Кошки... кошки... Окончание

Магда Кешишева
   Лето 1955 года. Жара. Лора Лашингтон, британская журналистка, приехала с деловой поездкой в Турцию. В одной деревне она обратила внимание на очень симпатичных котят. Надо сказать, что женщина была отчаянной кошатницей. Мимо котят она не могла пройти равнодушно, и после короткого  разговора с хозяевами она стала обладательницей кисек.

   Довольная журналистка с новыми "пассажирами" в машине продолжила путь. Проехав приличное расстояние, и, подъехав к речке, Лора остановила машину, чтобы немного отдохнуть. И вдруг - о чудо! - котята вылезли из машины, обгоняя друг друга, бросились к речке, плюхнулись в воду и, словно дети, стали весело плескаться. Такое поведение котят настолько потрясло журналистку, что она приобрела еще пару этих необыкновенных котов и привезла их домой. Таким образом ванские кошки попали в Великобританию, а уже оттуда пошли путешествовать по всей Европе.

   Эту историю поведал журналист Константин Федоров в 2012 году в еженедельнике "Тайны ХХ века". Там же приведено фото милой кошечки, один глаз которой голубого, а другой - янтарного цвета. И, как пишет Федоров, "это вовсе не дефект, а особый шик природы".
   Это - кот породы Турецкий ван. Но отличие от всех остальных котов, конечно же, не разноглазость. Давайте, посмотрим, что говорят об этих котах легенды. И возникли легенды в далекой древности. В одной из них утверждается, что ваны - первые коты и, возможно, первые животные, сошедшие на землю с Ноева ковчега, когда тот прибыл на гору Арарат. Вокруг была вода, и котам пришлось срочно научиться плавать, чтобы добраться до суши. Так, волею обстоятельств, коты поплыли.

   А свое название эта порода котов получила от озера Ван, которое находится в 150 км от библейской горы Арарат.

   Еврейская версия появления котов в ковчеге гласит, что Ной опасался, что крысы съедят продовольствие взятое им в путь, и попросил у Бога помощи. Бог велел льву чихнуть. Тот чихнул - и появилась кошка!

   По другой версии Ной взял с собой кошек после того, как они справились с мышью, пытавшейся прогрызть готовый к отплытию ковчег, чтобы  потопить команду Ноя.

   Интересно дополнение мусульман к легендам. Они утверждают, что Аллах благословил спасшихся после потопа кошек, дотронувшись до них кончиками пальцев. В этих местах у ванских кошек остались пятнышки кремового или рыжего цвета. Так что ванские кошки могут гордо считать себя родоначальниками всех современных кошек.

   Между прочим, этот факт подтверждают археологические изыскания, согласно которым эти кошки существовали на территории нынешней Турции и Армении еще семь тысяч лет назад. Ученые британского института в Анкаре проводили раскопки, во время которых обнаружили терракотовые фигурки эпохи неолита, - изображения женщин, играющих с кошками, похожими на ванских.

   Изображения турецких ванов есть и на монетах хеттских царей, правивших в Малой Азии с XVIII по XIII век до Рождества Христова.

   В парижском Лувре можно увидеть щит римского легионера( изготовлен, примерно, в 387 - 385 годах до н.э.) на котором изорбражен турецкий ван и дано описание животного. Экспонат был обнаружен на территории Армении и, по всей видимости, относится ко времени, когда очередной римский император захватил эту территорию. Кот так поразил одного из легионеров, что он сделал его своим личным защитником. Это и понятно: ванские коты отличаются храбростью, независимостью и выживаемостью в самых тяжелых условиях.

   Давайте, поближе познакомимся с местом, откуда ваны пошли гулять по миру. Озеро Ван самое крупное озеро Турции, своим образованием обязанное извержению вулкана Немрут. Берега озера изрезаны бухтами, заливами и мысами. С севера и запада озеро обнимают вулканы, а с юга - горы. Зимой озеро лежит в окружении толстого толстого, до четырех метров, снега.

   Из - за высокой концентрации соды и потому, что Ван не имеет оттока, вода в озере горькая и солёная и пузырит подобно газировке. И в такой воде кошки плавают, ныряют за рыбой. Фантастика!

   Ваны необыкновенны во всем: нет двух одинаковых котов, у каждого свой характер. Потому, если заводить их дома, это надо учитывать. Ни в коем случае нельзя вана принудить что - то сделать против его желания. Одни кошки любят плескаться в воде весь день, другие только мочат лапки или играют со струей, бегущей из крана или шланга. Если хотите продемонстрировать гостям его способность плавать и нырять, вода в бассейне должна быть около 38 градусов(такова температура тела кошек).

   Если вы приобрели новорожденного вана, который еще не имел контакта с водой, он будет реагировать на попытки окунуть его в воду также, как все кошки: фыркать, шипеть, царапаться. Поэтому торопиться и принуждать его не следует. Надо набраться терпения, гены возьмут своё и сухопутный пушистик с удовольствием будет плескаться в воде.

   Кошка... Все знают, что она может успокоить хозяина, уютно устроившись на его коленях, может облегчить боль теплотой своего тела, в ряде случаев стать единственным живым существом одинокого человека. Это то, что человек получает от кошки. А что кошка имеет от человека? Многое. Самое основное - он решает основную проблему кошки, обеспечивая ее питанием. Городским кошкам и котам относительно легко не остаться голодными: их прикармливают сердобольные люди, вокруг мусорных баков тоже всегда есть, чем поживиться. Но есть места на нашей голубой планете, где проблема добычи еды для кошек трудно разрешимая. Но все по порядку.

   В коллекцию журналиста Рольфа Майзингера попали три интересные пластиковые банкноты, которые выпускаются - по надписи на них - в качестве платежных средств на островах архипелага Кергелен. На глобусе это - малюсенькие пятнышки суши в Индийском океане в двух тысячах км от материка.
   Купюры эти были предназначены для коллекционеров и редких здесь  туристов. На каждой банкноте была изображена кошка. Все они были разные. Журналист удивился - как появились в этих местах кошки? Образованный Рольф вспомнил описание родины этих животных Жюлем Верном в "Ледяном Сфинксе": - "...название "острова запустения" единственно подходит для для этой россыпи из трехсот островов и островков, затерянных в бескрайних океанских просторах. Не Кергеленах множество фиордов. Берега изрезаны словно истрёпанные края юбки нищенки... Летом камни покрываются зеленым мхом, серыми лишайниками и непроходимыми камнеломками. Здесь в превеликом множестве водятся королевские пингвины, которые ходят, выпятив грудки, откинув глупые головки и размахивая крыльями, словно монахи, вереницей шествующие вдоль могильных плит". Интересно, что и Алексей Максимович считал пингвинов глупыми. Но не об этом речь.

   О Кергелене еще мрачнее пишет Александр Чердак: - "Днём и ночью прибрежные скалы окутаны мириадами  пронзительно - холодных брызг океанского прибоя. Его раскаты гулким эхом разносятся среди чёрных базальтовых скал. Чёрный базальт, свинцовый, угрюмый океан, наводящие ужас рифы. Летом на островах непрерывно дует штормовой ветер, почти каждый день низвергаются ливни. Зима - царство ураганов, смерчей, мокрого снега. На острове нет ни одного дерева. Лишь кое - где пробивается чахлая трава". Не позавидуешь кошкам! И в самом деле - Остров Безутешности.

   Попали кошки на Кергелен, скорее всего, случайно, с заплывавших сюда кораблей.В прошлые века на кораблях держали кошек, чтобы они уничтожали крыс, чувствовавших себя вольготно в трюмах деревянных судов. Вероятно, с китобоев, которые частенько наведывались на Кегерлен и сбежали первые кошки, которым надоела жизнь в замкнутом неустойчивом пространстве. Знали бы они, что их ждет, не тронулись бы с места! Но время сделало своё: кошки прижились, приспособились к местным условиям жизни, и в настоящее время их здесь порядка 20 тысяч. Питаются они в основном морскими птицами, гнездящимися на архипелаги.

   На Кегерлене велика не только численность кошек, но и разнообразие их. Одному богу известно, из каких дальних стран прибыли они сюда. Ведь у берегов Кегерлена пришвартовывались, кроме китобойных, торговые и исследовательские суда из разных стран и частей света. Получается, что кошки - эмигранты попали сюда от всюду.

   Понятно, что на Кегерлене не было и нет фелинологов, которые следили бы за ними, изучали, контролировали размножение... И все произошло стихийно: милые, но дикие, черные и серые, рыжие и пятнистые, все они - кошки - островитянки.

   Почему фелинологи Европы и Америки не проявляют интереса к  этим созданиям?! Вопрос, который останется без ответа. А жаль.

   Вот, сколько интересного узнала я о кошках благодаря внучке. Если честно, все это познавательно, но возникшей вдруг любовью к муркам не могу похвалиться.

   P.S. С фотографии на вас смотрят котята породы Турецкий ван.