Бизнес-модели будущего

Юрий Пахомов
Бизнес-модель будущего
(эскиз одного из возможных вариантов бизнес-модели)

 Осмысливая специфику бизнесов ТРИПСТЕР и БУКМЕЙТ, я вижу у них нечто общее, что можно возвести в принцип, а затем экстраполировать и развить до перспективной бизнес-модели («компания 21 века»). Что утверждают идеологи обеих бизнесов? «Мы не просто агрегаторы: наша ценность в том, что мы оказываем экспертно-рекомендательные услуги!» Думаю, в развитом виде такие услуги могли бы приобрести образовательный и даже «воспитательный», личностно-развивающий характер. Во всяком случае, бизнес такого типа должен активно заниматься накоплением знаний по своей экспертной области, источниками которых являются их клиентская база, собственные исследования, рефлексия опыта своей работы и анализ Больших данных. Вместе с тем, им необходимо строить онтологию, целостную картину предмета и сферы своей экспертизы.
Следующий уровень за « знаниевым» – ценностный. Помощь клиентам в ценностном самоопределении и взаимоопределении, в артикулировании такого самоопределения, в задании соответствующего пространства. Это – один из возможных типов «компании 21 века».
 Что это может означать, скажем, применительно к развитию рекрутингового агенства (назовем его «Проект Центра профориентации и кадрового обеспечения»)? Это означает, что наряду с потоками резюме с одной стороны и ТЗ с другой, которые являются просто осколками миров, в которых живут и действуют их клиенты – должна появиться целостная картина реальности, в которой эти осколки занимают вполне понятное, с четкими координатами, место. Это должно на порядок повысить эффективность и точность («точечность») подбора, уровень его осмысленности и надежности. Что же касается уровня проникновения в ценности, то здесь два разворота. С одной стороны, стимулирование самоопределения (коучинг) работодателя, помощь ему в артикулировании собственных ценностных оснований и образа желаемой корпоративной культуры. С другой – стимулирование ценностного самоопределения соискателя и помощь ему в построение ТЗ на идеальное «рабочее место самореализации». Возможно проведение совместных энергетически и смыслово насыщенных групповых мероприятий с участием работодателей и соискателей.
 Как должна выглядеть площадка («проблемный семинар») для обсуждения и развития идей такого типа? Возможен следующий позиционный расклад:
 a. Затравщик – формулирует тему/проблему, задает рамки. Возможный кандидат на эту роль – я сам.
 b. Философ бизнеса, работающий с глобальными картинами «возможных бизнес-миров» - как минимум одна кандидатура на эту роль имеется.
 c. Сильно рефлектирующие бизнесмены – кандидатура имеется
 d. Умеренно рефлектирующие бизнесмены – те же ТРИПСТЕР, БУКМЕЙТ и др.
 e. Начинающие стартапы, ищущие ориентиры в осваиваемой ими бизнес-реальности
 f. Бизнес-ветераны первого поколения, ищущие возможность переформатировать себя и бизнес под реалии 21 века.