Ужасы крылатых валькирий Люфтваффе

Олег Каминский
     Помнится, в конце 1960-х годов на экраны страны вышел художественный фильм, по жанру - военная комедия, с названием «Крепкий орешек». Фильм был доброжелательно принят публикой, в  нём довольно много интересных и забавных ситуаций. Среди них запоминается эпизод взятия в плен немецкого экипажа со сбитого в районе Москвы немецкого бомбардировщика, пилотом которого оказывается женщина, белокурая немка с Рыцарским крестом на шее. Конечно, можно сказать, что это весьма оригинальный и удачный ход сценариста и режиссера, но, нельзя не отметить и того, что образ белокурой нацистской дивы бомбящей советские города, возник не на пустом месте. В нашей мемуарной и прочей литературе описано довольно много свидетельств участия немецких женщин-лётчиц в боях на советско-германском фронте в 1941-1945 годах. Однако были ли они фактами суровой действительности или, всё же, загадочными легендами? Вопрос не такой простой, как кажется... 

     Итак, судя по всему, впервые о немецких летчицах на Восточном фронте было упомянуто уже в первый же день войны 22 июня 1941 года. Утром этого дня, командир эскадрильи 87-го истребительного авиационного полка старший лейтенант П. А. Михайлюк на истребителе И-16 атаковал в районе своего аэродрома Бучач немецкий самолет, идентифицированный им, как До-215. Ему удалось подбить самолет врага, который произвел вынужденную посадку на фюзеляж в районе Теребовля. Экипаж был взят в плен и доставлен на аэродром Тарнополя. Как пишет в своей книге «По целям ближним и дальним» бывший командующий ВВС 6-й армии генерал Н. С. Скрипко, «командиром экипажа оказалась молодая немка».
     Пользуясь возможностью, следует сразу же уточнить, что сбитый немецкий самолет был не До-215, а очень похожий на него Ме-110, из состава 3-го отряда 11-й группы дальней разведки Люфтваффе. И самое главное: оба члена экипажа – пилот обер-лейтенант Гельмут Гог и наблюдатель фельдфебель Эрнст Шильдбах – были обыкновенными молодыми парнями, в отличие от современных трансвеститов. Поэтому, совершенно непонятно, на каком основании наш генерал решил, что речь шла о женщине. Тем не менее, начало легендам было положено…

     По мере того, как война набирала обороты, слухи о немецких летчицах, так же как и слухи о многочисленных воздушных  десантах и диверсантах, стали шириться среди бойцов и командиров Красной Армии.

     Так в мемуарах одного из наших военачальников упоминается летчица немецкого бомбардировщика, которая в одно из воскресений июля 1941 года была сбита зенитным огнем в районе Могилева, приземлилась на парашюте и была пленена.

     Вероятно, об этой же летчице упомянул в своей книге «Дальняя бомбардировочная…» другой наш военачальник - Главный маршал авиации А. Е. Голованов:
     «Как-то в сбитом германском бомбардировщике была обнаружена белокурая голубоглазая девушка в форме военного летчика. Когда ее спросили, как это она, женщина, могла решиться бомбить мирные города, уничтожать беззащитных женщин и детей, она ответила: «Германия нуждается в пространстве, но ей не нужны люди на этих землях».

     Примерно то же самое утверждает в своих воспоминаниях об обороне Могилёва в июле 1941 года бывший секретарь партбюро 747-го стрелкового полка С. П. Монахов:
     «...Лётчик одного из сбитых фашистских бомбардировщиков спустился с парашютом. Это была женщина. Когда её спросили, почему она бомбила город, мирное население, она ответила: «А какая разница между вами и ими? Вы все советские, а советы нам фюрер приказал уничтожить».
     Налицо та же политическая подоплека предыдущего эпизода, только слова разные. Очевидно, что кто-то не совсем точно цитирует кого-то. Однако совершенно ясно, что оба – маршал и парторг – только «слышали звон, да не знали, откуда он»… 

     В том же июле 1941 года, как пишет полковник из 5-й Воздушной армии П. Ф. Пляченко в своей книге «Дан приказ…», «пара советских истребителей И-16 сбила немецкий разведчик Ю-88, который сел вынужденно на кукурузное поле в трех километрах» от села Жовтневое северо-западнее Одессы. Далее следуют настолько удивительнейшие подробности, что следует процитировать их почти целиком:
     «К самолету на грузовике устремилась группа бойцов из роты охраны штаба армии... Перед ними стояла задача взять живым экипаж сбитого самолета, захватить документы, аэрофотоаппараты, а машину поставить под охрану… Группа подъехала к самолету и увидела необычную картину. На земле под крылом, как ни в чем не бывало, сидел экипаж — три мужчины и одна женщина. Осмотрели самолет и пленных. Оружие, аэрофотоаппараты, документы и личные вещи сложили в машину. Экипажу приказали залезть в кузов. И тут выяснилось: командир экипажа — фашистский подполковник — сам не может забраться в машину. У него нет ног до колен, он на протезах. Подчиненные подполковника, рослые парни, подхватили его на руки и ловко посадили в кузов…
     …Пленные охотно отвечали на вопросы. Выяснилось, что тридцатитрехлетняя немка (назовем ее Берта) — летчик. Она пилотировала самолет. Ее безногий муж, подполковник, — штурман самолета. В недалеком прошлом он был летчиком-истребителем, награжден тремя Железными крестами. Оба ефрейтора — стрелки-радисты.
     Дав показания, летчица сама начала задавать вопросы. Все они сводились к одному: что с ними будет, накормят ли, не запретят ли ей ухаживать за безногим мужем. Она говорила торопливо, словно боясь, что ее прервут. Вот немка замолкла, но не надолго. Уже более спокойно спросила:
     — Герр лейтенант! Скажите, можем ли мы надеяться на сохранение жизни?
     — Мы не расстреливаем безоружных пленных. Но виновных в преступлениях судим по всей строгости законов.
     — Мы не душегубы и ни в чем не виноваты, — за всех ответила Берта. — Мы не сбросили ни одной бомбы на вашу землю, не сделали ни единого выстрела по русским самолетам. Зато ваши зенитки изрешетили наш самолет. Мы еле-еле тянули на одном моторе, потом два ваших истребителя вывели из строя и его. Мы с трудом сели, сдались вам добровольно, не причинили вам зла... Мы лишь вели разведку...
     …Берта охотно рассказала о себе и своем муже. По ее словам, подполковник храбро сражался во Франции летом 1940 года. Там ему ампутировали обе ноги после вынужденной посадки истребителя на вырубленный лес. Там же в одном из госпиталей Геринг вручил ему Железный крест...
     — Ну, кажется, мы рассказали все, что вам хотелось услышать, — проговорила немка, и довольная улыбка скользнула по ее лицу…
     — Скажите, а мне будет награда за те сведения, которые я вам сообщила?
     Вот, оказывается, почему так словоохотлива была немка. Поняв, что ее жизни не угрожает опасность, она выторговывала себе награду. Чего тут больше было: нахальства, деляческой предприимчивости или ограниченности, — трудно сказать.
     Немку пришлось разочаровать…».
     Что ж, как говорится, «многое приходилось видеть и слышать, но такого!..». Ведь, о существовании в Люфтваффе такого удивительного экипажа нет абсолютно никаких данных, причем, по той простой причине, что вся эта история - лишь плод буйной фантазии «писателя» Пляченко. 

      Другой сочинитель фронтовых баек – Л. З. Лобанов – в своей книге «Всем смертям назло» (Хабаровск: Кн. изд-во, 1985), не жалея красок расписывает свои подвиги в качестве летчика-истребителя в 1941 году. Правда он, почему-то, не указывает номер своего полка, но дело не в этом. Для нас в его книге любопытно другое – эпизод, в котором он описывает, как в августе 1941 года, на своем «ишачке» он встретился в воздухе с истребителем Ме-109Е, за штурвалом которого увидел молодую немку в ярко-розовом шелковом комбинезоне и с распущенными по плечам светлыми волосами. Якобы, открыв фонарь кабины она помахала ручкой и даже улыбнулась русскому кавалеру, показав ровный ряд зубов, после чего коварно выпустила в его сторону пулеметную очередь. Само собой, оскорбленный в лучших чувствах «сталинский сокол» тут же наказал «стерву белобрысую», сбив её прямо над своим аэродромом. Автор утверждает, что немка была дочерью ближайшего помощника авиаконструктора Вилли Мессершмитта и инспектором по технике пилотирования полка истребителей. Как рассказывает дальше наш мемуарист, командир немецкого полка, в эсэсовском звании штурмфюрера (?!), желая отомстить за свою инспекторшу, даже сбросил вымпел с запиской на советский аэродром и вызвал на поединок советского аса, сбившего красотку… В общем, – чуть ли не шекспировская драма. Впрочем, Вильям Шекспир нервно курит в сторонке, не в силах превзойти шедевр Л. З. Лобанова…   

     О ещё одном семейном составе экипажа Люфтваффе есть упоминание даже в документах Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (Фонд 208, Опись 2511, Дело 6, Листы 2-10), в которых записано буквально следующее:
     «В конце сентября 1941 года на полевом аэродроме Двоевка (7 км юго-восточнее Вязьмы) вечером совершил вынужденную посадку немецкий самолет-разведчик Ю-88. При допросе членов экипажа выяснилось, что он вел разведку в направлении Вязьма, Можайск, Москва. В самолете отказал радиокомпас, и, израсходовав горючее, экипаж приземлился на ближайшем аэродроме, где попал в плен. Экипаж оказался семейным: командир — полковник, штурман и пилот — два его сына в чине обер-лейтенантов, дочь — радист, ефрейтор. На допросе они вели себя вызывающе, хвалились своими заслугами, выкрикивая «Хайль Гитлер!». К счастью, немцы не успели уничтожить полетные карты, разведывательную аппаратуру и фотопленку. На проявленной пленке четко просматривалось Каснянское озеро (пруд) и здание, к которому вели расчищенные от кустарника дорожки. В расположенный рядом лес с нескольких сторон протянулись многочисленные воздушные линии связи на шестах. На вопрос, что означает кружок на карте, которым было обведено отдельное крупное здание, штурман заявил: «Это штаб маршала Тимошенко, его скоро не будет».
     Поразительно, однако, и об этом «семейном подряде» в рядах военно-воздушных сил Германии в немецких архивах нет никаких данных.

     Во время воздушного налета на Ленинград 22 сентября 1941 года тяжелая бомба, упав внутри крупнейшего универмага Гостиный двор, начисто разрушила пять корпусов, в которых размещались различные учреждения, в том числе издательство «Советский писатель», Северный научно-исследовательский институт мелиорации. При этом погибли 98 и были ранены 148 человек. Военный корреспондент в годы войны и писатель П. Н. Лукницкий по этому трагическому случаю сделал такую запись в своей книге-дневнике «Сквозь всю блокаду»:
     «…Позже я узнал: одна из бомб попала в Гостиный двор. Разрушено издательство «Советский писатель», убиты давние мои знакомые… всего восемь сотрудников издательства. Двое тяжело ранены… Вообще же убитых этой бомбой – весом в семьсот пятьдесят килограммов – не меньше сотни. Это главным образом женщины, так как в доме, который разрушен, была женская трикотажная артель. Бомбу сбросила немка-лётчица, наши зенитки сбили её над Кузнечным переулком…».
     Другая известная советская поэтесса и прозаик О. Ф. Берггольц тоже отметила этот случай в своем дневнике: «…А говорят, что бомбу… сбросила 16-летняя лётчица. О, ужас! (Самолет будто потом сбили и нашли ее там, — может быть, конечно, фольклор.) О, ужас!».
     Писателям вторит на одном из сайтов в Интернете некто под псевдонимом «ленинградец»: «Напротив нашего дома упало три бомбы двухсотки. Первая разнесла вдрызг пивной ларек. Вторая влетела в шестиэтажное здание напротив. Третья - через дом. Говорили, что якобы их сбросила немецкая лётчица, ее сбили и взяли в плен».
     Кто тогда пустил слух о сбитой над Ленинградом 16-летней фашистской лётчице – установить, естественно, не возможно. Зато по поводу потерь немецкой авиации можно сказать совершенно определенно: в тот день в районе Питера зенитным огнем были всего лишь легко повреждены два Юнкерса-88 из состава 77-й бомбардировочной эскадры. А возраст «сбитой» немки-лётчицы даже обсуждать не хочется.

     Как бы там ни было, нашей пишущей братии пришлась по душе мысль о том, что в массовых жертвах при бомбежках городов были повинны именно немецкие лётчицы. Без всяких на то оснований, их обвиняли даже в зверских расстрелах детей с воздуха. В этом отношении, досталось «на орехи» и реальным известным лётчицам Германии. Например, в популярной в свое время книге «Четвертая высота» с ужасающими подробностями расписано, как летом 1941 года «двадцатичетырёхлетняя лётчица-фашистка расстреляла на берегу моря в Анапе маленьких ребят»:
     «…Белый, мягкий, золотистый песок морского пляжа. Тёплые волны легко набегают на прибрежный песок и тихонько откатываются назад. Маленькие загорелые голыши, деловито нагнувшись, лепят что-то из влажного песка. По всему пляжу видны их белые панамки. Самые храбрые из ребят подбегают к морю и с визгом бегут обратно, когда за ними с шумом гонится седая от пены волна.
     Детей приводят сюда каждое утро из всех детских санаториев, какие только есть в Анапе.
     И вдруг в ярко-синем небе показывается самолёт. Он спускается всё ниже, ниже и неожиданно на бреющем полёте открывает огонь. Огонь по этим беззащитным голеньким крошкам!
     Песок залит детской кровью. А самолёт, сделав своё дело, спокойно взмывает, как ястреб, и скрывается за облаками».
     Разумеется, не обошлось и без типичных штампов, при описании внешности немецкой лётчицы: «светловолосая, с голубыми глазами, красивая». Мало того, в книге «даже имя её напечатано: Хелене Рейч» – более чем прозрачный намёк на ни в чём ни повинную Ханну Райч, которая даже границу Советского Союза никогда не перелетала.
     Тем не менее, легенда о сбитой и взятой в плен летчице Хелене Рейч, расстрелявшей из пулеметов «мессершмитта» детей на черноморском пляже, как говорится, «ушла в народ».
     А написала книгу «Четвертая высота» известная детская писательница под псевдонимом Елена Ильина, которую в действительности звали Лия Яковлевна Маршак, в замужестве Прейс…
     Между прочим, книга «Ильиной» предназначалась, в первую очередь, для детей и подростков. Это ж, сколько поколений советской молодежи, прочитав ужастик о расстреле детей на пляже, на всю жизнь остались в непоколебимой уверенности в том, что всё это было на самом деле!

     Вероятно, одним из таких юных читателей был и некий Г. М. Гусев, который в свою очередь сочинил очень похожий ужастик о немецкой летчице с явно садистскими наклонностями. В его рассказе под названием «Бомбометательница Герта», претендующем на быль, говорится о 23-летней белокурой красавице Герте Кранц, якобы, единственной в Люфтваффе лётчице летавшей на всех типах самолетов: на бомбардировщиках, разведчиках и даже на истребителях. Якобы, в октябре 1941 года эта «универсальная» летчица, пилотируя «мессершмитт», разбомбила школу в Бежецке северо-восточнее Твери, убив при этом 28 детей-школьников. После такого злодеяния, по классическому закону возмездия, жестокая убийца была сбита и захвачена в плен, а потом, естественно, расстреляна. Впечатлительного читателя, безусловно, тронут за душу страшные подробности совершённых немкой зверств. Такие, как, «Разметав бомбой полшколы, она ещё раз развернулась и выдала длинную очередь по вихрастым славянским головкам из своего крупнокалиберного пулемёта», или её циничные откровения, что специально разбомбила детей «по своей инициативе» и её сожаления, что «мало убила маленьких русских поросят». Весьма характерны также нелицеприятные эпитеты, которыми автор щедро наградил мифическую лётчицу, такие, как «фанатичная стопроцентная арийка», «надменная», «сволота», «охотник за живыми целями», «сукина дочь»…
     В принципе, если бы это было написано в годы войны, когда ненависть ко всем немцам и немкам зашкаливала, то в этом бы не было ничего удивительного. Но в том то и дело, что этот опус был опубликован совсем недавно, в 2005 году, в российском журнале «Наш современник»...

     На одном из форумов в Интернете засветилась информация о том, что в 1941 году, когда немецкие  войска подошли к Москве, один самолет Люфтваффе, прорвавшись сквозь противовоздушный заслон, сбросил бомбы на Кремль, а за штурвалом бомбардировщика была «молодая девушка-немка 18 лет». В одной из статей в Интернете уточняется, что этот эпизод произошел 24 октября 1941 года, когда в административное здание № 4 на Старой площади было достигнуто прямое попадание крупной фугаски, а «девушка-лётчик Люфтваффе была за выполнение задания лично награждена Гитлером».
     Однако никому из пользователей Интернета, почему-то, не пришла в голову простая мысль, что в таком юном возрасте молодежь только начинают призывать в армию. Поэтому, успеть пройти длительное обучение в авиационных школах и стажировку такая соплячка, конечно, не могла.    

     Участник другого форума в Интернете также  поделился своей информацией о том, что его дед-ветеран, когда ещё был жив, рассказывал, что в начале войны он лично видел, как сбили немецкий самолет, пилотом которого оказалась «юная девушка с белыми волосами» и которую расстреляли на его глазах.
     Сомнительно, что «юная девушка с белыми волосами» была пилотом, гораздо легче поверить в её расстрел. Тем более что подобные истории – не редкость. Вот что поведал на том же сайте другой форумчанин: «А мне дед рассказывал, что с друзьями в Берлине оторвался за свою убитую семью. Трахал сучек, а потом расстреливал вместе с семьями. Перед тем как расстрелять, рассказывал - за что. До чего школьного учителя суки довели!».
     Ну, кто кого и куда довёл – выяснять не будем. А вот по поводу «школьного учителя» можно сказать совершенно определенно, что у него были типичные признаки маньяка-убийцы…

     Конечно, очень странно, что, не имея абсолютно никаких прецедентов, доказывающих жестокость немецких женщин, наши люди легко в это верили. Ещё об одной летчице-садистке из Люфтваффе пишет в своих воспоминаниях российский журналист и писатель Ю. М. Поспеловский:
     «…В субботу 13 июня 1942 года в Воронеже проходил пионерский слёт, приуроченный к окончанию учебного года. В Саду собралось порядка трехсот приглашенных детей — отличников и активистов. Программа была насыщенной, для детей приготовили даже редкие в военное время сладости. В завершении праздника ожидалось выступление оркестра из Дома Красной Армии…
     …Уже через несколько минут после мощного взрыва бомбы я прибежал к выходу в сад. Металлические решётчатые ворота закрыты. Сквозь них видны лежащие на аллеях маленькие трупы. Матери, бабушки рвутся в ворота, истерично кричат. Их не пускает милицейская цепь. Машины скорой помощи одна за другой уходят в сторону областной больницы, увозят тяжело раненных мальчишек и девчонок. Они в окровавленных бинтах – у многих из них оторваны руки, ноги…
     Фашистские изверги не щадят никого, даже детей! Позднее выяснилось, что тот «Хейнкель» далеко не ушёл – его вскоре сбил наш «ястребок». А вела самолёт и сбрасывала бомбы немецкая лётчица Эльза. Эта фрейлин хуже бешеной волчицы: она разбомбила не военный объект, а сад Пионеров, убила и жестоко искалечила сотни детей. И сделала это, как оказалось, не случайно, а преднамеренно – о том свидетельствовала найденная в сбитом самолёте подробная карта Воронежа с помеченным на ней Пионерским садом».
     Очевидно, такая трагедия действительно произошла тогда в Воронеже. Правда, «лётчица Эльза» ни имеет к этому никакого отношения, так как не существовала в природе. Кто распустил слухи о «бешеной волчице», и были ли вообще такие слухи, исключая утверждения 13-летнего пацана, каким был тогда Поспеловский, определить уже вряд ли возможно. 

     Много шума в советской мемуарной литературе наделала некая немецкая летчица, якобы летавшая на истребителе Ме-109 на южном  участке советско-германского фронта. Утверждают, что наши летчики прозвали её «Белая Роза». А первым упомянул её в своих трудах Герой Советского Союза бывший летчик - штурмовик И. А. Чернец, который писал под псевдонимом Иван Арсентьев. Якобы, он обратил на нее внимание, потому что она летала без шлема - у нее были наушники, ларингофон на шее и копна блондинистых волос, завязанных в «конский хвост». По словам Чернеца, на борту «мессера» под кабиной была нарисована белая роза. Он утверждал также, что немка была асом и сбила нескольких его однополчан.
     А ведь эта блондинистая немка явно ассоциируется с другой крашеной блондинкой - знаменитой советской летчицей Лидией «Лилей» Литвяк, известной, как «Белая лилия Сталинграда»! Так, может быть именно советская «Белая лилия» надоумила сочинителя на создание образа фашистской «Белой Розы»? Остается добавить один характерный штрих к личности этого фантазёра: в своё время он был большим любителем женщин, и даже отсидел 5 лет за изнасилование… 

     Примерно этим же временем (конец 1942 года – начало 1943 года) датируются воспоминания одного из наших ветеранов войны, который рассказывал, как под Сталинградом он, вместе с другими бойцами, осматривал в овраге сбитый транспортный самолет Ю-52. По его словам, весь погибший немецкий экипаж состоял из женщин.
     Можно предположить, что на борту этого самолета находились медсёстры или сотрудницы других служб, которых наши бойцы приняли за летчиц. А мы, тем временем, продолжим «оглашать весь список» мифических боевых валькирий Люфтваффе.

     В какой-то из мемуарных книг буквально одной строчкой промелькнула информация о том, что в 1943 году в районе Краснодара советскими зенитчиками был сбит бомбардировщик, а находившаяся на его борту женщина была взята в плен.
     Вероятно, именно этот случай подтверждает некий публицист Александр Рифеев:
     «В Белореченском районе Краснодарского края около пос. Лесной находится могила немецкой летчицы.... она летала на легком разведывательном самолете... самолет сбили... летчицу взяли в плен... на допросе повела себя вызывающе... поэтому ее изнасиловали и убили... это мне говорил человек, бравший ее в плен... он даже показал мне направление в котором находилась ее могила... до нее можно было дойти пешком (южная окраина п. Лесной со стороны Апшеронска)... но конкретно места захоронения я не видел...».
     Весьма и весьма ценная информация! В том смысле, что ещё один наш бывший военнослужащий, «бравший её в плен», откровенно признался, что «её изнасиловали и убили». Причем, цинично обвинена в этом сама пленная: мол, она «на допросе повела себя вызывающе». Можно только представить весь ужас этого «допроса»…   

     По свидетельству неких очевидцев, немецкий пилот штурмовика Хш-129 фельдфебель Йоахим Мациевский из 14-го противотанкового отряда 9-й штурмовой эскадры, сбитый 23 октября 1943 года в районе Кривого Рога, якобы заявил на допросе, что на штурмовку он вылетал втроем с отцом и сестрой.
     Возможно, переводчик неправильно понял слова немца, тем не менее, после допроса того расстреляли: не обманывай, подлый врун!

     Как написано ещё в одной из мемуарных книг, приблизительно в апреле-мае 1944 года в районе Рауховки под Одессой двумя истребителями Ла-5 был сбит самолет-разведчик Ю-88, в обломках которого, кроме трупов были обнаружены и предметы женского обихода. На этом основании автором мемуаров был сделан многозначительный вывод о том, что в состав экипажа входила женщина.
     Жаль, что неизвестно, какая именно женская вещь была найдена в сбитом самолете. Может быть, обыкновенный маникюрный набор, который нашим людям, не избалованным предметами личной гигиены, был в диковинку…

     Герой Советского Союза А. Н. Ситковский из 15-го истребительного авиационного полка в своей книге «В небе „Соколы“» написал, что 1 июля 1944 года его однополчанин командир звена лейтенант Ф. П. Савицкий на истребителе Як-9 северо-западнее Борисова сбил немецкий истребитель ФВ-190. По словам Ситковского «сбитый самолет упал на нашей территории восточнее реки Березина. На месте падения «фоккера» побывал представитель нашего штаба и обнаружил, что пилотировала его женщина».
     На основании чего представитель штаба решил, что пилотом ФВ-190 была женщина – остается только догадываться… 

     В одной из казахстанских газет в 1990-х годах было опубликовано интервью с ветераном войны, бывшим командиром зенитного расчета. Он рассказал, что однажды его расчет подбил немецкий бомбардировщик, который неподалеку произвел вынужденную посадку. К месту приземления самолета была отправлена группа бойцов для взятия в плен экипажа. Немцы стали выходить из самолета, и оказалось, что не хватает одного члена экипажа, - стрелка. Когда же, наконец, стрелок показался, все увидели, что это женщина. Как утверждал ветеран «причину задержки немка объяснила тем, что красила губы!».
     Ай да молодец, бывший зенитчик! Такое придумать, а? Ему бы книжки писать…

     Ещё об одном таком, с позволения сказать, «писателе» упомянул в Интернете известный историк авиации Вячеслав Кондратьев:
     «Один из ветеранов даже рассказывал, как однажды в сбитом им «мессере» нашли «...голую бабу, розовую, с рыжими волосами и большими титьками, красивую - просто жуть!».
     Чрезвычайно интересно было бы спросить этого сексуально озабоченного «сталинского асса»: а на этой «голой бабе» парашют-то хоть был?

     Любопытной легендой поделился с пользователями в Интернете один из москвичей:
     «В книге воспоминаний одного из советских летчиков-истребителей я как-то вычитал такой эпизод: во время воздушных боев рядом с местом схватки часто кружил немецкий истребитель с летчиком в ярком шарфе. Когда наши летчики, в конце концов, сбили этот «шарф», в кабине обнаружили тело погибшей женщины-пилота. Разумеется, белокурой. Спустя несколько дней на наш аэродром немцы сбросили вымпел: пусть тот, кто сбил эту девушку, выходит на честный поединок один на один. Мол, это была их женщина-инструктор, дочь генерала, которая своим шарфом воодушевляла немецких летчиков на храбрость. И теперь немцы хотят за нее отомстить. Наш пилот принял вызов, но на этой дуэли его поджидала коварная засада и его сбили (он погиб). Название книги и автора вспомнить не смогу, примерный год издания - 40-50-е годы. Книга находится в читальном зале библиотеки ИНИОН (станция метро «Профсоюзная»). Моё мнение: вся эта история с девушкой, шарфом и дуэлью - разумеется, миф. Хотя книга воспоминаний была вовсе не из разряда художественной литературы».
     Ну, здесь всё ясно и без разъяснений. Кстати, не эта ли книга вдохновила вышеупомянутого Л. З. Лобанова на написание истории о «Розовой» лётчице?…

     Весьма туманную историю поведал в Интернете и один из российских поисковиков:
     «Подобную «лётчицу с косой» нашли в сбитом самолёте наши колхозники. Когда первый раз об этом услышал, не поверил. Но при раскопках нашли стельку туфли, от силы 37 размер, откуда она в глухом лесу? Медальоны есть, как расшифровываются - понятия не имею. Самолёт Хе-111, сбит в конце 1942 - начале 1943 годов, граница Пеновского и Осташковского районов Тверской области».
     Что ж, остается пожелать этому поисковику удачи и установить, наконец, каким же образом стелька женской туфли 37 размера попала в глухой лес… 

     Свою лепту в тему о летчицах Люфтваффе внесли и поисковики из Украины. Весьма занятен диалог некоторых из этих гробокопателей, чей сленг и орфография говорят сами за себя:
     «- Периодически попадаются рассказы о том, что где-то поисковики нашли остатки немецкого самолёта, а в нем скелет пилота с белыми волосами «до ж#пы».
     - Под Киевом есть музей «Лютежский плацдарм», а в музее остатки Fw 190. Самолет выкопан где-то в Киевской области и в нем были останки пилота. В щлемофоне было изрядно белых длинных волос и сохранился жетон по которому работникам музея удалось индефицировать пилота. Им оказалась женщина, родом из Прибалтики. Насколько я знаю останки были переданы родственникам в Германии.
     - Не белых, а рыжих, не выкопан, а вытащен. И бабен был не из Прибалтики. И при чём тут петровцы?
     - А музей «Лютежский плацдарм» под Киевом - это разве не Петровцы?
     - Сам видел в подвале музея в Петровцах останки Фокера, это было 2 года назад. Тот человек что показал мне это тоже говорил что в кабине были остатки девушки-летчицы. Фокер был 100 пудей, насчет летчицы не знаю мож и выдумал кто п#здеть не буду.
     - Как бы это не та баба (токо рыжая) которую вместе с самолетом поднимали Порох, Вова Сапер и компания».
     Ну, и так далее. Думается, нет никакого смысла комментировать подобные перлы этих «археологов».

     А вот ещё один «жареный факт» из той же Украины, очень напоминающий предыдущий случай:
     «Году эдак в 2005 под Киевом нашли Ю-87. В кабине была мумия девушки-пилота. Её останки передали Германии. Она была идентифицирована. Ей, если не ошибаюсь, было 25 лет, волосы светлые. Что интересно - при ней был кошелёк с купюрами различных европейских стран того времени. Установили, что она летела на задание и её ведомый случайно рубанул винтом по хвостовому оперению. Стрелок выпрыгнул, а она нет. Самолёт вошёл в землю примерно на 3 метра и кабина оказалась запечатанной. Так же на ней был свитер, купленный в Болгарии».
     Просто поразительно, откуда такая масса подробностей?

     Однако не только у нас популярны мифы о немецких летчицах. Например, в одной из польских книг, на полном серьезе, описана весьма пикантная история о том, как 23 апреля 1943 года в воздушном бою над Тунисом польский летчик лейтенант Данилович подбил Ме-109, который совершил вынужденную посадку недалеко от аэродрома польской эскадрильи. Пилотом «мессершмитта» оказалась симпатичная фрейлен Грета Грубер в звании обер-лейтенанта. Она была взята в плен, накормлена и напоена, после чего … взасос целовалась со сбившим её поляком!
     Такая вот история польского «Ромео» и немецкой «Джульетты»…   

     В общем, если поискать, особенно в нашей мемуарной литературе, то можно найти ещё немало подобных историй. Зато во множестве изданной за послевоенные годы немецкой военно-исторической литературе, а также в документах Военных архивов Германии, об участии в боях немецких лётчиц нет абсолютно никаких упоминаний. Конечно, какой-нибудь из современных «знатоков-исследователей» может на это глубокомысленно заметить, что немцы специально скрывают подобные факты. Но какой в этом смысл?

     Разумеется, в Германии были женщины-лётчицы. Самая знаменитая из них, безусловно, Ханна Райч, единственная лётчица, награждённая Железными крестами 2-го класса (28.03.1941) и 1-го класса (05.11.1942). Широко известна также другая летчица-испытатель графиня Мелитта Шенк фон Штауффенберг (урождённая Шиллер) и, кстати, наполовину еврейка по отцу, награжденная Железным крестом 2-го класса (22.01.1943) и «Золотым знаком летчика с бриллиантами». Лётчиком-испытателем работала и Беата Ротермунд-Узе (урождённая Кёштлин), правда, больше всего она прославилась уже после войны в качестве предпринимательницы, создав популярнейшую сеть секс-шопов. Женщинами-пилотами были также Лизель Бах, Элли Мария Фрида Роземейер (урождённая Байнхорн), Вера фон Биссинг, Терезия «Теа» Кнорр (урождённая Райнер), Элизабет «Лизл» Мария Шваб, баронесса Трауте Франк фон Гаузен-Аубир (урождённая Гофман), Элеоноре Витте и другие. Некоторые из них, как уже говорилось, были испытателями, кое-кто летал на легких самолетах связи или транспортных самолетах, другие в годы войны занимались перегонкой новых и отремонтированных самолетов на авиационные базы и во фронтовые соединения. Однако ни одна из всех этих лётчиц не входила в состав боевых частей, не участвовала в боевых действиях и, тем более, не сбрасывала бомбы на беззащитные города, и не расстреливала детишек. Лишь две лётчицы (вышеупомянутые Райч и фон Штауффенберг) получили боевые награды, да и то - исключительно за заслуги при испытаниях новой авиационной техники. Ни одна из лётчиц не имела даже воинского звания, лишь в некоторых случаях им присваивали гражданское звание командира самолёта (Flugkapitаn). Кстати, кандидатами на такую должность могли быть только авиаторы старше 30 лет, прослужившие в авиации не менее 8 лет, из них непосредственно 5 лет в воздушных перевозках, плюс налетать не менее 500.000 километров в качестве пилота.
 
     В чём же причины появления мифов об участии лётчиц Люфтваффе в боях на советско-германском фронте? Думается, главной причиной было привычное для нас равноправное положение женщин в советском обществе, в котором девушки с энтузиазмом массово вступали в аэроклубы в предвоенные годы и воевали в женских авиаполках в годы войны. Наши солдаты, да и гражданское население, были абсолютно уверены в том, что и у немцев обязательно должно было быть что-то подобное.
 
     Однако женщинам в Германии традиционно отводились лишь три главные функции, так называемые, «три ККК» (Die Kirche, die Kueche, die Kinder), т. е. «церковь, кухня, дети», а воинская служба была им категорически противопоказана и, о формировании женских авиационных подразделений и речи быть не могло. Кстати, в нынешнем обществе немкам добавили и четвёртое «К» (Die Kleider), т. е. «платье»…

     Но, как говорится, «нет дыма без огня» и сведения о служивших в вооруженных силах Германии женщинах не были преувеличением. Дело в том, что очень скоро после начала второй мировой войны и всё возрастающих потерь немцы стали испытывать острую нехватку мужчин. Стала очевидной необходимость привлечь на военную службу женщин для замены мужчин и, с этой целью были созданы женские вспомогательные службы в Вермахте, Военно-морских силах, Люфтваффе и в СС. По некоторым данным, во всех этих вспомогательных службах было около полумиллиона женщин, которые исполняли обязанности медицинских сестер, поварих, телефонисток и радио-телеграфисток в узлах связи, машинисток в штабах, заправщиц самолетов на аэродромах, прибористок в зенитной артиллерии, водителей грузовиков, ездовых гужевого транспорта, надзирательниц в концентрационных лагерях и так далее. Долгое время все женщины рассматривались лишь в качестве «прикрепленных к армии гражданских служащих» и только 28 августа 1944 года, служившие в армии женщины получили официальный статус военнослужащих. Несмотря на это, женщины всех служб не имели воинских званий, а имели свои собственные звания с разновидностью ключевого слова «помощница». Поначалу система званий у каждой военной женской службы была своя, очень путанная, и определялась по кольцеобразным нашивкам на рукавах, воротничках и головных уборах или по погонам. А уже позже, приказом от 29 ноября 1944 года все женские вспомогательные подразделения различных служб были объединены в единую женскую вспомогательную службу (Wehrmachthelferinnen) с единой системой званий. 

     Многие юные девушки и замужние женщины из вспомогательных служб заплатили своими жизнями за вынужденную эмансипацию. Например, 30 января 1945 года сразу более 300 помощниц ВМС утонули при торпедировании советской подводной лодкой «С-13» лайнера «Вильгельм Густлофф». При наступлении советских войск в 1945 году более тысячи служащих-женщин пропали без вести в Восточной Пруссии и Польше. Не обходилось и без трагедий в воздухе: 11 октября 1944 года севернее Нарвика (Норвегия) потерпел аварию и упал в море огромный четырехмоторный ФВ-200, на борту которого погибли сразу 32 женщины из вспомогательной службы Люфтваффе.

     Логично предположить, что на Восточном фронте тоже бывали подобные случаи, когда женщин из какой-либо вспомогательной службы, найденных на борту потерпевшего аварию или сбитого самолета, по ошибке принимали за лётчиц. Поэтому некоторые из вышеописанных случаев кажутся вполне правдоподобными. А уж в случаях изнасилования и убийств «лётчиц» на русском фронте и сомневаться не приходится: отсутствие женщин в списках немецких военнопленных красноречиво говорит само за себя…