Капризный покойник Гл. 2

Клименко Галина
Гл.2


-   Кого ты, говоришь, там видел, купца Волынкина?  -  Толик, один из друзей Сашки, какое-то мгновение смотрел на него с опаской, а потом рассмеялся в голос. -  Ой, не могу! Ну ты даёшь! Всё, дружок, это называется "приплыли."

-   Куда приплыли?  -  Сашка не на шутку обозлился. Он не поленился прийти к Толику в такую даль, за несколько кварталов, а тот встретил его недоверием и противным смехом.

-   Скажем так, куда надо... Но не мы, а ты. Просто завязывай бухать, вот и всё... Во даёт! Не, это же надо! Викентия Илларионовича он повстречал...

-   Тоха, я тебе могу чем угодно поклясться, что так и было. Да и не пьяный я был тогда. Я его видел, вот как тебя сейчас, ну почему ты не веришь?

-   Всё, хватит!  -  Толик, вдруг стал серьёзным. -  Я давно тебе советовал обратиться к врачам. Ты последнее время ведёшь себя, как последний алкаш: пьянеешь от бокала пива, а потом такую пургу несёшь. Пить завязывай и всё наладится. Кстати, пока не поздно.

-   Да пошёл ты, друг называется. Лучше объясни, как я туда попал и почему вы меня бросили?

-   Да никто вас с Коляном не бросал, вы сами характер показали.

-   В смысле, с Коляном?

-   А какой тут смысл, если в башке не варит: ни у одного, ни у другого. Мы собрались по домам, а Валера вас предупредил, мол, в салоне не блевать. Он не ругался, а просто сказал нормально, а вы обиделись и попёрли пёхом. Звали, звали вас, но вы даже не обернулись. Ты что, совсем ничего не помнишь?

-   Не помню. Получается, и Колян был со мною?

-   Понятия не имею, кто с кем был и когда вы расстались, но с кафе вы дёрнули вдвоём.

-   Коляна со мной не было, когда я проснулся. Как же мы с ним потерялись? Может, он тоже спал на кладбище?

-   Ну да! В обнимку с купцом Волынкиным. Слушай, ты хоть Коляну ничего не рассказывай. Мне там, или Валере, ещё ладно, но сам знаешь, Колян тебе эту историю будет припоминать до тех пор, пока не лишится памяти. Если честно, я что-то за него распереживался. Айда к нему, хоть разведаем, где он?

Но Колька Акимов встретил их, как ни в чём не бывало. Только бледный вид его лица напоминал о вчерашней попойке.

-   Явились? Я уже подумывал к вам продвигаться. А куда вы все делись? Просыпаюсь на кладбище, как я там очутился, ума не приложу. Иду потом, спотыкаюсь, глядь, а возле склепа купцов Волынкиных мужик сидит в старых одеждах.

Сашка победно посмотрел на Толика, но тот сделал вид, что не заметил его красноречивого взгляда, и тут же перебил Коляна.

-   То бомж, наверное, да Колян?

-   Почему бомж?  -  вытаращился на него Колька.

-   Сам говоришь, будто в старых одеждах.

-   Ну и что, сразу бомж, что ли?

-   Колян, а тот мужик тебе никого не напомнил?  -  вмешался в разговор Сашка.

-   Ой, отстаньте вы от меня. Тут голова скоро расколется, а вы мне тут... Ага, я вот все дела брошу и начну прикидывать: и где ж это я встречался с тем мужиком?! Всё, извиняйте, я на боковую.  -  и Колька поплёлся к себе во двор.

-   Я уверен, Колька, как и я, был свидетелем ночной прогулки купца Волынкина.  -  сообщил Сашка на обратном пути.

-   Слышь, ну хватит, а, Сашка! Надоел уже. Прям, никому нельзя посидеть возле пресловутого склепа, как сразу рождаются сплетни, будто сам купец возжелал подышать свежим воздухом. Сань, ну давай рассуждать логически! Ты сам-то веришь, чтобы покойник ожил и разгуливал по погосту?

-   Точно не отвечу. Но могу предположить, будто что-то такое есть... Ну не зря же говорят о всяких привидениях и призраках. Я ни то, чтобы сильно помешан на этом, просто сам посуди, как можно не доверять собственным глазам? Понимаю, я вчера маленько переборщил, но ещё раз повторяю: я проснулся под утро и уже был трезвым, как стёклышко.

-   Ага, и с будунища начали происходить странные вещи. Скорее всего, это было продолжение сна, а может, померещилось на больную голову.

-   Сразу двоим померещилось? Колян ведь запеленговал то же самое.

-   Да мало ли кто там огинался? И похожих людей в жизни полно. Всё, я больше не намерен продолжать эту тему.

-   Хорошо, тогда погнали сегодня ночью на кладбище и ты сам во всём удостоверишься.

-   Нет уж, спасибо! Я не трус, конечно, но есть места поинтереснее, где можно чудесно провести время, а не блудить возле старинных склепов, чтобы уличить их хозяев в неправильном проведении личного досуга.

-   На "нет" и спроса нет. Тогда я сам.

-   Чтобы убедиться в здравии собственного рассудка?

-   С моим рассудком всё нормально, понял? И не надо мне тыкать после каждой гулянки.

-   Да ты не психуй, давай я лучше расскажу тебе, что-либо полезное для ума, а не эту твою дребедень, в которой даже первоклассник засомневается. Вот ты, например, что ты слышал или читал о купечестве? Подозреваю, почти ничего. А я согласен преподать тебе бесплатный урок. Купец, брат, это так называемый посредник между производством и рынком. И не такой уж он хапуга, за кого мы его принимаем, потому что благотворительность для купечества - всегда было прежде всего. Оно щедро вносило пожертвования на развитие культуры, образования, здравоохранения, а особенно на нужды церкви. Некоторые купцы усиленно заботились об обездоленных, тем самым замаливая перед Богом свои грехи...

-   Слышь, заткнись! И не надо из меня дурачка делать, ты на него сейчас больше похож. А к склепу я всё равно пойду.

-   Ну, если ты считаешь, что территория погоста - это подходящее место для идеального времяпровождения, то не смею задерживать. Счастливо отдохнуть! Да, Волынкину от меня привет...

Но Сашка не ответил и бегом пустился домой, чтобы накинуть на себя куртку, а то ночи стали слишком прохладными, а он недавно сильно переболел простудой и рисковать парень больше не собирался. Кому улыбается снова принимать эти горькие таблетки да ещё и задницу подставлять для уколов.
Уже на улице Сашка, нос к носу, столкнулся с отцом. Тот посторонился, пропуская сына, но тут же одёрнул его:

-   О нашем уговоре не забыл?

-   Не забыл, батя, не забыл.

-   Гляди у меня, не балуй. И не пей много, мать нынче целый час твою спальню проветривала. Такой перегарище, аж глаза режет.

-   Батя, мне двадцать один год.

-   И что, надо пьянствовать постоянно? Когда уже твой отпуск закончится, чтобы ты снова на работу вышел, а то смотрю, совсем от рук отбился, шалопай. Или женился бы уже, что ли?

-   Моя невеста ещё не родилась.

-   Да нужен ты ей будешь, когда родится... Она и помоложе себе найдёт. Пример бы брал с нашего соседа. Он всего на пару лет старше тебя, а полюбуйся, какой домовитый! Всё в семью тащит, всё дом обустраивает, а тебя ничего не привлекает, тебе и море по колено.

-   Ну извини, машинами воровать вы меня не научили. Чего же всю жизнь убеждали, будто красть - это плохо.

-   Я и сейчас придерживаюсь того же мнения, но иногда бывают исключения. Всегда так велось, где человек задействован, оттуда и несёт потихоньку. Небось, не обедняет твой хозяин, который три шкуры с людей дерёт. Ты год целый пашешь на фермера и хоть бы сумку зерна принёс, не говоря о куске мяса. А мы бы с матерью с десяток цыплят купили, а то и утят. Когда ты уже повзрослеешь? Всё по ресторанам блудишь со своими дружками, деньги там спускаете по полной получке да разве это правильно?

-   Батя, я разве не даю вам на расходы?

-   Да не об этом речь. Деньги не пропивать надо, сын, а собирать. Копейка к копейке каждый месяц, а там, пока жениться, глядишь, и на стройматериалы уже накопил. Двор у нас большущий, тут ещё два дома поместится, поэтому прошу тебя, подумай над моими словами.

-   Обязательно подумаю, батя, а сейчас я спешу, только не в обиду.

Разговор с отцом немного подпортил настроение. Сашка согласен с доводами родителя, он и сам об этом размышлял, но всё что-то мешало начать новую жизнь, а надуманные идеи всё отодвигались: из одного года в следующий год. А теперь вот надо разобраться с появлением неизвестной личности возле склепа Волынкиных. Личность-то, как раз известная, и Сашка ни на грамм не сомневался в своих догадках. Тоха прав, есть люди похожие и даже очень, но если кто-то и решил заработать на сходстве с именитым купцом и для этой цели пошил старинные одежды, то почему он не днём разгуливает по погосту, а ночью, ну кто в тёмное время суток оценит его мастерство?

"Нет, тут что-то определённо не так." - и в чём секрет видения самого купца, Сашка посчитал нужным самолично во всём разобраться.