Рассказ Бабушки Татьяны Дмитриевны

Галина Самоленкова
 Почему дети Агафьи Усовой и Дмитрия Зенченко оказались все Усовыми 

Я вспомнила рассказ нашей бабушки Тани.
Усовы были разорившимися князьями, хотя жили ещё довольно обеспеченно - был у них небольшой кирпичный завод.   Жили где-то в Молдавии. И вот княжна Агафья Усова  ( т.е. наша прабабка) полюбила приказчика Дмитрия Зенченко. Любовь была взаимной, но родители Агафьи были против брака, и молодые влюблённые сбежали из дому.
Брак был не законный - без согласия родителей их не венчали в церкви.
А всех родившихся детей записывали на фамилию матери.   Бабушка говорила, что их дразнили ребятишки словом МИЗИСИ, что  якобы  означало  незаконнорожденные (толкование бабушки). Это слово я искала, и ни в одном словаре не нашла, возможно, оно из местного диалекта. Моя одна знакомая из тех мест (тоже незаконнорожденная) сказала, что её называли бастрюк (Владимир Даль : бастрюк – пригульный, внебрачнорождённый).  А так как родители  не венчаны, то их детей церковь отказывалась крестить.   Ещё бабушка рассказывала, что когда старшую сестру её засватали, то молодых отказали венчать в церкви по той же причине.   Тогда родители молодых поехали к своим родителям за благословением на брак, их обвенчали, и  детей окрестили, но они так и остались Усовыми.             Возможно всем этим и объясняется отношение бабушки к церкви .
 Сколько я помню, она не молилась, в их доме не было иконы. Но своих детей она всё же крестила. Вот только была задержка с крещением тёти Фаи.  И вот почему: они тогда жили по соседству с Батюшкой, а бабушка наша была очень общительная, иногда заходила к Матушке за чем – нибудь. Однажды, во время большого поста, она увидела Батюшку за обедом, уплетающего яичницу с салом. Она была потрясена, возмутилась: Как, мол, можно есть скоромное, вот ты запретил Матрёне кормить больного ребёнка молоком, мясом, сказал, что нельзя, пост!   Бабушка сказала, что ноги её в церкви больше не будет! Наша бабушка была очень категорична и прямолинейна, не терпела фальши и перестала ходить в церковь. Когда же родилась тётя Фая, она долго не крестила её, Батюшка при  встрече ей напоминал, мол, не хорошо дитя растить некрещёным, а она всё отнекивалась. В последний раз на его напоминание она ответила, что нет, мол, крёстного для дочки, тогда Батюшка предложил себя и тётю Фаю окрестили. Такую же твёрдость характера она проявила в отношении старшего сына Владимира.
Но, это уже другой рассказ.  30 мая 2015 года. Г. Самоленкова