Выстрел ковбоя

Николай Сташков
В первой половине буднего дня безлюдный городской пляж представляет собой унылое зрелище. В голубой воде реки сияют солнечные блики, но на её поверхности нет плавающих предметов, и это создаёт впечатление, что течение реки остановилось навсегда, что наводит на грустные мысли о бренности бытия. На жёлтом песке не видно расстеленных одеял, бегающих детишек и снующих в разных направлениях бронзовых тел в купальных костюмах. Не слышно людского гомона, визга и хохота малышей. Первозданная тишина.
 На тропинке, проходящей мимо пляжа, двое парней тянут за руки молоденькую, лет шестнадцати, девчушку в коротенькой юбочке к берёзовому колку. Она отбивается от них руками и ногами. Парни гогочут, её сопротивление бессмысленное, а слабые удары не причиняют им никакого вреда. Уверенные с своей безнаказанности, они играют с девушкой, как кошка с мышкой. Сопротивление бездушной силе изматывает девушку, первозданную тишину взрывают визг и крики о помощи.
- Ребята, отпустите девушку.
Парни остановились взглянуть, кто в этом безлюдном месте посмел им указывать, что им делать. Перед ними стоит маленький, худенький человечек с короткой стрижкой. Каждый из парней подумал,  что может одним щелчком прибить его.
- Малыш, иди домой, не путайся под ногами.
- Я повторяю, отпустите девушку. Иначе я рассержусь.
- И чё будет? Упадёшь на спину, будешь дрыгать ногами и визжать?
Парни откровенно издевательски, и с нотой оскорбления расхохотались. Они не былинные богатыри, но рослые, крепкие и сильные, с рельефными буграми мышц, выпирающих из-под футболок. Девушка, почти девочка, забыла о своих страхах, и с интересом наблюдает за развитием ситуации. Её спаситель ниже среднего роста, возможно, на пару сантиметров превышает сто шестьдесят сантиметров. О таких в народе говорят, что они «метр с кепкой». Он худощавого телосложения с коротким ёжиком толстых, грубых волос на голове. Ира не уверена в его помощи, что он сможет отбить её у этих здоровяков, но вдвоём сопротивляться можно успешнее. Маленький человек совершенно спокойно, без страха, приближается и разглядывает парней, каждый из которых пошире плечом, и повыше шапкой, и гораздо сильнее его. Один из них отпускает руку девушки. Это уже лучше, чем, когда двое здоровяков держат за руки. Парень, дурашливо покачиваясь, с усмешкой подходит к тому,  кто пытается спасти девушку от позора, возможно, и от гибели. Хулиган более чем на полголовы возвышается над соперником, и почти вдвое превосходит шириною плеч.
- Малявка, тебе говорили, чтобы ты шёл своей дорогой? Говорили. Ты не внял доброму совету. Теперь пеняй на себя. Я тебя бить не буду, только оттаскаю за твой нос, любопытный и длинный.
Парень протянул руку и попытался осуществить угрозу, в ту же секунду оказался  лежащим на земле и стонущим от боли.
- Отпустишь девушку, или тоже хочешь поваляться на сырой земле?
Второй парень задал такого стрекача, что только пятки засверкали. Страх взял верх над гордостью и блудливыми замашками.
- Мерзавцы, откуда только такие подонки берутся? Считают себя всемогущими, на  самом деле трусливые негодяи, поэтому слабые. Меня зовут Пётр Стогов. Как ты себя чувствуешь?
- Нормально. Я только испугалась. Они не успели нанести мне физический вред, ты быстро подоспел и ловко справился с хулиганами. Ты самбист, или каратист?
- Не заморачивайся по этому поводу. Ни то, и не другое.
- Но как ты смог с ними справится? Каждый из них вдвое тяжелее тебя, и вдвое, если не втрое, сильнее тебя.
Они  трусливые. Поэтому не опасные, если их не бояться. Как тебя зовут?

- Меня зовут  Ира Чернова. Только не рассказывай мне сказки, что из-за трусости один из хулиганов свалился на землю, и заорал.
- Не будем об этом говорить, здесь не место, и сейчас не время. У меня свободное время. Я собирался сегодня побродить по городу, возможно, посмотреть кино, если что-то иное, что может заинтересовать. Если никуда не спешишь, погуляем вдвоём, я тебя провожу, как бы хулиганы опять не встретились.
- Я тоже хотела сбегать в киношку. В Гиганте идёт вестерн, если есть желание, можем зайти.
Несмотря на будний день и хорошую, почти летнюю погоду, кинотеатр полностью заполнен. Большую часть зрителей представляет молодёжь, они игнорируют первые ряды, оккупировали полутёмные задние, и сидят парами, с вёдрами попкорна. Зрители зрелого  возраста разместились ближе к экрану, занимают первые пять-шесть  рядов. Пётр купил билеты на первый ряд, только два билета оставались не проданными. Он изредка бросает взгляды на спутницу, но, в основном, следит за перипетиями действий на экране. Там сменяют друг друга любовные сцены, выстрелы и погони. В кульминационном моменте ковбой догнал своего ненавистного врага. Лицо ковбоя перекошено, излучает ненависть и злую радость от успешной погони. Он яростно кричит своему противнику: - Умри, гадёныш!
Торжествующий возглас сливается со звуком выстрела его револьвера. Пётр готов поклясться, что из ствола ковбоя в зрительный зал вылетела настоящая пуля. Он услышал хлопок, раздавшийся совсем рядом. Пётр знает этот звук, ему приходилось слышать, как с подобным хлопком пуля вгрызается в живую плоть. На соседнем сидении слева от Петра человек дёрнулся назад и затих в объятиях смерти.
- Ира, выходим из зала, здесь убийство, нужно звонить в милицию.
Они прилетели, как стая ворон налетает на место, где можно чем-нибудь поживиться. Ире показалось, что работников милиции оказалось в зале больше, чем зрителей. Все двери заблокировали, никого не выпускают и не впускают. Всё смешалось в зрительном зале, людской гомон, стуки кресел, вспышки фотоаппаратов. Группа милицейских опрашивает  зрителей, для которых смерть человека в зале является событием неожиданным и чрезвычайным. Никто ничего не видел и не слышал. Некоторые зрители уверены, что видели пулю, вылетевшую из револьвера ковбоя, главного героя вестерна. Они утверждают,  что именно он убил зрителя на десятом месте первого ряда. Суматоха длится несколько часов. Наконец двери открываются, зрители покидают кинотеатр. Убитого увозят в морг. Ирину, Петра и ещё троих свидетелей, которые сидели близко к убитому человеку, и могли видеть что-то важное, доставляют в отделение. Там всех ещё раз допрашивают, но уже под протокол. Ирину и Петра допрашивают по очереди  трое разных работников милиции, они задают множество одинаковых вопросов, и тщательно записывают ответы. Уже вечером, когда солнце начинает склоняться к горизонту, свидетелей отпускают. Следователь задерживает только Петра Стогова. У него на руках эксперт обнаружил следы газов от сгорания пороха. 
- Иван Антонович, почему задержали Стогова? Я сидела рядом, и хорошо видела , что он не мог убить своего соседа, он внимательно следил за действиями на экране, и не производил никаких движений руками.
- Успокойся, девочка. Не мешай мне выполнять работу. Ты смотрела фильм, помнишь, что происходило на экране?
- Смотрела. Многое помню.
- Значит, ты не всегда  видела Стогова, не всегда он находился в поле твоего зрения. Видеть одновременно соседа сбоку и экран невозможно. Были мгновения, когда ты смотрела на экран, и не видела своего друга. Достаточно одного мгновения, чтобы убить человека, я это хорошо знаю. На твоих показаниях невозможно сделать какой-то вывод.  У Стогова на руках следы пороха, следовательно, он стрелял.
- Но я видела, что у него не было оружия. Когда тепло, и почти жарко, в лёгкой одежде его не скроешь.
- Сосед Стогова убит не из пистолета. В нём нашли не пулю, а шарик от подшипника. Значит, выстрел был из какой-то трубки, возможно, совсем маленькой, а её можно спрятать под любой одеждой, или в кармане, и успешно выкинуть, пока мы не приехали. Времени было достаточно. Твои показания, девочка, субъективные, ты его подруга, и этим всё сказано. Вы ведь пришли вместе?
- Да, пришли вместе, но я говорю правду, и готова отвечать за свои слова.
- Всё, девочка, иди домой, мы умеем работать, разберёмся. Не нужно выгораживать своего друга, если он не виновен, отпустим его.
 Уставшая Ира вернулась домой, когда зажигались уличные фонари. Ей было горько и обидно. Только познакомилась с хорошим, достойным человеком, так Ира оценила нового знакомого, и тут же приходится терять его. Она отказалась от ужина, оставила без внимания вопросительные взгляды мамы и отчима, прошла в свою комнату и легла в постель. Несмотря на усталость, Ира долго не может заснуть, лежит с открытыми глазами, перед ними проносятся события прошедшего дня. У Петра, задержанного по обвинению в убийстве, не было никакого оружия, даже пресловутой трубки. Даже её невозможно спрятать в лёгкой летней одежде, даже в кармане было бы видно, что там что-то необычное находится. Во время сеанса он не вставал и не отклонялся, просто сидел и смотрел на экран, или о чём-то размышлял, или внимательно следил за действиями героев фильма. Руки его спокойно лежали на подлокотниках кресла, не производили никаких движений. Иначе Ира всё равно услышала бы лёгкий шорох.  Пётр однозначно не мог убить, и не убивал соседа, сидящего с левой стороны. У него нет и мотива, тот человек ему не знаком. Пётр не собирался смотреть фильм, всё произошло совершенно случайно. Если следовать тому, что план убийства был тщательно разработан заранее, из этого следует, что нападение на Иру тоже составляет часть плана? Не вписываются в эту систему плана, то, что хулиганы были физически развиты. Стогов договаривался бы с парнями более мелкого формата, под стать своим физическим данным. Иначе, слишком подозрительно, и я могу дать против него показания. Следователь не нашёл другого подозреваемого на роль убийцы, возможно, искать и не будет, улики ему кажутся вполне достаточными для обвинения. Пётр находился рядом во время убийства, у него была возможность. Присутствие на руках Петра остатков сгоревшего пороха является слишком серьёзной уликой. Доказать его невиновность можно только одним способом – найти того, кто действительно совершил это убийство. Волею случайного стечения обстоятельств, Ире предназначено, как и два года назад, взвалить на свои хрупкие плечи все тяготы поиска настоящего убийцы. Задача кажется невыполнимой, но она приняла решение и спокойно отдалась на милость сна, тем более, что её веки слипались, а мысли уже путались, и цеплялись одна за другую. Утром Ира проснулась поздно и долго нежилась под одеялом.
- Доброе утро, родители, - сказала она пустой квартире, оделась, позавтракала и помчалась по своим делам.
Кинотеатр Гигант построен в середине прошедшего столетия, когда ещё залечивались раны города от закончившейся великой войны. Город стремительно раздвигал границы и осваивал новые территории. Кинотеатр встроен в оставшийся нетронутым клочок смешанного леса, где в тени великанов сосен белеют стволы берёз. Неистребимая жизненная сила заставляет белых красавиц тянуться к солнцу, источнику жизни. Тонкие, длинные стволы белизной и кудрявостью листвы вносят неизгладимое очарование в серую поросль лесных гигантов. Окружён сей участок высоким металлическим забором, неприступным, по замыслам городской архитектуры, для хождении по нему. Жизнь внесла свои коррективы. Во многих местах прутья забора или выломаны, или отогнуты, словно над ними потрудился великан для удобства населения, чтобы люди могли не обходить огороженную территорию.  Дыры в заборе спрямляют пути движения горожан. В горячую летнюю погоду по выходным дням в тени величавых гигантов семьями отдыхают жители прилегающих домов. Ира несколько раз обошла вокруг здания, внимательно оглядела его со всех сторон, в некоторых местах поднималась на ветки сосен. В это время не было отдыхающих. Действия Иры не могли возбудить чьё-нибудь любопытство или подозрение. Она не обнаружила ничего, что могло бы дать хотя бы малюсенькую зацепку, от которой можно оттолкнуться, чтобы понять механизм трагического события в зрительном зале.
- Или я что-то упустила, или на самом деле здесь нет ничего, заслуживающего внимания. – С горечью проговорила Ира сама себе.
У открытой двери, через которую выходят зрители после окончания фильма, на табуретке сидит контролёр, маленькая кругленькая старушка за семьдесят лет, похожая на колобка. На её коленях большой клубок пряжи, в руках так быстро мелькают спицы, что их порою не видно.
- Здравствуйте, уважаемая.
- Здравствуй, милая, здравствуй.
- Собралась киношку посмотреть. Зал что, не работает?
- Так вить, нет никого. Слух, что ковбой стреляет зрителей, отпугнул всех. Какой народ глупый пошёл, в наше время такого не было. Как может ковбой кого-то застрелить? Он сам и его оружие нарисованы на экране. Вот, сижу одна здесь, караулю, правда, сама не знаю, чё караулю. Хорошо, клубок выручает. Без него хоть вой от скуки, как волк на луну. Пока не осудят злодея, я вот так цельными днями буду сидеть. Так вить сегодня не будет кина, иди домой, милая.
- Я вчера здесь была, в суматохе в зале серёжку обронила. Она мне дорога, её отец подарил, а теперь его нет, он умер. Хотела купить билет и поискать серёжку, авось, найдётся.
- Так пойди, милая, поищи. Подарки уважать надоть, беречь. Проходи, милая, я свет включу.
Для выполнения своего предназначения, зрительный зал совсем не требует хорошей освещённости, поэтому в нём всегда полутемно, и поэтому мрачновато. Ряды кресел от светлого пятна, на котором транслируются фильмы, уходят немного вверх и вглубь зала к противоположной стене. Даже при полном освещении задние ряды находятся в полумраке, поэтому молодые люди любят занимать эти места. Во время демонстрации фильма они мало следят за действиями на экране, больше времени целуются и жуют попкорн. Ира внимательно осмотрела пол под первыми пятью рядами, затем села на своё вчерашнее место и вгляделась в полотно, на котором демонстрировался фильм. Она внутренним зрением увидела то, что вчера происходило на экране во время убийства. Пусть не увидела, но ясно представила, словно на самом деле видела наяву, искажённое злобой лицо ковбоя и его торжествующий крик: - Умри, гадёныш!
Ей показалось, что она отчётливо увидела, как револьвер ковбоя плюнул настоящей пулей.
- Нет, похоже на помешательство, такого быть не может, револьвер экранного героя не может стрелять, его можно увидеть только  как формирование света и тени.
Ира подошла к экрану, внимательно оглядело то его место, где во время демонстрации вестерна мог находиться ствол револьвера. Она увидела маленькое отверстие, диаметром не больше пяти миллиметров.
- Значит, я не ошиблась. Выстрел настоящий действительно был, только пуля прилетела с другой стороны экрана. Она проделала в нём дырку, и отняла жизнь у зрителя.
Ира попрощалась с приветливой старушкой, глубокие морщины круглого лица которой излучают ласку и доброжелательность.
- Приходи ещё, милая. Всё ещё успокоится, и зал будет принимать зрителей.
С распадом великой Советской империи и устранения Марксистской идеологии, в отношениях между людьми стали возникать препоны и барьеры идеологического, этнического, конфессионального,  и, даже, бытового характера. Жилища становятся похожими на неприступные крепости, как средневековые замки графов, баронов или герцогов. Их многочисленную челядь в современном мире заменяет технологическая возможность безлюдной системы охраны. Все многоэтажки оснащаются металлическими дверями и домофонами с замками, открыть которые не по силам даже знаменитым медвежатникам. Ира набрала номер квартиры на домофоне.
- Кто? – каркнул он голосом Фаиной тёти.
- Ира Чернова. Фая выйдет? Погода хорошая, можно погулять, или сбегать в кино.
- Ирка, я бегу. – пискнул домофон голосом Фаи.
Девочки обнялись и Фая, сделав круглые глаза, зашептала Ире в ухо: - Тётка взбеленилась, когда услышала от тебя про возможный поход в киношку. Там герой экрана застрелил зрителя. Она запретила мне близко подходить к кинотеатру, и взяла с меня честное-пречестное слово, что я уговорю и тебя.
- Забудь о тётке. Мы пойдём именно в кино. Не будь дурой, Файка. Не может экранный герой никого застрелить, это не живой человек, это двигающаяся картина, игра света и тени. Убийство произошло на моих глазах. Менты арестовали моего нового друга Петра Стогова. Я видела своими глазами, что он не убивал, мы должны найти того, кто это совершил.
- Зачем тебе это нужно? Пусть милиция во всём разбирается.
- Он спас меня от двух негодяев. Два амбала тащили меня в лесные заросли. Он одного уложил, я не знаю, не успела заметить, как он это сделал, всё произошло слишком быстро. Второй, убегая, набрал такую скорость, что его и лошадь не смогла бы догнать.
- Он такой могучий богатырь, великан, как Добрыня Никитич? Я его по телику видела, балдёжный мультик.
- Нет, он совсем не великан, даже маленький, ростом не больше меня, а во мне всего лишь сто шестьдесят сантиметров.
- Как же он справился с двумя амбалами?
- Этого я не знаю. Одного он уложил так быстро, что я ничего не успела разглядеть. Второй убегал так, что его догонять можно было только на машине, даже не на коне.
- Ирка, мы с тобой сами будем искать убийцу?
- Или мы с тобой, если ты мне будешь помогать, или я одна.
- Вот здорово, конечно же, я тебе буду помогать, это же так обалденно. Вот будет прикольно, если мы найдём убийцу, а не милиция.
- Файка, нужно прийти к кинотеатру ко времени завершения последнего сеанса. Ты сможешь выйти из дома, тётушка тебя отпустит?
- Отпустит, я причину придумаю.
- У тебя есть фонарик? Желательно не большой, но с мощным пучком света, способным пробивать тьму на большом расстоянии?
- У меня нет никакого, ни большого, ни маленького. Нужды в нём я пока не испытывала.
- Ладно, схожу в магазин, и куплю.
С минуты на минуту закончился бы последний сеанс, раскрылась бы дверь, и зрители колонной хлынули бы из зала, но сеанса не было не только в этот час, но и весь сегодняшний день. Люди сегодня обходили этот кинотеатр стороной. Ночная темень ещё не вступила окончательно в свои права, не стала полноправной хозяйкой. Сумерки ещё позволяют разглядывать и лица людей, и деревья с неподвижно висящими от безветрия зелёными листочками. Подруги  вошли в пустой зал.
- Настасья Филипповна, позвольте нам побыть в зале несколько минут.
- Это ты, Ира? Разве вчера не нашла серёжку?
- Серёжку я не нашла. Привела подругу, вдвоём поищем, вдвоём сподручнее, авось найдём. Кроме того,  вчера во время выстрела я и мой друг сидели рядом с убитым. Моего друга арестовали. Мы хотели бы кое-что проверить. Может быть, найдётся что-то такое, что удастся освободить Петра.
- Ну чтож, коли надоть, значит надоть. Проверяйте, немного-то я подожду.
- Файка, садись на десятое место в первом ряду. Возьми фонарь, будешь светить в эту точку. Видишь отверстие на экране?
- Вижу.
- Вот на него и свети. Я пойду за экран, посмотрю, куда покажет полоса света, которая пройдёт через дырку в экране.
Фая уселась на указанное место, включила фонарь, навела его луч на отверстие, оно хорошо видно, в свете фонаря на белом экране выглядит чёрной точкой. Ира прошла за полотно экрана. В темноте светлая полоса видна. Она начинается на холсте экрана, пересекает пространство тесного помещения, и упирается в верхнюю часть стены, немного ниже того места, где стена соединяется с потолком. Ира световым пучком своего фонаря пометила место, позвала подругу.
- Файка, свети своим фонарём на это пятно, я выбегу на улицу, посмотрю, там выходит световая полоса, или нет. Не выключай фонарь.
На улице Ира ничего не увидела. Если бы на улице было совсем темно, тогда, может быть, светлый пучок и обнаружился бы. Всё же Ира приметила и запомнила место, где он мог появиться, там что-то могло обнаружиться, и это что-то нужно будет обязательно найти.
Девочки поблагодарили Настасью Филипповну, попрощались с нею и пошли по домам.
- Ты молодец, Файка, хорошо помогла мне. Теперь я знаю, как был убит зритель в зале. Правда, ещё кое-что нужно проверить, но это завтра.
Ира утром проснулась позже обычного. Ночью она долго не могла заснуть, затем, когда сон смежил ей веки, она увидела себя в кинотеатре. Сидевший рядом на сиденье чёрный человек в чёрном балахоне из чёрного ружья начал стрелять в ковбоя на экране, который  сидел на скачущем мустанге. Эта картина с разными вариациями повторялась перед глазами Иры несколько раз. Не совсем отдохнувшая Ира вскочила с постели, по инерции привела себя в порядок, на ходу сжевала бутерброд и выпила стакан молока.
- Родители, дайте денег бедному ребёнку!
Из спальни вышел улыбающийся отчим, которого Ира зовёт дядя Миша, он чмокнул её в щёку.
- Бедный ребёнок знает, где лежат деньги. Ты бы не жевала на ходу, сядь, и нормально позавтракай.
- Некогда, я опаздываю.
Фая отказалась выходить на улицу, её интерес к происходящим событиям закончился.
- Ирка, я приболела. – Она надрывно кашлянула и отключила домофон.
Ира купила раздвижную алюминиевую лестницу и пошла к кинотеатру. Лестница лёгкая, совсем не тянет руки. Ира поднялась по ней, дотянулась до того места, где в стене между камнями кладки зияло сквозное круглое отверстие. Ира заглянула в него. Ей или показалось, или на самом деле увидела белое пятно полотна экрана, и на нём маленькое чёрненькое пятнышко дырки.
- Эй, бесстыжая, зачем туда залезла? Срамно молоденькой девчонке в коротенькой юбочке наверх по лестнице лазить. Бога не боишься, грешница, а он всё видит.
Ира посмотрела вниз. Под нею стоит старая карга, похожая на ворона из мультяшки про снежную королеву. Указательный палец её правой руки нацелился на Иру, левой рукой карга держит за руку рыжего вихрастого мальчишку лет шести. Ира спустилась на землю.
- Вчера мы здесь в бадминтон играли, волан залетел на крышу, я его хотела достать, но не смогла. Жаль, он дорого стоит.
- Врёшь ведь, небось. Волан она доставала. Смотри, бог накажет тебя, как вчера наказал этого гадкого мальчишку.
Вихрастый совершенно спокоен, словно ничего не слышит, и всё происходящее его не касается. С таким спокойствием обычно относятся к предсказуемым, давно известным и надоевшим событиям.
- Только он соврал, так сразу получил божье наказание. Бог на него сверху послал железный предмет. Я почему-то, хотя и не видела летящую железяку, в это время дёрнула его за руку, железка упала не на него, а на землю, иначе пришлось бы хоронить врунишку. Я сей предмет ему в назидание ношу с собой.
В руках старухи появился отрезок стальной трубы с загнутым концом.
- Дайте её мне, я сейчас иду в церковь, батюшка окропит эту железку святой водой  и помолится. У вас будет всё хорошо, и мальчуган врать перестанет. Верно я говорю? Не будешь врать?
Рыжий не сказал ни слова, только слегка покачал вихрастой головой.
- Вот видите, мальчишка согласен не врать.
Старуха отдала железку Ире, и мультяшный ворон с малышом удалились. Ира вновь влезла на лестницу. Кусок стальной трубы с натягом, но точно входит в отверстие. Ира внимательно рассмотрела его. У загнутого конца трубы просверлено отверстие, и на нём проделан пропил для поджигания пороха. Про такое оружие рассказывал дядя Миша. Его отец и другие мальчишки в те давние времена самостоятельно делали такой пугач, они называли его поджигой.
- Интересно, кто он,  этот хитроумный мастер оружейник?  И откуда взял это устройство?
Сегодня Фая оказалась выздоровевшей, она выскочила к Ире.
- Ирка, куда пойдём?
- Пойдём ещё раз в кинотеатр. Попробуем ещё кое-что осмотреть. Нужно понять, где и как искать человека, применившего такое хитроумное оружие, которое много лет назад называли поджигой.
Два дня после убийства кинотеатр пустовал, а сегодня у кассы образовалась длинная очередь. Смерть в зрительном зале совершенно неожиданно, как отличная реклама, привлекла зрителей. С утра к нему со всех сторон потянулись ручейки разновозрастных горожан, желающих попасть в зрительный зал, прикоснуться к тайне убийства, потешить любопытство и пощекотать нервы. Девочки простояли в очереди больше часа. Ира в окно кассы протянула деньги.
- Мне два билета на первый ряд, места девятое и десятое.
Невинная просьба Иры привела кассира в бешенство, её круглое лицо покраснело, глаза стали метать молнии.
- Соплюшка маленькая, тоже захотела посидеть на месте убийства. Пошла прочь, все остальные тоже убирайтесь, нет билетов на сегодня, все проданы!
Она со злости с силой захлопнула окошко. С ворчанием расходятся недовольные не состоявшиеся зрители.
- Ирка, что будем делать, пойдём домой?
- Нет, Файка. Мне обязательно нужно с кассиром поговорить, она что-то знает. Пусть успокоится, может быть, удастся из неё что-нибудь вытянуть.
Ира постучала в закрытое окошко, оно открылось.
- Ну, чё тебе ещё нужно? Я сказала, что на сегодня билетов нет, все проданы!
- Вы меня простите, уважаемая. Я не хотела вас обидеть.
- Ладно, чего там. Я разозлилась и накричала на тебя. День сегодня какой-то сумасшедший, такого никогда не было, по крайней мере, я такого не помню. Весь день перед кассой очередь, и многие просят десятое место. Один бородатый идиот заявил, что хочет посидеть на месте, где киношный герой убил зрителя, он, видите ли, хочет пощекотать себе нервы. Теперь это десятое место мне сниться будет.
- Десятое место только сегодня в ходу?
- Все спрашивали его только сегодня. Только молоденький конопатый дылда целую неделю спрашивал его, каждый день приходил и просил десятое место. Зачем именно это место было ему нужно, не понимаю. Позавчера, наконец-то, оно оказалось свободным, и он купил билет. А сегодня его не было.
- Это его застрелили?
- Нет, не его. На десятом месте оказался какой-то другой человек, безбилетник. Непонятно, как он сумел попасть в зал, на свою беду. А конопатого в зале не было. Я всех видела, когда милиция их не отпускала из зала. Ну, всё, девочка. Продавать больше нечего, пора мне домой.
- Файка, теперь я всё знаю. Всё оказалось довольно просто. Конопатый молодой человек высокого роста, кассир назвала его дылдой, забил трубку в стену, заполнил ей порохом, вставил пулю и поджёг заряд.
- Ой, как здорово. Ты всё поняла от фонариков?
- Свет с десятого места, направленный на дырку в полотне, падает на верхнюю часть стены. За экраном темно, виден слабый пучок света, проходящий через отверстие в стене. Там была в стену забита стальная труба, из которой произведён выстрел.
- Но кто стрелял, Ирка?
- Конопатый дылда. С такой яркой внешностью его не трудно будет найти.
- Ирка, ты гений. Ты сыщик, как Кондол.
- Не Кондол, а Конан Дойль. Он не сыщик, а писатель. Сыщик его герой, его зовут Шерлок Холмс.
- Завтра начнём искать дылду?
- Да, завтра придётся много побегать, а теперь по домам.
Белобокие сороки оккупировали электрические и телефонные провода, протянутые между столбами. Они совершенно неподвижно, словно нарисованные талантливым художником на гигантском холсте, сидят рядком, касаются друг друга перьями крыльев.  Высокий подросток стреляет по ним из рогатки. Подстреленные, падают на землю, другие продолжают сидеть на месте. Маленькая, пухленькая старушка, похожая на контролёра кинотеатра «Гигант» кричит на него: - Фулюган! Не смей бить птичек!
Ира бежит к парнишке, собирается вырвать рогатку из его рук, но, почему-то не приближается к нему, хотя он не покидает облюбованное место для стрельбы. 
- Брось рогатку. – кричит она. Он поворачивается к ней лицом, на нём много коричневых пятен, словно маляр  махнул кистью и обрызгал краской.
Лучик солнца нашёл слабое место в преграде, прорвался сквозь плотные шторы и ударил в лицо спящей Иры. Она открыла глаза, вместо хулигана с рогаткой, увидела давно знакомую свою комнату с плотными шторами на окне, пропускающими слабый поток света солнечного дня. Ей приснился конопатый дылда, как назвала парнишку кассир кинотеатра, приснился тот, который Ире нужен, и которого она собирается найти, и предполагает, что большого труда это не составит. Парнишка неделю приходил в кинотеатр, следовательно, живёт где-то поблизости, не приезжал же с другого конца города. Он учится в одной из близлежащих школ, только нужно их обойти. Такую запоминающуюся внешность знает вся школа. Несмотря на каникулы, кто-нибудь из учителей в школе будет находиться. Ира выскочила из дома под блеск и тепло солнечных лучей. По улице мчится поток машин, шурша шинами по асфальту. Тротуары заполняют прохожие. Кто-то уверенно и быстрым шагом идёт по своим делам, кто-то без всякой цели праздно шатается по улицам, нежась под горячими солнечными лучами. Медленно, в обнимку, прохаживаются парочки. Изнывают от летней жары бездомные, они всё, что имеют, носят с собой и зимой, и летом. Ира купила телефон с множеством функций и начала обходить близлежащие школы. Директор первой на её пути с подозрением смотрела на Иру.
- Зачем тебе мальчик? Ты не знаешь, как его зовут, и всё-таки разыскиваешь.
- Он на улице телефон обронил, такой крутой, навороченный, наверное, очень дорогой. Я подняла его, и хочу вернуть.
Ира вынула телефон из сумочки и показала, чтобы убедить в своей правоте.
- Так позвони кому-нибудь из его телефонной книги, тебе адрес скажут.
- Я бы так и сделала, но телефон пустой. Ему, возможно, его только что подарили, или он сам его купил.
- Тогда тебе, девочка, не повезло. В нашей школе есть высокие мальчики, но такого, как ты назвала, конопатого нет.
В двух следующих школах всё повторилось почти слово в слово. Что такой паренёк в школе не учится, говорили только после того, как Ира рассказывала придуманную легенду. В четвёртой школе за подготовкой к новому учебному году наблюдала учительница математики. Ира ей тоже рассказала легенду о телефоне, она охнула и всплеснула руками: - С трудом могу поверить, что мой лучший ученик, будущий математик, Игнат Рожков обронил телефон и не заметил этого. Он умный, серьёзный мальчик, не бегает, сломя голову.
Ира про себя подумала, что мальчик действительно умный, придумал, как совершить чёрное дело. Вслух проговорила совершенно иное: - Может, спешил на автобус, или кого-то догонял. Дайте его адрес, отдам ему телефон, и дело с концом.
Ира в течение двух дней много раз посещала указанный адрес, и никого не заставала дома, возможно, ей просто не открывали дверь. Утром на третий день её открыл долговязый мальчишка лет пятнадцати. Его лицо усеяно веснушками, которые появляются у мальчишек в период полового созревания. Ира без труда узнала в нём «конопатого дылду», как описала кассир кинотеатра мальчишку, который неделю охотился за десятым местом первого ряда.
- Привет, Игнат. Выйдем на улицу, есть к тебе важный разговор.
- Ты кто? Зачем выходить? Говори здесь.
- Ты, Игнат, не понимаешь. Я хочу, чтобы твои родители не услышали о подвигах своего сына, им это очень не понравится.
- Ну, что же. Пойдём на улицу. Ты меня заинтриговала.
На улице Ира развернула бумажный пакет, где находился обрезок стальной трубы.
- Узнаёшь, Игнат?
У него из глаз потекли крупные капли.
- Я не хотел никого убивать, у меня такого в мыслях не было. Я себе  купил билет на это место, он и сейчас находится у меня дома, с неоторваным контролем. На этом месте никого не должно было быть, оно должно было быть пустым. Как тот человек оказался там? Я не знаю.
- Ну, хорошо. Убивать никого не хотел. Можно поверить. Но стрелял зачем?
- Моя девушка Алка мечтает стать актрисой. Она каждый день, и не один раз, бегает в кино, любуется на своих кумиров, а мне мало времени уделяет. Я и подумал, что устрою выстрел во время показа фильма.  Алка и другие люди испугаются и перестанут ходить в этот кинотеатр. Возможно, его совсем закроют, из-за опасности для зрителей. Мы будем больше времени проводить вместе.
- Ну и дурак. Один человек погиб, другого хорошего человека обвиняют в убийстве.
- Понимаю я, что поступил, как самый последний дурак. Хожу теперь сам не свой,  ума не приложу, что мне делать, повеситься, что ли?
- Опять ты дурак, Игнат.  Исправлять нужно то, что ещё можно исправить. Пошли в милицию, к следователю. Расскажешь там всё, что произошло на самом деле. Если убитого не вернёшь, хоть невиновный не попадёт в тюрьму за убийство, которого он не совершал.
- А что же будет со мной? Меня что, посадят?
- Кроме всего прочего, ты ещё и трус? Боишься отвечать за свои поступки. Учти, если сам не придёшь к следователю, и всё не расскажешь, тогда обязательно посадят.
Им с трудом удалось пробиться к следователю, которого звали Тихомиров Иван Антонович. Он вёл дело по убийству в зрительном зале кинотеатра, и в это время допрашивал Стогова Петра.
- Иван Антонович, я вам привела замену Петру Стогову, и принесла орудие убийства.  Это Игнат стрелял в зрительном зале.
Ира выложила на стол следователя отрезок трубы. Хотя с момента выстрела прошло несколько дней, запах гари в трубе ещё ощущался. Следователь понюхал трубу.
- Запах не пороха.
- Конечно, это не порох. Я не мог найти пороха, накупил спичек, соскоблил серу и набил её в трубу, вместо пули всунул в неё шарик от подшипника. Трубу забил в стену, в ней оказалась дырка, сверлить не пришлось. Лазерной указкой проверил, что шарик при выстреле попадёт в сидение первого ряда на место десятое. Я купил билет на это место, на нём при выстреле никого не должно было быть. В нужный момент поднёс огонь к трубе. Нужный момент определял, засекая секундомером, сколько времени проходит от начала фильма до того момента, когда выстрелит ковбой.
Ира и Пётр больше часа просидели в коридоре, пока следователь допрашивал парнишку, и писал протокол. Из отделения вышли втроём. Игнат несовершеннолетний, отвечать за убийство будет, но суда будет ждать на свободе, дома.
- Я ожидал нечто подобное, только предполагал, что убийство было умышленное, очень хитро задуманное. В такой ситуации найти убийцу очень трудно, или невозможно. Такой глупой мотивации  я никак не ожидал. Ира, как ты нашла этого умного недотёпу?
- Это было не сложно. У него, прости Игнат за эти слова, яркая, запоминающаяся внешность, он неделю спрашивал в кассе билет именно на десятое место первого ряда. Кассирша назвала его конопатым дылдой. Я обошла близлежащие школы, по описанию  учительница его узнала сразу, словно увидела фотографию.
- Ира, ты проявила себя настоящим сыщиком. Спасибо тебе, что потратила много усилий и времени, чтобы спасти меня от тюрьмы.
- Я должна была помочь тебе. Ты спас не только мою честь, но и мою жизнь. Эти подонки просто придушили бы меня. Кстати, не расскажешь, как ты справился с хулиганами? Любой из них крупнее и сильнее тебя. У них под футболкой мышцы бугрятся, как у силовых спортсменов. Они, возможно, борцы, или штангисты.
- Они мерзавцы и трусы. Кошка тоже играет с мышкой, потому, что мышка её меньше и слабее. Но она  улепётывает от собаки, поскольку та её сильнее и зубастее. Второй, как эта кошка, так бежал, что и на лощади не догонишь. Бросил своего подельника. Твари, другого слова для их характеристики я не нахожу.