Сила слова

Ольга Григорьевна Ваганова
 

В столовой санатория рядом со мной  сидела женщина, разменявшая седьмой десяток лет. Ежедневно встречаясь, мы подружились и стали проводить вместе  свободное от процедур время. 
Погода в августе стояла замечательная. Жара спала, но солнце ещё приятно грело. Мы гуляли по лесной аллее и, наслаждаясь ароматом нагретой хвои, вели неспешные разговоры о жизни. Имя моей приятельницы уже стёрлось из памяти, назовем ее Елизаветой. Но рассказанная ею история запомнилась почти дословно.

- В детстве я была очень тихим ребенком. Все  дети вокруг  прыгали, играли друг с другом, а мне было хорошо одной. Я с удовольствием наблюдала за муравьями и бабочками, облаками и птицами. Разговаривала с цветами и  любовалась удивительными  рисунками на камнях. Я видела – каждый  камешек,  снежинка   имеют свой, неповторимый узор, словно у каждого -  своя душа, своя отличительная от всех метка.   Сейчас  понимаю, что во мне  уже в те годы   проявился интерес художника к окружающему миру. 
Елизавета остановилась. Подставив лицо под тёплые лучи августовского солнца, она  улыбалась. Во всём её облике была тихая радость от слияния с природой, солнцем. От жизни. 
- Но  моя мама, -  продолжила Елизавета,   -  простая женщина, замотанная трудностями военной и послевоенной жизни, пьющим мужем, моим отцом,  человеком добрым, но  не восстановившим нервную систему после  ранения, не успевала  вникать в тонкости детской  души.
-  Что ты все одна да одна с грустными глазами,  будто у тебя великое горе. Иди, играй со всеми.  Ты сыта, одета, обута. Что тебе ещё надо? – Говорила мне мать и в голосе её звучало огорчение, а временами даже и раздражение:
 -  Вот горе ты моё. Видно ничего путного из тебя не выйдет, - заключала она свои вздохи. 
Я не могла понять, почему я -  горе. Почему другие дети для родителей - счастье, а я  - горе. Правда, отец мне никогда так  не говорил. Но он почти всегда был под хмельком. Погладит меня по голове, даст леденец, а потом ругаются с матерью целыми вечерами.
Я уходила из дома и гуляла одна.  Так и выросла с мыслью, что ничего путного из меня не выйдет, что ничего хорошего я не достойна. Свое одиночество заполняла прогулками по лесу, вдоль реки, где плавали  грациозные лебеди, шевелились под ветром камыши, квакали, переговариваясь, лягушки. Здесь мне было хорошо. Природа Латвии – тихая и нежная. Она успокаивает. Её добрую красоту мне захотелось принести с собой в дом. Я стала рисовать. Постепенно это стало моей потребностью, а в дальнейшем  и жизнью. В школе я рисовала одноклассников. Но их портреты  выходили карикатурными.  Я  выискивала во всех отрицательные черты. Так я компенсировала свою никчемность. В каждом человеке есть хорошее и плохое. Все зависит от того, что хочешь увидеть. Это я сейчас понимаю, пройдя свой нелёгкий жизненный путь.
Елизавета тяжело вздохнула, и какое-то время мы шли молча. Я не торопила ее, чувствовала, что дальше  будет самое главное, ради чего  и начала она этот рассказ.
- В школе рисовала шаржи в стенгазеты.  Меня радовало то, что все смеялись над кем-то, а не надо мной. 
Елизавета  остановилась перед маленьким  цветком нежно-небесного цвета, выглядывающего из густой травы. Наклонилась над ним, чтобы лучше видеть.
- Посмотрите, какая прелесть - этот малыш! А ведь красота его ничуть не уступит любому большому цветку. Он мал и скромен, но радует глаз того, кто его заметит!
Женщина резко выпрямилась, как бы решаясь, наконец, на продолжение рассказа.
- Став взрослой, никак не могла найти себе  спутника жизни. Тех мужчин, которые мне нравились, я старалась обходить стороной, боясь, что недостойна их. Не хотела, чтобы  всю жизнь попрекали моей никчемностью,  унижали. Замуж вышла   за человека, отсидевшего в тюрьме за  непреднамеренное убийство   в пьяном виде. Вот уж он не посмеет сказать, что  лучше меня! Наконец- то я наслаждалась своим превосходством! Сама могла унижать, попрекать.  Довела мужика можно сказать до белого каления. Господи, прости и его,  и меня, грешную! Не выдержал однажды  муженёк, схватил  за плечи и начал с силой трясти. Я увидела в глазах его такую боль и  такую ненависть, что мне стало страшно.  Я закричала от ужаса, а муж  оттолкнул меня -  я отлетела к стене и,  стукнувшись головой, свалилась от удара без сознания. Мы развелись. И такая у меня в душе горечь была на весь мир – не передать.
Рассказчица   тяжело вздохнула, но перешагнув трудный рубеж в своём повествовании, продолжила.
-  Посоветовали к психологам обратиться. В различные группы общения походить. Всюду стала требовать к себе повышенного внимания. Раз я такая несчастная в  жизни, то вы должны мне уделять  время, силы, любовь,  доброту. И люди уделяли. Разговаривали со мной часами. И не только во время тренинга - я требовала и всё  их свободное, забывая, что у людей есть  своя жизнь, семья. Обвиняла весь  окружающий мир в равнодушии.  Это продолжалось несколько лет. Я всеми была недовольна. Наконец, одна женщина не выдержала и сказала:
- Сколько можно быть берущей! Пора уже стать и дающей!
О, какое оскорбление! Я - берущая? Да как она смеет!  Да она …
Как я только её ни ругала, чуть ли ни матом. Слово «берущая»  билось во мне негодованием, возмущением. Ненавистью! Я докажу, что  не берущая!
Ходить в этот коллектив перестала. Уволилась с работы. Поступила санитаркой в операционную. Два года я служила тяжело больным людям, исполняя грязную, но нужную  работу. Больше не выдержала. Поменяла ещё несколько работ. Каждый раз себя спрашивала: « Кто я на этой работе  - дающая или берущая?» -  так глубоко запали в меня эти слова.
А душе захотелось света. Кто-то предложил заниматься китайской гимнастикой.  Понравилось. Втянулась. Спокойная музыка, плавные движения. Я стала  читать и западных философов, и китайских, и  индийских мудрецов. Во мне что-то постепенно  менялось.
Голос Елизаветы стал мягче, морщинки  разгладились.  На лице снова  появилась улыбка .
-- Стала много рисовать. Получила диплом дизайнера. Поступила на хорошую работу, Меня стали уважать,  ценить как специалиста. Сейчас я давно на пенсии. Несмотря на возраст, увлечения не бросила. Много рисую и  обучаю  бесплатно  других пенсионеров, как волонтёр. Им нравится. Они меня ждут, мне благодарны.  И я иду к ним с радостью.  Недавно встретила ту женщину, которая сказала мне ужасное слово:  «берущая». Почувствовала, что злости нет, что я ей благодарна! Это слово вело меня вверх,  дало  толчок к изменению себя. Теперь я – дающая! Приношу людям радость. Я – дающая!