Авиация во второй мировой войне

Семён Гильман
ЛОМЫ И ВИЛЫ ДЛЯ ПОБЕДЫ
АВИАЦИЯ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

В начале Второй мировой войны в битве за Британию у англичан было больше самолётов, чем у немцев. Англия больше их и производила. В 1940 г. Германия произвела 1870 истребителей, Англия — 4283. На 1 сентября 1939 Люфтваффе имели 438 годных самолётов, а 1 октября только — 275 истребителя. 28 сентября Королевские ВВС имели 732 годных истребителя. С 10 июля до 31октября 1941 года англичане потеряли 915 самолётов, немцы — 1733.

Сборка истребителей

С началом  американо-японской войны Соединённые Штаты значительно превосходили японцев, как в производстве, так и в качестве самолётов и в соотношении потерь. В 1941 г. Япония произвела 5000 самолётов. Это составило только 26 % от американского производства. В 1944 г. японское производство составило 28 тысяч самолётов, что составило только 30 % от американского. В 1943 г. соотношение японских и американских самолётов на театре военных действий было 3200 против 3537; в 1944 г. оно составило 4050 против 11442; в январе 1945 г. 4600 против 17976; в июле 1945 г. 4100 против 21908. У японцев уже не было горючего и на каждый вылет требовалось специальное разрешение командования.

Потери японской авиации в войне составили 17760 в армии и 20345 во флоте. Американцы потеряли суммарно — 8700 самолётов. Авиационная мощь Англии и, особенно США была столь огромна, что можно только удивляться возможностям их авиационной промышленности. Производство такого огромного количества самолётов стало возможным, в частности, благодаря чрезвычайно развитой автомобильной промышленности и общего машино и станкостроения , и переводу некоторого количества автомобильных и моторостроительных заводов на производство авиационной техники. Это позволило им не только бомбить Германию и немецкие войска на всех западных, северных и южных фронтах,но и оказывать помощь самолётами разного класса Красной армии.
 
Американские истребители

Советская авиация к началу войны в разы превосходила немецкую. В пограничных округах имелось 10743 самолёта, всего армия имела 24488, из которых исправных было 21030. На восточной границе у немцев и их союзников имелось всего 4846 самолётов. Количество и мощность авиационных заводов CCCР также была огромной. Но ввиду общей потери управления войсками, значительная часть техники, горючее и боеснабжение были брошены. Частично достались немцам, частично-уничтожены. Началась учёба на крови и потерях самолётов и лётчиков. Советская бомбардировочная авиация из-за плохой организации боевой деятельности, использования без сопровождения истребителей, понесла большие потери. Истребители также несли большие потери, что вызвало ухудшение боевого духа, малодушие лётчиков. В сентябре 1942 г. Нарком обороны И.В.Сталин подписал приказ по истребительной авиации и строго предупредил лётчиков, о репрессиях за увиливание от схваток с немецкими лётчиками. Страна непрерывно наращивала производство самолётов и компенсировала большие потери техники..

Американская промышленность столкнулась с нехваткой алюминия для авиастроения. Она ведь поставляла большое количество алюминия Советскому Союзу по Ленд-Лизу и при огромных масштабах производства США расходовали до 80 % всего алюминия для производства самолётов. Германия удовлетворяла потребность в алюминии только на 45 % в 1939 г. и 60 % в 1944 г. К тому же германская промышленность тратила на производство одного самолёта где-то в 2.5 раза больше алюминия, чем англичане.

Производство самолётов во время войны составило в США 5856— в 1939 г. и максимум 96318 в 1944 г. В СССР— соответственно 10382 и максимум 40300 в 1944 г. В Англии 7940 в 1939 г. и максимум 26461 в 1944 г. Германия — 8295 и максимум 39807 в 1944 г. Италия — 1800 и максимум 2400 в 1941 и в 1942 г.

А дальше работали общие законы экономики. Немецкая авиация испытывала постоянный дефицит горючего, нехватку запасных двигателей, промышленность не имела достаточного количества рабочей силы. Заводы подвергались бомбардировкам авиацией союзников. Технический персонал периодически переводился в пехоту.
В день «Д» — 6 июня 1944 г. на советском фронте немцы имели всего 550 самолётов, из которых боеспособных было — 282, на Западном фронте (Франция, Бельгия, Голландия) — 288, из которых годных — 156. Всего у немцев было 5 фронтов и общее количество самолётов составляло 1188 и годных — 636.

Через 16 дней после высадки союзников в Нормандии у немцев осталось: на Советском фронте 441 всего и 294 годных самолёта или 30.56 % всей немецкой авиации. На Западном фронте соответственно — 704 и 467 годных и всего 1483 и годных 962. За эти 16 дней немцы потеряли 44 % своей авиации, имевшейся в Нормандии перед десантом союзников. Вот со второй половины 1943 г. и до конца войны Советская авиация, получив полное численное преимущество, стала проявлять  свои лучшие качества.

Всегда люблю смотреть футбольныые матчи между сильной и слабой командами или бои неравных по силе боксёров. В неравенстве сторон очень выгодно смотрится сильная команда. Так было и во время войны. 1943 год был годом перелома в войне. Получив численное и материальное превосходство над немцами, Красная армия и её военноначальники почувствовали себя уверенно и вдруг заблистали талантами и последовали успешные масштабные операции.

Семён Гильман