Посадили страну на пальмовое масло

Игорь Кутузов
Владельцы компаний, занимающихся производством продуктов питания, сполна использовали возможности пальмового масла, ввоз которого рос год от года. Особый восторг у бизнесменов вызывала дешевизна растительного жира из тропиков. Он стоил намного дешевле не только сливочного, но и подсолнечного масла. По этому показателю ему не соперник и другой «дар заморских плантаций» — кокосовое масло.

Зато как прекрасен праздничный торт, который обогащён пальмовым маслом. Не надо поглядывать на часы: сколько там осталось до окончания срока хранения? Это вам не старорежимное кондитерское изделие, увенчанное завитушками из сливочного крема. Торт, насыщенный тропическим жиром, останется свежим в течение нескольких суток — всё зависит от объёма вложения в него экзотического ингредиента. Если вы вдруг по рассеянности забыли положить мороженое в холодильник, то горевать не стоит. Лакомый продукт, обильно сдобренный пальмовым маслом, будет дожидаться вас, сохраняя морозную свежесть, пока вы не вернётесь домой с работы. И ничего удивительного в этом нет: температура плавления импортного чуда — в пределах 38—40 градусов.

А как оригинален творожок, в составе которого напрасно искать что-либо напоминающее творог. Зато в нём обязательно присутствуют доставленный из-за границы растительный жир, разного рода искусственные наполнители, загустители, имитаторы вкуса, запаха и прочие творения современной пищевой химии. Не менее изобретательными оказались и создатели сгущёнки, в которой нет ни капли молока.

Бизнес, под завязку набивающий российские торговые сети фальсификатом, умеет довольно искусно защищаться. На службе у предпринимателей, поставляющих суррогат и производящих из него «продукты питания», большой отряд специалистов. У них припасены ответы на любые вопросы привередливых посетителей магазинов. Не устраивает картофель фри, приготовленный на растительном жире? А вы хорошенько распробуйте продукт, и скоро вас от него за уши не оттянешь. Воротите нос от шоколада, в котором, по словам вашего приятеля, присутствует «пальма»? А она, между прочим, может быть достойным заменителем масла какао.

Однако не всегда господа, работающие на бизнесменов, срывающих с денежного дерева плоды, умножающие их прибыль, занимаются мягким увещеванием сомневающихся. Спецы пиара выходят из себя, когда читают или слышат, что результаты научных исследований засвидетельствовали: «пальма» является провокатором сердечно-сосудистых, онкологических и других опасных заболеваний. В таких случаях всегда наготове медицинский взвод особого назначения, в который обязательно входит группа экспертов с высокими учёными степенями и званиями. Они быстро убедят задумчивую публику, что пальмовое масло целебно, как грудное молоко кормящей матери. И потому люди, протестующие против его использования в производстве детского питания, не думают о будущем нынешних младенцев.

Сейчас в станице Тамань Краснодарского края обосновались строители моста, который должен соединить Кубань с Крымом. А раньше здесь находилась вотчина холдинга «Эфко» и входящего в него ООО «Пищевые ингредиенты». Они являлись лидерами среди компаний, занимающихся импортом пальмового масла: на их долю приходилось порой более половины завозимого в РФ тропического «продукта», а это сотни тысяч тонн. Значительная часть растительного жира из южных широт поступала в Тамань. Рядом с причалом, на берегу, группа компаний «Эфко» построила производственный комплекс для «облагораживания» полуфабриката.

Завод чадил: отходы переработки, вывезенные на свалку, как оказалось, обладают опасным свойством — они самовозгораются, сообщали печатные и электронные СМИ. Едкий дым расползался по улицам. Местные жители поняли, что теперь покой им даже и сниться не будет. Не до сна, когда ядовитый смог вызывает — и такие случаи фиксировались — химические ожоги гортани. Попытки экологов протестовать против всесильного холдинга, губящего в станице людей и природу, ни к чему хорошему не привели. Сначала Игоря Голубенкова, сопредседателя экологической организации «Совет общественной безопасности и согласия станицы Тамань», избили «неизвестные». Потом с ним провёл «воспитательную» беседу представитель руководства перерабатывающего завода «Эфко». Он, по словам Голубенкова, предупредил: «Будешь мешать — закатаю в асфальт». Так вот начинали освоение новой территории «пальмовики».

Хотя дурная слава бежала впереди владельцев холдинга, но никакие разоблачения, получившие общественную огласку, не мешали «Эфко» расширять свой высокоприбыльный бизнес. Да, крупнейшего в РФ импортёра поймали за руку: лабораторные исследования подтвердили, что вместо заменителей молочного жира его «рационализаторы» поставляют заказчикам пальмовое масло. А то, что оно не лучшего образца, показали прокурорские проверки на железной дороге. Они зафиксировали, что «Эфко» отгружало «продукт» в цистернах из-под бензина. Тут и добавить нечего. Разве лишь это: губернатором Краснодарского края, когда в Тамани хозяйничала, поплёвывая на закон, группа компаний «Эфко», был Александр Ткачёв.

На Балтике с «пальмой» работает известный российский олигарх Александр Луценко, чьё состояние «Форбс» оценил весной прошлого года в 1,1 миллиарда долларов. В Калининградском порту есть терминал для перевалки тропических масел. Но продвижение их на рынок — не основной профиль группы «Содружество», владельцами которой являются Луценко и его жена.

Производители продолжают эксперименты с «пальмой». Они, по мнению неутомимых «исследователей», демонстрируют: тропический растительный жир можно без боязни добавлять в мясные фарши и полуфабрикаты. Ах какие великолепные супы с фрикадельками и котлеты из этой смеси получаются, просто пальчики оближешь!

Вот и прорисовывается ежедневное меню для тех десятков миллионов граждан, чьи доходы катастрофически упали за годы кризиса. На обед им предложат первое и второе блюда, о рецептуре которых мы только что рассказали. А на завтрак и ужин у них будет гигантский выбор сыров, творога, сливочного масла и прочих продуктов, до предела насыщенных «пальмой».

Того и гляди, «мастера» импортозамещения, у которых рос выпуск молочных суррогатов даже в те месяцы, когда производство молока в стране падало, скоро потребуют удостоить их премии за гуманизм. Ещё бы, такой взрыв человеколюбия: в прошлом году они завезли в страну рекордный объём пальмового масла — 877 тысяч тонн.

Вряд ли мощное лобби допустит введение акцизов на «вредные продукты». Да и не все высокопоставленные чиновники поддерживают эту идею. Послушайте главу Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева: «Я биолог по первому образованию и не понимаю, что вредного в пальмовом масле… Есть лучший продукт, но он дороже стоит. А если я хочу более дешёвое, то могу съесть пальмовое масло. А если мы будем вводить специальный акциз, то цена на пальмовое масло у нас просто вырастет, и всё. И тот, кто имеет возможность купить это, а не сливочное, потеряет эту возможность». Научный руководитель ФИЦ питания и биотехнологии академик РАН Виктор Тутельян мыслит куда глобальнее. Он не считает опасными продукты не только с пальмовым маслом, но и с ГМО.

В России строительство постсоветского государства начиналось с «шоковой терапии». Как видим, опыты над людьми продолжаются. На этот раз в научно-фантастическом оформлении. Оно побуждает нас погрузиться в причудливый мир романа-антиутопии Евгения Замятина «Мы», у обитателей которого в рационе не осталось ничего натурального.

КСТАТИ. Во время недавней телевизионной «прямой линии» Владимир Путин выразил сомнение, что пальмовое масло вредно. Кроме того, президент не исключил такой возможности: при соблюдении определённых условий производителями продуктов с пальмовым маслом можно обойтись без введения акциза на него.