Стойбище

Леонид Сунгоркин
Уважаемый читатели, публикуем вторую главу автора Агуды.
Благодарим за отзывы к первой главе!
СТОЙБИЩЕ
Нанайцы, живущие в Бури, гордились своим стойбищем. Да и как иначе? Ведь именно здесь, на утёсе, по легенде и произошёл нанайский народ, здесь была его сила и мощь. Сюда устремлялись все нанайцы, живущие вниз по течению Амура, здесь шла бурная жизнь со своими законами и вековым укладом, отсюда уходили в Маньчжурию лодки, груженные пушниной, мясом, рыбой и многими другими товарами, которые охотно брали Китайские купцы. Говорят, что в Бури жило в те годы до пяти тысяч нанайцев, так что по тем временам Бури можно было считать хотоном, то есть городом. Много было в окрестностях и небольших стойбищ, а уж мелких, где жили пять семей, а то и три, было столько, что количество их могло перевалить за три сотни и более. Всем хватало места на этой земле, а река и тайга щедро кормила всех своими дарами. Даже ленивый человек, дни напролет полеживающий на кане в своей избе, не умер бы с голоду, так как еды хватало всем, нанайцы, живущие большими домами, объединённые в родовые союзы – Доха, заботились о каждом, и каждый был ценен и нужен, не было среди нанайцев тех, кого бы обделили заботой и вниманием. Это был уникальный по своей самобытности мир. Цивилизация, созданная народом Амура, не имела себе равных, и основное её отличие заключалось в невообразимой любви к матушке-природе, всему живому, народ жил в гармонии с природой, следуя её циклам, свято чтил заветы и традиции своих предков, и во всем видел живое проявление Бога, даже в бездыханном камне. В Амуре жил дракон Мудур и много разных его помощников, за всем водным миром следил Тэму. Стоит сказать, что и огонь был живым, и жил в огне Подя. Нанайцы особо его почитали, как и духа тайги, всегда кормили и задабривали, просили у духов огня, воды и леса только самой малости - не более того, чтобы жить и не страдать от голода и болезней. Вся жизнь нанайца была пронизана духами. Нанайцы искренне верили в их существование, и не было ни одного человека, отрицающего существование другого мира, который так тесно и гармонично жил в нанайской душе. Был и главный бог - Эндури, это он управлял всем на земле, но был так далеко, что в основном нанайцу помогали духи природы, они были ближе роднее, а природа их появления понятна и не требовала доказательств. Можно долго рассказывать, как непросто был устроен духовный мир нанайцев, но не менее интересным была и повседневная жизнь с её радостями и горем, с повседневными заботами и большими праздниками. Был в Бури и вождь Бонгомди, или впереди идущий, был и шаман Касаты. Кто из них был главнее, сказать трудно, но каждый в своём деле был для народа непререкаемым авторитетом, но если шаманом надо было родиться, а после ещё и стать таковым, то вождём можно было стать только в одном случае - получив власть и признание от самого народа. Вождь решал все мирские дела, а шаман помогал ему общаться с миром духов, с другими мирами, в которые вождю было просто не попасть, разве что с самим шаманом. Но без большой нужды вождь старался не тревожить мир предков, всецело доверяя заботу о верхнем и нижнем мире шаману, вождю хватало дел и здесь, в срединном мире.