Раннее туманное утро

Анна Милушкина
   Раннее туманное утро. Во двор из курятника с шумом вылетел петух и с разбегу взмахнул на забор. Набрав воздуху, распушив хвост, заорал на всю округу:"Ку-ка-ре-ку!" Ему тут же отозвались другие горланы. Вслед залаяли собаки, зашевелился скот в загонах: подходило время выгона их в деревенское стадо.
   Потянулись вскоре и первые хозяева с вицами в руках, погоняющие своих Красавок, Черемушек, Ягодок на места общего сбора, откуда или нанятый на теплый сезон пастух, или дежурная по выпасу семья погонит все стадо  в луга.
   Трава, влажная от росы, мочила летнюю обувь, приятно холодила при  уже начинающем пригревать июньском солнышке.
   Немного погодя местный пастух колхозного табуна Савелий тоже медленно проехал верхом на лошади в сторону реки Исети, где паслись на другом берегу стреноженные  кони, почти по пояс утонувшие в еще не рассевшемся тумане.
   Федора, подмешав квашенку, подошла к окну, что выходило на улицу, негромко проговорила: "По Савке можно часы проверять!" и, подняв опустившуюся до полу гирю, пустила маятник, подвела стрелки ходиков с медведями на поваленной сосне.
   Ее дочь Катерина, осторожно раскрыв одеяло (рядом валетиком спала ее тринадцатилетняя дочка Нюська),  спустила ноги на пол, слегка потянулась, но тут же приглушенно ойкнула: схватила судорога мякоти обеих ног. Федора, ее мать, подошла и несколько раз ткнула в мякоть вязальной иглой, воткнутой в недовязанный носок. Судороги прошли, и Катерина, сходив во двор, а потом умывшись, снова взялась за вязание: не любила она оставлять надолго незаконченную вещь.
   Федора решила стряпать пироги с черемухой, которая была намолота еще с вечера и стояла в банке под столом рядом с отверстием для кошек: там было прохладней, холодильника тогда у семьи не было, держали все баночки с припасами под полом.
   Катерина не удержалась, взяла ложку и попробовала засахаренную начинку, смакуя ее, держа во рту и не сразу проглатывая. Ее мать слегка хохотнула:"Ну точно ребенок, а еще Нюрку ругашь, когда та чуть ли не по локоть умажется повидлом!"
Дочь ничего не ответила, заплескалась у рукомойника, вытерев лицо и руки вышитым ею полотенцем.
   Вообще в комнате и на кухне было много ею вышитых в ручную или на машине, связанных крючком  изделий: занавески на окнах, к божнице, скатерка на столе, кружева к кровати, к простыням,  накидушки на подушки, салфетки поверх покрывала, полотенца и прочее...
   Дочка Катерины Нюська  пришла с вечера без задних ног, набегавшись с ребятишками своего края по всем улицам села, поэтому спала беспробудно, но давала такого храпака, что мать, за ночь несколько раз ткнув ее,  заставляя перевернуться на другой бок.
   Вновь во дворе запели петухи и залаяли собаки: это прогнали улицей стадо овечек и телят к Исети, опоздавших к месту сбора скота.
   Катерина довязала носок, смерила длину подошвы с ранее связанным, осталась довольна: тютелька в тютельку. Отложив вязание, решила помочь матери, которая уже раскатала сочни, осталось только положить начинку и защипнуть края. Вдвоем управились быстро. Нагрев плитку, затем сковородку, Федора начала их печь-жарить на комбижире. Вскоре запахло пирогами.
   Нюська несколько раз приподнимала голову с закрытыми глазами, втягивая носом манящий с кухни запах,  но сон одолевал, и голова девчушки снова падала на подушку,  и снова раздавался храп с присвистом. Ее мать и бабушка негромко посмеивались, запивая пироги молоком,  оставлявшим на губах сметанный след...
18.06.2016
17:37