Израильским фермерам нужны 45 тысяч рабов

Леонид Рабин
Jun. 15th, 2016

Сегодня комиссия Кнессета по внутренним делам разбиралась с требованием министерства сельского хозяйства разрешить ввоз в Израиль для работы в сельскохозяйственной отрасли 45 тысяч иностранных рабочих. Министерство финансов пока не дает на это свое согласие, но "фермеры" нажимают. Сейчас лимит на иностранных рабочих в отрасли составляет 25 тысяч человек, и "фермерам" не хватает. Из-за нехватки рабочих рук они не могут собрать урожай, урожай не поступает на рынки, растут цены. Фермеры также жалуются на то, что государство открыло внутренний рынок для ввоза сельскохозяйственной продукции из-за границы.

Председатель комиссии Кнессета по внутренним делам ликудник Давид Амсалем и бывший депутат от партии Мерец Авшалом Вилан, работающий сейчас председателем объединения фермеров, занимают по этому вопросу одинаковую позицию – сельскому хозяйству Израиля нужны 45 тысяч гастарбайтеров, без них оно не выживет. Их оппоненты из министерства финансов возражают, что ввоз гастарбайтеров приведет к уходу из отрасли тех израильских работников, которые там еще остались. По данным минфина, в сельском хозяйстве работают 40 тысяч израильтян, из них 24 тысячи наемных работников, а треть являются представителями арабского сектора.

Минфин прав. Отовсюду, где появляются гастарбайтеры, местная рабочая сила уходит. Этот процесс стимулирует сам себя, обладает положительной обратной связью. Однако наше государственное руководство не может отказать "фермерам", как не может оно отказать и строительным подрядчикам, тоже требующим для себя 20 тысяч гастарбайтеров.

Интересно, что как в строительстве, так и в сельском хозяйстве уже утвержденная квота на гастарбайтеров не заполнена. Сейчас в мире вообще мало дешевой рабочей силы, и чем дальше, тем труднее ее найти. Румынские строители, массово работавшие в Израиле в 90-е годы прошлого века, сейчас работают в странах Евросоюза, и в Израиль их не затащишь. Однако подрядчики и "фермеры" не хотят признавать эти реалии. По их мнению, правительство страны недостаточно работает над обеспечением их нужд и слишком вяло ищет для них иностранную рабочую силу по всему миру. Правительство обязано увеличить квоты и найти людей, причем не абы каких, а конкретной национальности. Строители хотят китайцев, а "фермеры" таиландцев. Предложение взять на работу суданцев и эритрейцев, которые уже находятся в стране, "фермеры" отвергают, потому что "суданцы и эритрейцы плохо работают".

Во многих израильских мошавах и сейчас большинство населения составляют таиландцы. Вот запись из социальной сети:

"По 2-му каналу израильского телевидения - 20-ти минутный сюжет о семье израильских помещиков из мошава "Томер". Родители владеют поместьем, в котором работают только иностранные рабочие. Старший сын - наследник всего этого, хочет заниматься чем-то другим. Одна из трех дочерей выщла замуж за таиландца, родила ему дочь. Этот таиландец сейчас - что-то вроде старшего на поместье, и когда родители совсем состарятся, всем руководить будет он.

"Еврейский труд на еврейской земле", о котором мечтали Герцль и Жаботинский, в условиях капитализма превращается в нечто иное".

Если что-то удивляет в этой истории, то только факт "ассимиляции" фермерской дочки. Всё остальное типично для наших мест и нашего времени.

Что касается еврейского труда, то были времена, когда он являлся ценностью. Сейчас в Израиле уже забыли, что это такое, а 100 и 70 лет назад первое поколение граждан государства понимало, что именно от того, будут евреи трудиться в еврейском государстве на всех работах или не будут, зависит, состоится их государство или нет. Даже 25 лет назад это еще понимали. Помню, как один мой знакомый из коренных израильтян тогда сказал: "Если наше государство погибнет, оно погибнет из-за арабского труда". То есть, из-за отсутствия еврейского труда. Тогда еще не было массового наплыва гастарбайтеров, которых впервые завезли в середине 90-х годов, чтобы временно заменить палестинцев, пока не прибыло достаточное количество репатриантов из бывшего СССР, которые займут их места. В итоге гастарбайтеры у нас остались, а палестинцев сейчас в Израиле трудится больше, чем когда-либо после 80-х годов. И это уже воспринимается в качестве нормы, а парламентарии всего спектра, от Ликуда до Мереца, занимаются лоббированием интересов работодателей гастарбайтеров.

Между тем из-за забора смотрят на происходящее наши соседи – прямые наследники бывших владельцев этой самой земли, обрабатывавших ее. Они могли бы понять ситуацию, когда "народ без земли" пришел и занял их землю, но не могут понять этот народ, привозящий для работы на земле гастарбайтеров из Таиланда и не желающий работать на ней самостоятельно. И не говорите мне, что это никак не влияет на состояние израильско-палестинского конфликта.

Альтернативные варианты решения проблемы нехватки рабочих рук в сельском хозяйстве всегда есть. Можно доплачивать работникам из госказны – это дешевле, чем платить им пособие по безработице. Можно пригласить старших школьников – пусть поживут месяц в мошаве в полевых условиях и помогут убрать урожай. Почему этот советский метод неприменим в Израиле? У меня от советской "картошки" остались одни положительные впечатления, и израильским детям она пойдет только на пользу. Проблема в сельском хозяйстве Израиля, как и в строительной отрасли, не в нехватке рабочих рук, а в психологии работодателей, не признающих никаких вариантов решения проблемы трудовых ресурсов кроме "обеспечьте нас иностранными рабочими". И еще в том, что государство идет у них на поводу, потому что некому уравновесить давление рабовладельческих лобби на власть. Организованного рабочего движения в современном Израиле вообще нет.

-----

В продолжение темы еврейских фермеров и "нееврейского труда" в Израиле.
Принято считать, что на первом этапе существования государства и еще раньше, в Ишуве, труд был в основном еврейским. Это, мягко говоря, не совсем так.

Принято также считать, что арабы приехали в Эрец-Исраэль из соседних стран после того, как еврейские переселенцы создали там рабочие места, и привозили их сюда британские колонизаторы в пику евреям, чтобы не допустить создания еврейского государства. Это тоже не совсем так.

Это легенда, такая же, как легенда, согласно которой арабы сами ушли из Израиля в Войну за независимость, потому что их к этому призвали их собственные лидеры (вариант - лидеры соседних стран) с целью "не мешать уничтожению евреев". Типа, после уничтожения евреев они все вернутся обратно. Сейчас за исключением упертых ретросионистов, в том числе русских в кавычках, никто не отрицает факт насильственной депортации как минимум части палестинских арабов в 1948 году.
Так вот, по серьезным подсчетам, число арабов, приехавших в Эрец-Исраэль из соседних стран в конце 19 и первой половине 20 века, не превышает 30 процентов от общего их числа по состоянию на 1947 год. 30 процентов иммигрантов были, но кто их ввозил?

На Прибрежном шоссе номер 2 есть единственная арабская деревня - Джиср аз-Зарка. Каждый правозакрученный автор, упоминая ее, добавляет, что она заселена выходцами из дельты Нила. Это так. Джиср аз-Зарка - одна из немногих "новых" арабских деревень, не имеющих многовековой истории.

Ее жителей привезли, чтобы они осушали болота Хадеры (осушение болот Хадеры - один из самых знаменитых сионистских проектов). Тогда не было принято заключать срочные контракты с гастарбайтерами, и выходцы из дельты Нила построили себе деревню и начали работать на полях еврейских фермеров, которым принадлежали теперь осушенные болота.

Этот факт признает даже Электронная еврейская энциклопедия: http://www.eleven.co.il/article/14395 "В болотистой местности долины свирепствовала малярия, из-за которой за первые 20 лет существования поселения умерло более половины жителей. В 1895 г. барон Э. Дж. де Ротшильд выделил поселенцам средства для осушения болот; с помощью рабочих, нанятых в Египте, были проведены дренажные работы." Еврейский "великий благотворитель" дал поселенцам Хадеры деньги, а поселенцы купили на эти деньги гастарбайтеров, которые осушили для них болота. Классическая схема еврейского хозяйствования прекрасно работала, таким образом, и 100 с лишним лет назад, и ответственность за заселение "земли без народа" арабами из соседних стран, стало быть, несут сами понаехавшие евреи, а не британские колонизаторы. Как минимум частично, потому что для работы на оборонных объектах, таких как Хайфский нефтеперерабатывающий завод и Хайфский порт, англичане могли завозить арабских рабочих, не спрашивая на это разрешения у еврейского ишува.

Далее, как Джиср аз-Зарка и соседний Фурейдис на 4-м шоссе пережили Накбу? А вот как. Их жители в 1948 году работали на полях у еврейских "фермеров" Зихрон-Яакова. Бригада "Александрони" производила зачистку Побережья от арабских деревень, депортировала их жителей и сносила дома. "Фермеры" Зихрон-Яакова попросили командование "Александрони" не сносить Джиср аз-Зарку и Фурейдис до конца лета, потому что без их жителей Зихрон-Яаков не сможет завершить полевые работы. Командование согласилось. А к концу лета у ООН "накипело", Израиль стремительно терял легитимность по причине происходящих в нем массовых этнических чисток, и Бен-Гурион был вынужден распорядиться о прекращении сноса арабских деревень и депортации их жителей. По этой же причине было остановлено наступление на Хевронском нагорье - это нагорье с жителями было лидерам еврейского ишува не нужно. Без жителей они бы его взяли, а с жителями, которых уже нельзя было выгнать, решили не брать.