Наилучшие пожелания

Валентина Телухова
Тамара Павловна вышла на пенсию. Она почти сорок лет проработала в школе. Как приехала в поселок по распределению по окончании института, так и осталась в нем на всю свою жизнь. Она преподавала математику в старших классах. За свой безупречный труд она была награждена знаком "Отличник народного просвещения", но дороже этой награды была для неё любовь её учеников. При встрече с ней они так улыбались приветливо, так ласково с ней здоровались, что на душе у неё становилось теплей.

Пожилая учительница жила одна в большом и пустом доме. Она рано овдовела, а дети разъехались по свету. Старший сын уже был в чине майора и служил на Камчатке. Обе дочери стали врачами и жили в областном центре. Внуки гостили все лето, но к началу учебного года родители забирали их домой.

Работа была для неё праздником. Она свое дело знала и очень любила. Очень. И резкий звук школьного звонка её не раздражал, а был желанной музыкой. Он звал на урок. А там, на уроке, эти детские глаза, эта радость познания, это радость общения.

- У нас не принято так себя вести на уроке, - говорила она шалунам. И они притихали. 

- Некогда мне делать тебе замечания. Нужно столько всего успеть сделать за урок! Мы - временем дорожим. Правда же, ребята?

И дружный гул голосов был ей подмогой.

- Я не хочу тебя огорчать тройкой. Тройка - не твоя оценка. Ты постарайся. Я спрошу тебя завтра. Ты ответишь лучше, вот тогда и выставлю оценку в журнал.

Много лет подряд Тамара Павловна приходила в школу на сорок минут раньше. Она проводила утренние дополнительные занятия. И все знали, что на работу она приходит первой, что включает зимой свет в классе и садится к своему рабочему столу. А вокруг него уже стоят стулья. И если кто-то не справился с домашним заданием, то он мог прийти в школу пораньше и получить консультацию. А некоторые приходили за дополнительными заданиями и решали примеры и задачи повышенной сложности. Это поощрялось высокими оценками. Что и говорить, что такой труд давал прекрасные результаты. Неуспевающих учеников в её классах не было.

В кабинете математики был стенд, на котором учительница помещала портреты тех учеников, которые увлекались её предметом. "Лучшие математики школы" - так он был подписан. И красовались Вани и Пети, Оли и Тани, Коли и Вани на этом стенде. А после того, как они заканчивали школу, их фотографии перемещались в большой альбом. Листая его, можно было увидеть фотографии тридцатилетней давности. И новые ученики часто находили в альбоме фотографии своих родителей.

Тамара Павловна тяжело переживала свой уход из школы. Её проводили торжественно. Она связала в большую стопку свои книги, чтобы забрать их с собой, но потом подарила их новой молодой учительнице. Они ей теперь были ни к чему. Она хотела забрать с собой альбомы, но их она оставила в школьном музее. Так что уходила она налегке. А потом все придумывала причины, чтобы заглянуть в школу. То ей нужны были какие-то документы, то - характеристика с последнего места работы в ветеранскую организацию. И вот настал печальный день. Причины зайти в школу больше не было. Она уходила, зная, что никакого дела для неё здесь нет. Теперь она может быть только гостьей. И она осознала это, как горькую неизбежность. И когда спустилась с крыльца школы, вдруг оглянулась на двухэтажное просторное здание с большими окнами и громко и горько заплакала.

Но школа не оставила свою учительницу без внимания и заботы. Пятому классу поручили шефствовать над учительницей пенсионеркой. И шустрые пятиклассники помогли ей и грядки вскопать весной, и огород почистить, иногда они ходили ей в магазин за хлебом, а иногда запросто приходили в гости - послушать разговоры про прежние времена. Тамара Павловна дома занималась с отстающими. А из очень запущенного ученика сделала отличника.

- Какой грех, - говорила она, - в прежней школе не смогли научить такого умного мальчика. Ну и что, что подвижный? На то он и ребенок. А что, они должны быть застывшими мумиями?

Мальчик приехал с родителями-переселенцами в поселок недавно.

- Из цивилизованных мест, а такие пробелы в знаниях!

Уже через полгода упорных занятий с ребенком, который по счастливой случайности оказался соседом Тамары Павловны, мальчик так увлекся математикой, что стал победителем школьной олимпиады.

В сентябре учительница побывала на первой школьной линейке. Шефствующий класс стал шестым. Ребятишки подросли и повзрослели за лето.

Приближался еще один праздник - День учителя. За несколько лет, что учительница провела на пенсии, её то поздравляли шумно, то забывали о ней совсем. Иногда её приглашали на праздник в школу, иногда - нет. Все зависело от учителей, которые отвечали за проведение праздника. Когда забывали - было горько.

Шефствующие школьники одни не пропускали ни один праздник. Самодельные детские открытки лежали на книжной полке стопочкой. Тамара Павловна очень ими дорожила. И был у неё один ученик, который уже много лет преподавал математику в ВУЗе в далеком Владивостоке, но он всегда звонил ей именно в День учителя и поздравлял её ликующим голосом.

- Фундамент всей моей жизни! Основа основ! Дорогая, уважаемая и навеки любимая Тамара Павловна! Я кланяюсь Вам низко за Ваше подвижничество!

Правда, он говорил ей, что она закопала свой талант в землю, и что она была птицей высокого полета. Но ограничила себя стенами одной поселковой школы.

Тамара Павловна была с ним категорически не согласна. Умный человек везде на месте.

Дом учительница убрала особенно празднично. Большой круглый стол она накрыла белой вышитой скатертью. Расставила на нем великолепный чайный сервиз. Хрустальные вазочки только и ждали минуты, чтобы наполниться конфетами и печеньем к чаю. Музыкальный центр был опробован. Музыка полилась тихо и радостно. "Белой акации гроздья душистые ночь напролет нас сводили с ума". Пела Людмила Сенченко.

Утром гости не приходят. А звонков телефонных нет, потому что в поселке убрали стационарную связь. Все перешли на мобильную.

Вот и ходила пожилая женщина из комнаты в комнату и все чего-то ждала. Прислушивалась. Было тихо. Пес не лаял во дворе, шаги не раздавались. Машины под окнами проезжали мимо и мимо. Звонили дочери, сын, внуки, одноклассники. А она все ждала и ждала телефонного звонка из школы.

Уже вечерело. Время в ожидании радости тянулось медленно.

Вдруг тявкнул Тимка во дворе. Но без всякого зла. Радостно. По двору шел кто-то знакомый.

В дверь постучали, и, не дожидаясь приглашения, в прихожую вошли сразу пять человек ребятишек. Девочки из шефствующего класса. Нарядные, красивые, сияющие.

- Поздравляем с Днем учителя!

И вот уже в руках огромный букет из махровых астр. А Лена протягивает ветки мимозы. И Юля - великолепные алые розы.

- Ах! Какие вы молодцы. Спасибо.

Учительница наклонилась к детям и обняла их всех сразу. По матерински пригорнула к себе.

- К столу. Гостей с утра жду.

А гости пришли не с пустыми руками. Девочки принесли большой круглый торт.
Какая приятная компания уселась за праздничный стол. С кем еще учительнице будет так хорошо и радостно общаться в свой праздничный день? Компания взрослых людей ни в какое сравнение не идет с детской компанией. Искреннее сияние глаз, искренний свет доброты, искренние пожелания от всего детского сердца.

Девочки ели торт, пили чай, рассказывали про школьные дела, даже спели частушки, которые исполняли на смотре частушечном в школе.

  В школе - конкурс красоты.
  Победить хотела ты.
  Над прической час трудилась,
  Ну а Леночка умылась,
  В косу ленту заплела,
  В победители вошла!

  В нашем классе на уроке
  Тараторят без конца,
  Как сороки-белобоки
  Два прекрасных молодца.

  Цок - цок, каблучок,
  Оторвется скоро.
  Звание Толя получил
  Лучшего танцора.

Девочки расслабились, но Таня ни на минуту не забывала о том, что они к Тамаре Павловне пришли не просто чаи распивать, а поздравлять её с Днем учителя. Вот она и старалась изо всех своих сил. Она непрерывно говорила о том, что желает Тамаре Павловне и здоровья, и нежданной радости, и денег побольше, и успехов в жизни, и урожая хорошего, и теплой зимы, и радости от детей и внуков, и уважения от окружающих. Видно было, что девочка к этой встрече готовилась. Пожелания у неё были записаны на бумажке. Тамара Павловна слушала, улыбалась и благодарила.

Два часа пролетели незаметно совсем. Все было съедено без остатка. И торт, и конфеты, и печенье, и яблоки кончились. Девочки стали собираться домой.

Тамара Павловна пошла проводить таких приятных и доброжелательных гостей до калитки. Ну как могла Таня не пожелать что-нибудь особенное на дорожку. Она округляла свои прекрасные голубые глаза, смотрела на небо, как будто оттуда ждала подсказки, морщила лоб, но ничего больше в её светлую голову не приходило.

- Желаю Вам, чтобы Вы непрерывно хохотали! Скажите, девочки!

И девочки согласно закивали и посмотрели на Таню одобрительно. Как же они сами не додумались до такого пожелания?

Тамара Павловна постояла у калитки, посмотрела своим гостям вслед, и только тогда, когда расстояние между ними стало значительным, потихоньку произнесла:

- От непрерывного хохота я, пожалуй, воздержусь. А вот все остальные пожелания пусть сбудутся!