Пора запретить ЕГЭ в России

Виталий Овчинников
 Да, пора отменить, пока  еще не поздно, пока еще  Россия не превратилась в страну необразованных «дебилов».

В том, что «попугайничье»  и «обезъяничье» перед западом является особой  чертой Российского интеллигента, известно давно. Еще с 18-го века., когда мысли о том, что все западное лучше Российского, нашему дворянству  внушали  еще с младенческих лет.  И подобным,  прозападно настроенным  образом мышления,   особенно славится наша интеллигенция. Еще не успев родиться, их дети уже слышат о прелестях западного образа жизни и необходимости нашего немедленного вступлении в лоно Европы. Не важно на каких условиях, но лишь бы вступить и отвязаться наконец-то от  этого самого,  противного их утонченным душам,  мужицкого  русского духа.

Поэтому, точка зрения том, что у России «особый путь» развития,  для наших граждан России с точки зрения нынешних интеллигентов,  является «табу» и отвергается в любом ее виде.  Хотя, если призадуматься, то Россия, соединяя географически и культурно Запад и Восток, действительно не можем себя отнести ни  к европейцам, ни   к азиатам.  Не получится. Поэтому, как ни крути, как ни изворачивайся, но сейчас  надо вести речь об особом пути России, а не о встраивании ее в структуру существующих европейских государств.

Но вот что интересно: когда речь идет об областях педагогических  наук, то здесь определенности куда больше и никаким «особым путем» стращать никого не приходится. Там все яснее ясного,  и что хорошо на западе, то будет хорошо и у нас.  Вот например тестовая система образования, положенная в основу пресловутого ЕГЭ — это чисто американское изобретение. Причем, оказывается, совсем некачественное. Привычка тянуть из-за кордона всякую  дрянь сыграла  у нас дурную, если не сказать, что преступную,  штуку…

Преподаватели Кембриджского университета провели среди своих студентов любопытное исследование, пытаясь понять, насколько между собой взаимосвязано вступительное тестирование и общий интеллектуальный уровень учащихся. Нелестные результаты оного опубликовало влиятельное издание «Telegraph».

 «В течение многих лет детей отучали нестандартно мыслить и выражать собственные идеи. В сочинениях необходимо приводить аргументы только в определенном порядке и заранее указанном количестве, писать по готовым шаблонам – это притупляет способность учеников думать посвоему», – приводит газета слова профессоров истории колледжа святого Иоанна в Кэмбридже Роберт Томбс и Дэвид Абулафия. Последний также отметил, что нынешние студенты-отличники  позволяют себе допускать столь стыдные ошибки, которые раньше не встречались и у слабых учеников. Деградация налицо… Как «налицо» и оправдание: «Если студенты нацелены на определенный результат, им просто незачем думать», – посетовал профессор.

Издание обратилось к сторонним экспертам и получило лишь подтверждение апокалипсической картины «тестового» образования. «Детям просто дают необходимые для зачетов или экзаменов факты, без всякого контекста,  без связи друг с другом , дают тот минимум, который им нужен для получения оценки», — отметил советник правительства и бывший директор Лондонской ораторской школы Джон Макинтош. Такая тактика, подтверждает британская профессура, дает свои плоды. «Даже в  Кембридже студенты филологи  не знают, как писать эссе», – отмечают в один голос профессора элитного учебного заведения. Сами тесты такие «интеллектуалы» проходят при этом без ошибок. Но такие успехи, видимо, не слишком вдохновляют преподавателей, прошедших «огонь, воду и медные труды» традиционных экзаменов…


Президент Академии творческой педагогики, председатель Совета директоров школ России, доктор педагогических наук, профессор Яков Турбовской не нашел выводы профессоров Кембриджа неожиданными:

— У нас не только нет пророков в своем отечестве, но и управленцев, ответственных управленцев, ведь все это же мы знали и без американских газет. Когда мы это начинали — на Западе уже все было ясно с этой системой, там уже все понимали, что она стоит. Когда появился наш спутник 40 с лишним лет тому назад, в США появилась книжка «Что знает русский Ваня и чего не знает американский Джонни». Уже тогда было понятно, что эта тестовая система просто убивает интеллект человека. Ведь что такое интеллект? Это же «мышца» мозга. И если она не напрягается, то и мозг не развивается. Как можно обходится без родной речи, без аргументаций, без полета мысли? Без этого не может происходить развития интеллекта — это просто невозможно.

Поэтому первое, что надо сделать — надо жестко осудить людей, управляющих системой образования и допустивших, поощривших внедрение системы ЕГЭ в российских школах. Они все знали, они не могли не знать о негативных последствиях введения тестирования как итоговой аттестации. И ЕГЭ в России превратилась из узко образовательной проблемы в социальную и политическую. На дыбы было поднято все общество. Мы платим миллиарды людей на содержание системы, которая, по сути, является издевательством над образованием и которая ничего в реальности не показывает. И в этом весь ужас, потому что для ВУЗа нужны совершенно другие знания. Другой уровень подготовленности.

Так что мы должны жестко и однозначно обсудить проведение жестких модернизационных реформ в образовании. Они не могут проводиться келейно, ведомственно, без привлечения экспертов, без прислушивания к голосу специалистов. И если мы этого не сделаем — ничего не сделаем. Будем и далее вечно «спускать на тормозах» проблемы, а это бессмысленно, это непродуктивно, этого не надо делать. Надо честно отнестись ко всем проблемам, которые влечет за собой ЕГЭ, нужно пересмотреть саму систему.

Проблема заключается именно в том, чтобы мы не просто отказались в один день от ЕГЭ и сделали бы все, чтобы завтра никакого ЕГЭ не было. Ведь существует огромная армия лоббистов, подготовленные учебники, тестовые упражнения… И если просто жестко ломать, то мы встретим жесткое сопротивление. Ну, хорошо, нельзя завтра проснуться и запретить ЕГЭ одним росчерком пера по всей стране — но введите возможность выбора. Кто хочет — пусть сдает ЕГЭ, остальные — стандартные экзамены.

Надо сориентировать наше образование на то, чтобы учащиеся владели русским языком — не как учебным предметом, а как родным языком. Ведь то, как преподается русский язык в школе — это преступление! Нужно влюбить детей в русский язык, это же не дело, когда ребенок получает «неуд» по родному языку! А без русского языка не может быть ничего — ни химии, ни математики, ни географии.

Уровень знаний родного языка русскими школьниками столь низкий, что директора порой на полном серьезе предлагают — «давайте будем тогда уже преподавать язык по методике «русский язык как иностранный». Нужно системное понимание, одними запретами ничего не добиться. Нужно наконец-то понять, что мы натворили и принять деликатные меры по выходу из этого положения. Все возвращать на круги своя, пусть на другом уровне. Выходить из этой ситуации нужно, опираясь на достижения педагогики, которые есть и были, на критику, которая есть и была и на тот опыт, который сохранился в ряде крупных школ вопреки тому, что нам навязывали на протяжении многих лет.

Нужно понять: образование — это государственное дело или сфера услуг? В первом случае действуют одни рецепты, если сфера услуг — вторые. Нужна определенность: если государство признает образование сферой услуг — тогда ему логично вообще уйти из школы и никак на нее не влиять. Разве государство вмешивается в дела парикмахерской?  Дело не в том. Что изменится, если поменять того или иного министра образования?  Ничего! Поэтому нужно перестать рассматривать образование, как сферу услуг.

У нас же образование вариативное. Есть обычные школы, есть кадетские училища, есть гимназии с углубленным изучением дисциплин. Игнорирование этих истин приводит к тому, что мы зазываем в «Сколково» иностранных специалистов, причем, подчас не зная того, что  они ранее работали в России и уехали  в «зарубеж»  на элементарные заработки.  Сколько нашим властям  можно  вести себя как малым детям, которым в руки попало оружие? Нужно ведь отвечать за последствия. А нынешняя власть в России этого не умеет!

Источник: статьи об образовании в интернете