменила статус храма, отняв у него крест. Он пережил разные должности – был и складом, и клубом. Культовую стезю пришлось оставить на семьдесят лет. Установленный позже орган дал возможность устраивать в здании филармонические концерты. Перестройка в конце века  принесла немало бед стране, но дала возможность возродиться храмам разных конфессий.   

Печаль истории восстановила имена мучеников, расстрелянных  в годы репрессий  - служителей храма, прошедших свой крестный путь. Память  истории восстановила их растерзанные судьбы.  Души убиенных не оставляли костёл и доверили ему свои чаяния. Они возрадовались, когда был восстановлен храм из небытия и  вновь зазвучали мессы. Они успокоятся, когда вновь зазвучит орган.
Орган молчал, но верил, что настанет время, когда он расскажет во время мессы обо всём, что вобрала его душа.


2016, 29 мая, Тюмень


 2023 год. Орган вновь радует своим изумительным уникальным звучанием.






http://www.proza.ru/2016/06/16/1459     2016. ЕМБАЕВО. УХА ДЛЯ ЦЕСАРЕВИЧА ОТ НИГМАТУЛЛЫ
http://www.proza.ru/2016/06/19/1126     2016. ТЮМЕНЬ. МОЛЧАЛ   ОРГАН   КОСТЁЛА
http://www.proza.ru/2016/06/21/1604     2016. ТЮМЕНЬ. ЛУЧ СОЛНЦА ГЕКСАГРАММЫ
http://www.proza.ru/2016/04/30/1789     2016. СОЗОНОВО. ПОКЛОН  ЕКАТЕРИНЫ