Есть у меня друг

Владимир Гугель
  Есть на «Прозе.ру» такой жанр, скорее, творческий приём - «Лифт», смысл которого привлекать внимание читателей к произведениям заслуживающим внимания, по-сути, поднимать их из глубин несметного объёма литературной «продукции». Используется этот «лифт» по отношению к авторам - членам нашего сайта.
     Я же решил воспользоваться этим приёмом в отношении лица, автором «Прозы» не являющимся. Возможно, кто-то сочтёт это некорректным. Но моя профессия юриста позволяет мне исходить из постулата: «что не запрещено, то разрешено».
     У меня есть друг - земляк, харьковчанин. По специальности - физик. Был ведущим научным сотрудником в одном из престижнейших в Харькове Институте проблем машиностроения. Интеллигент, хорошо образованный человек с широким кругом интересов и талантов - за пределами основной профессии. Это - и музыка, и литература, и графика, и туризм, и уменье дружить, быть верным и надёжным в человеческих отношениях. Как на меня, последнее - редкий и очень ценный талант.
     Когда наступили непонятные, смутные, а для многих - тяжкие, беспросветные времена, в эпоху которых нам довелось жить, ни наука, ни многие её талантливые представители зачастую оказались никому не нужными. В жернова этого времени попали многие достойные люди. Мой друг, волею судьбы, оказался в США. Там преуспел, стал востребован, успешно работает, что называется, продвинутый, процветающий специалист. Материально вполне благополучен.
     О нём уместно сказать: не хлебом единым жив человек, тем более, творческий. Он много путешествует по миру. Его путевые записки и информативны, и интересны, и содержательны, и увлекательны, и остроумны. Благодаря ему, я будто бы побывал в Китае и увидел его своими глазами. И в Италии, и в других местах на земле. Всё написанное им - на прекрасном русском языке, красочно, увлекательно - и об архитектуре, и об искусстве, и о еде, и об истории разных стран, и о многих других вещах.
     Особенно, на мой взгляд, хороши его стихи. Всё, что он пишет, пишется «в стол», за исключением некоторого круга (к сожалению, заметно сузившегося в последнее время) близких ему людей, до которых доходит написанное им. Причина этой закрытости - по моему мнению - непреодолимая заниженная самооценка и глубокая природная скромность.
     Именнно его стихи подвигли меня написать о нём, заручившись, при этом, согласием опубликовать несколько его стихотворений. Мне не просто нравится, как он пишет. Мне близко и дорого то, о чём он пишет. Это и моя любимая речка Ворскла на Украине, и места, где мы встречались и счастливо проводили досуг. Мне не просто близка его безмерная, непреходящая тоска по Родине, но я целиком и полностью её разделяю.
     Публикуя с его согласия эти стихи, я не берусь их рецензировать. На стихи и раньше, за редким исключением, я не писал рецензий и в дальнейшем постараюсь этого не делать. На мой взгляд, поэзию бессмысленно препарировать. Она - плод не только таланта и ума, но неких душевных, сердечных порывов, которые ни в какие логические умозаключения не втискиваются. Стихи Ярослава читаются легко, звучат распевно, плавно. Читаешь - как на волнах качаешься. Да и по смыслу - в них искренность, честность, глубокие чувства, высокая философия. Они о смысле жизни, о любви к родине, о вещах простых и важных. Они мне просто нравятся, трогают струны моей души. Да простится мне этот пафосный стиль!
     Буду рад, если эти стихи понравятся кому-то ещё, а их автор сам сделает достоянием широкого круга читателей и эти, и другие свои стихи, и свою интересную прозу.
Где бы...
 
Где бы взять грибов корзинку,
И краюху на столе? ==========================================
С другом посидеть в обнимку,
И проснуться на заре.
 
Где бы взять воды криничной,
Домик с банькой у реки? -
Жизнью чуть пожить обычной,
Чтоб без горя и тоски.
 
Где бы взять немножко чуда? -
Бед избегнуть и невзгод,
Убедиться, что нет худа
Без добра и всё пройдёт.
 
Где бы взять кусочек счастья,
Для себя и для друзей? -
Пережить судьбы ненастье,
Стать умнее и мудрей.
 
Где б силёнок поднабраться,
Чтоб всё это одолеть,
Телом чтоб не надорваться
И душою не болеть?
 
Где бы,.. где бы,.. где бы,.. где бы,..
Прост вопрос, но где ответ? -
День и Ночь, Земля и Небо,
Снег и Дождь, и Солнца Свет!
 
           *  *  *
                Принстон, 20 сентбря 2015.
 
 
Поход – путешествие
 
Впопыхах собрав вещички -
Сахар, соль, консервы, спички,
Котелок, топор, треногу -
Собрались в поход.
На байдарке, по речушке,
Зарабатывать веснушки,
Сбросивши печаль-тревогу,
И мешок забот.
 
От Борисовки, от Новой,
На полуторке хреновой,
Подкатив к реке под вечер,
Прыгали с бортов.
От церквушки-развалюшки,
Помахав веслом старушке,
Приключениям навстречу
Отдали швартов.
 
Через плавни и протоки,
Камыши, листы осоки,
Не заботясь о ночлеге,
Вырвались на плёс.
Радость находя в безделье,
Не тревожась о похмелье,
Наблюдали, млея в неге,
Хоровод стрекоз.
 
С малолетства все знакомы
Броды, омуты, затоны,
И Климентия Святого
Остров на реке.
Старицы и мелководья,
И крестьянские угодья,
Нисходящие полого
К лугу вдалеке.
 
Речка - чистая водица -
Продолжает часто сниться.
Говорящее названье,
Мол, украла скло.
Как давно всё это было!
Только память не забыла,
Не прошло очарованье -
Нежно и светло!
 
Не проплыть по ней нам боле -
То, увы, не в нашей воле.
Всё сгорело в одночасье,
Вмиг и без следа.
Пять балбесов бестолковых,
Заработавши целковых,
В поисках земного счастья
Делись кто куда.
 
           *  *  *
                Принстон, 23 сентбря 2015.
 
 
Так ли важен ответ
 
Нам немного б поесть, и немного б поспать,
И немного б попить, и заняться бы сексом...
День за днём так провесть, не жалеть, не скучать,
И жирка накопить, - все инстинкт и рефлексы.
 
До поры в большинстве так плывём по волнам
Без забот и тревог, и без лишних волнений.
До момента, когда вдруг откроется нам
Горизонт незнакомый и полный сомнений.
 
И тревожить начнёт беспокойная мысль:
Жизнь уже позади, а достигли чего мы?
Можно ль что-то поправить? И найден ли смысл?
И построен ли храм или только хоромы?
 
Но к истоку река не бежит из долин,
И опавшей листве не подняться на ветки.
Жизнь - кино, но, увы, дубль - только один,
А ошибки и промахи вовсе не редки!
 
И списать не дано, да и не у кого.
Здесь экзамен всерьёз, никакой пересдачи.
Коль пропало вино - только вылить его.
Ну, а счёт - на столе, и быть должен оплачен!
 
Если б знать и уметь, и хотеть, и всё мочь!..
Но зачем-то скроила природа иначе
Нас из духа и плоти, - плюс-минус, день-ночь, -
Так ли важен ответ этой дивной задачи?..
 
           *  *  *
                Принстон, 30 мая 2016.