Рождение большого вальса

Ирина Садовская
 
        В городском парке Вены, сверкая под яркими лучами солнца, стоит памятник Иоганну Штраусу.  А ведь было время, когда за место под солнцем, королю вальсов, приходилось отчаянно сражаться, и  ни с кем-нибудь, а с собственным отцом…
    Иоганн Штраус старший категорически отказывался помогать музыкальной карьере сына. Между ними шла настоящая музыкальная война. Полновластным хозяином в Вене, вплоть до самой смерти был Штраус старший. Сыну оставалось лишь играть на окраинах и задворках Вены. Впоследствии, два других сына Штрауса - Йозеф и Эдуард, также пошли по стопам отца и стали выдающимися музыкантами, опять-таки, вопреки, желанию отца. Удивительная это была семья -  сразу четыре музыканта! Явление редкое, если не сказать, необычайное, и потому  об этом стоит рассказать подробнее.
     Австрийцы всегда любили повеселиться, и  потому в трактирах, куда они заглядывали после работы, непременно должна была звучать музыка, в основном - австрийские народные песни и танцы. В таких небольших кабачках и трактирах, и начал свою музыкальную карьеру Штраус отец, сочиняя на ходу простенькие мотивчики, которые деревенским танцорам пришлись по душе. Постепенно его музыка приобрела поэтичность и утонченность, из деревенских трактиров она  перебралась в городские сады и парки, затем в концертные залы, в аристократические салоны и, наконец,  зазвучала в императорском дворце. Благодаря своим вальсам Штраус сделал головокружительную карьеру! Шутка ли сказать, никому не известный бедный музыкант, сын трактирщика стал кумиром венской публики.       
     Через некоторое время о нем узнали и за пределами Вены; со своим  оркестром он с триумфом разъезжал по всей Европе. Его необычайному успеху способствовало прекрасное сочетание в нём таланта музыканта и администратора. Ну и, конечно же -  неизменный успех у представительниц слабого пола.  Женщины, женщины, женщины – вот ради кого он всегда стремился на вершину славы; только они были для него  источником вдохновения! Глядя на энергичного, красивого музыканта,  виртуозно дирижирующего оркестром, поклонницы, одна за другой, теряли  голову, и  Штраус  без устали крутил с ними романы, хотя, ко времени своей популярности уже  был человеком семейным. Но репутация ловеласа нисколько  его не смущала,  тем  более, что это подогревало интерес к его музыке.
      Когда в семье  родился первенец, Штраус организовал свой собственный оркестр. В это время популярность его уже достигла апогея, и от бесчисленных поклонниц  не было отбою. Но была семья, и о ней приходилось помнить. Однако в семье Штраус был совершенно другим человеком. Деспотичный, нетерпимый, не знающий жалости к своим близким, превративший их  жизнь в сущий  кошмар.
   Его жена, Анна Штраус, чуткая, кроткая женщина, ради семьи и детей, закрывала глаза на любовные похождения мужа, но его роман с 19-летней модисткой, Эмилией Трампбуш, дочерью военного врача, стал последней каплей. Узнав, что спустя всего два месяца, после того, как родился сын Эдуард, у любовницы мужа родилась дочь, Анна была в шоке. Эти муки и переживания растянулись на долгие годы, пока Штраус жил на два дома. Теперь дети попеременно рождались то в одной, то в другой семье. У Эмилии было шестеро детей, а  у Анны – пятеро ( кроме сыновей у неё были ещё две дочери). В итоге, у Штрауса, от двух браков, было одиннадцать детей. Хлопоты о двух семьях король вальсов  ухитрялся совмещать с сочинением музыки, бесчисленными концертами и гастролями, но всю свою любовь  он перенес в новую семью. И вот что удивительно - именно  его сыновья от Анны унаследовали незаурядные музыкальные способности, и, хотя бы в этом, справедливость была восстановлена.
     У старшего сына, которого, как и отца звали Иоганн, любовь к  музыке проявилась с раннего детства. Уже в шесть лет он  написал свой  первый вальс, но отца его музыкальные способности  почему-то страшно раздражали. Скрепя сердце, он дал согласие на обучение Иоганна игре на фортепьяно, но категорически восстал против уроков музыки на скрипке, которую сын обожал. Эту непонятную ревность музыки к сыну можно объяснить лишь одним – он раньше других понял, насколько талантлив Иоганн, и не хотел иметь в его лице соперника.   
   Чтобы отбить у Иоганна любовь к музыке, отец решил пристроить его к банковскому делу, но из этого ничего не получилось. Более того, Шани, как его звали в семье, уговорил одного из лучших скрипачей из оркестра  отца, Франца Амона, давать ему уроки игры на скрипке, а оплачивал их, обучая, на  фортепьяно,  своего соседа, сына портного. Но, в один прекрасный день тайна раскрылась. Случилось это так. Чтобы выработать элегантную позу, учитель посоветовал мальчику репетировать перед зеркалом, и, однажды, Шани настолько увлекся, что не заметил, как в комнату вошел отец. Увидев Иоганна, в праздничном костюме, который, стоя перед зеркалом, играл  на скрипке,  в точности копируя его манеры,  Штраус старший пришёл в бешенство. Он вырвал  у него  из рук скрипку и запер в сундук, запретив даже мечтать о ней.
    Но сломить дух  Иоганна было не так-то просто, он свято верил, что станет великим музыкантом, а вместе с ним в это верила и Анна.  С огромным  трудом скопив денег, она купила ему новую скрипку, с которой Иоганн  теперь уже не расставался.
  Между тем отец окончательно оставил семью и ушел к молодой жене. Для Анны наступило тяжёлое время; она с трудом сводила концы с концами. Главой семьи теперь стал Иоганн младший, и обязанность содержания семьи полностью легла на его плечи. И не смотря на то, что карьера музыканта не могла решить их финансовые проблемы, он твердо решил посвятить свою жизнь музыке. Анна полностью его поддерживала и приложила все силы, чтобы Иоганн получил достойное образование. Игре на скрипке он учился у знаменитого репетитора венского оперного театра Кельмана, а композиции - у преподавателя консерватории Гофмада. Когда настал момент выбора профессии, молодой Штраус, представив рекомендации, заявил в венский магистрат, что намерен стать дирижером. В то время он был еще несовершеннолетним, и отец мог  не дать своего согласия на его обучение, поэтому Анна возбудила дело о разводе. Но совет магистрата решил не запрашивать мнение  Штрауса-отца и, таким образом,  Иоганн получил право "зарабатывать на жизнь дирижированием".
   Разрыв между родителями Иоганн всегда воспринимал, как самое большое несчастье в свой жизни, но не мог не восхищаться отцом, как музыкантом, он всегда оставался для него кумиром. И всё же  Иоганн твердо решил  отомстить  отцу за все мучения матери и поклялся,  что станет лучшим музыкантом, чем отец и превзойдет его.
  Упрямства Иоганну Штраусу младшему было не занимать. И вот в 19 лет он решает, что, наконец, пришло время, когда он должен сразиться с отцом. Иоганн создает собственный оркестр и назначает место и время, где должен состояться дебют. Отец, узнав об этом, пришел в ярость. Какая наглость! Этот щенок не понимает, что бросает вызов не просто отцу? Он его бросает знаменитому музыканту, в зените славы! Он подвергает сомнению талант отца? Или, прикрываясь именем Штрауса, хочет добиться собственного успеха? Ну, хорошо же, посмотрим, кто в Вене главный музыкант. Его выступление, которое состоится в казино Доммайера, станет  первым и последним. Отец велел своему лучшему другу Карлу Хиршу, нанять группу клакеров и сорвать дебют.
   Наступил этот исторический день 15 октября 1844 года. Концерт молодого Штрауса был назначен на 6 часов вечера, но уже к 4-м часам  у казино Доммайера стали собираться первые зрители. Билеты распродали  заранее, благодаря хорошо организованной рекламе, и к началу представления зал был битком набит людьми. Все прекрасно понимали, что  сегодня здесь должно произойти что-то необыкновенное. Одни не верили в успех сына Штрауса, другие  жаждали чуда и хотели быть свидетелями рождения новой звезды. Третьи – нанятая свора молодчиков, которые должны были сорвать дебют молодого Штрауса.
   И вот начало. К дирижерскому пульту выходит молодой человек, очень бледный и смущенный. Он взмахивает дирижерской палочкой и, одновременно с оркестром, раздается взрыв гогота и свист клакеров. Музыканты,  продолжают играть, хотя нервы у них, конечно же, на пределе. О, это была горячая схватка! Такт за тактом, божественная музыка юного маэстро постепенно отвоевывала пространство, вынужденная заявить о себе столь скандальным образом. Зрители, даже те, которые вначале были настроены скептически, теперь, стремясь помочь молодому Штраусу, аплодисментами поддерживали музыкантов. Клакеры потонули в море оваций! Сколько же шума наделал этот концерт, какую выдержку и характер нужно было иметь музыкантам, и какой бешеный азарт! Это была битва за новую жизнь, за большой вальс! И случилось невероятное, невозможное. Штраус, этот юный бог, с первого мгновения сумел околдовать публику. Каждое произведение его заставляли исполнять  по несколько раз, одно из них даже 19! Это был неслыханный, фантастический успех. Такого Вена еще не видела. Карл Хирш, со своими ребятами потерпел поражение настолько, что к концу вечера разрыдался и кинулся поздравлять Анну Штраус, которая никогда не сомневалась, что все будет -  так. После концерта Хирш поехал к Штраусу-отцу и заявил ему: "Тебе придется смириться. В Вене теперь два Штрауса".
     В фильме "Большой вальс" сцена дебюта молодого Штрауса не имеет ничего общего с тем, что происходило на самом деле. Но  она абсолютно достоверно передает, то настроение, которое царило тогда в казино Доммайера, и поэтому Штраус  в этом фильме самый настоящий.
   Так вопреки  воле и желания отца, Штраус-сын стал великим музыкантом, затмив впоследствии славу  великого родителя.  Для отца это стало глубочайшим потрясением. Его наихудшие опасения сбылись,  сын стал главным и основным  его конкурентом. Разногласия между отцом и сыном были не только  на музыкальном фронте, но и на идеологическом. В 1848 году Штраус отец сочинил марш специально для 82 летнего фельдмаршала  графа Йозефа Радецкого. Этот марш  стал монархическим символом, и  многие  тогда осудили  за него Штрауса, но странное дело, спустя полтора столетия, когда все страсти  уже улеглись, марш Радецкого продолжает жить. Мало того он и   по сей день является одним из самых популярных его произведений. Что  же касается убеждений младшего Штрауса, то он  "Маршу Радецкого"  предпочитал французскую "Марсельезу".
    Противостояние продолжалось еще 5 лет, вплоть до самой смерти Иоганна Штрауса старшего. Судьба жестоко его наказала. Он умер в  молодом возрасте – 45 лет, от случайной детской болезни – скарлатины, умер один, в пустой квартире. Незадолго до этого молодая жена оставила его, забрав из дома все, что  только могла. К сожалению, Иоганн с Анной узнали о несчастье слишком поздно и когда  прибежали к нему, уже  ничем  помочь не смогли. Вена торжественно и достойно проводила в последний путь своего кумира и… тут же раскрыла объятия его преемнику.
    После внезапной смерти Иоганна Штрауса старшего возник вопрос, кто  же станет руководителем его оркестра?  И, как говорят в таких случаях, в судьбу Иоганна вмешалось провидение. На сей раз, оно приняло образ Франца Амона, того самого, который когда-то тайком обучал  Шани игре на скрипке. Он сумел убедить музыкантов, что лучшего руководителя оркестра, чем Штраус-младший им не найти. И… это было удивительное событие!  Маститые музыканты, все до одного, в полном составе пришли к  Иоганну, чтобы торжественно вручить  ему  дирижерскую палочку отца. Растроганный Иоганн, с  благодарностью принял дар,  и ни минуты не раздумывая, согласился возглавить оркестр.
   Иоганн Штраус II приобщал к вальсу сначала Вену, а затем и всю Европу. И, наконец, вальс пришел и в Россию, где в недавнем  прошлом считался - неприличным. Тесный контакт партнеров в танце приводил чопорных мамаш в ужас. Если мужчина и женщина обнимают друг друга у всех на виду, то, что они делают, когда остаются наедине? Это невообразимо! Но вот на императорских балах в Европе уже даже коронованные особы танцуют вальс. Россия не смогла устоять под напором этого магического танца, вальс очаровал ее раз и навсегда, Он стал еще более популярен, когда Штраус собственной персоной пожаловал в Россию. В Петербурге, в течение 10-ти лет в Павловске проходили  музыкальные сезоны с его участием. Это сделало имя Штрауса очень известным в России, а главное,  оказалось серьезной материальной поддержкой. После этих гастролей его финансовые  дела резко пошли в гору.
   Штраус  всегда много работал,  без устали гастролировал, давая по нескольку концертов в день, и наступил момент, когда спрос на его музыку вырос настолько, что ему буквально приходилось разрываться на части, чтобы поспеть во все места сразу. Такая колоссальная физическая нагрузка не могла не сказаться на его самочувствии, он серьезно занемог, и врачи решительно настояли на том, чтобы  он сделал перерыв в работе. Но об этом не могло быть и речи, остановить вальсы Штрауса уже было нельзя. И выход был найден.
   На семейном совете, на помощь Иоганну, было решено привлечь среднего брата, Йозефа, которого отец  так же, как и  Иоганна отлучал от занятий музыкой. Даже  избрал ему профессию, отослав его учиться на  инженера-строителя. Но Йозеф, будучи также страстно увлечен музыкой, как Иоганн, прекрасно выучился  игре на фортепьяно. Правда,   опыта выступления на публике, кроме, как участия в домашних концертах, у него не было; но горячо любя старшего брата, а также, поддавшись на  уговоры матери,  решил испытать судьбу. Он согласился на время оставить профессию, чтобы  помочь Иоганну. При этом шутил, что выступит в концерте, вместо него, нисколько не боясь, потому что все равно это будет его первый и последний концерт. Но на первом, же концерте стало ясно, что Йозеф, просто создан быть музыкантом. Конечно, он не владел скрипкой, как Иоганн, но был великолепным пианистом, и сочинил уже несколько отличных вальсов. Йозеф писал их, в более лирической манере, их нельзя спутать с вальсами Иоганна, и они были очень тепло встречены венской публикой. В результате, Йозефу ничего не оставалось делать, как выбрать музыку. Хотя, скорее всего, это она его выбрала.
  Через некоторое время на помощь двум братьям пришел и младший – Эдуард. Самый красивый из них. Иоганн Штраус иногда, шутя, представлялся: "Штраус, брат красавца Эдуарда Штрауса". От природы младший брат был прекрасным оратором и мечтал о дипломатической карьере, но поскольку Иоганн и Йозеф к тому времени уже даже вдвоем не справлялись с концертами, им пришлось срочно подключать младшего брата - красавца Эдди. Так семейный талант  подхватил третий брат, а дебют, старшие братья обставили по-царски. В Дианабад-зале приблизительно около ста музыкантов оркестра расположились в трех углах зала. Каждой группой дирижировал один из братьев, а на следующий день газеты написали: осуществилось трио Штраусов.  Эдуард не был столь одарен как композитор, в сравнении со своими братьями, но был блестящим дирижером и отличался особым артистизмом и шармом,  что неизменно вызывало бурный восторг у любвеобильной Вены.
      В середине девятнадцатого века, когда еще  не было ни телевидения, ни кино, а все новости узнавались только  из газет, очень трудно было понять, который из братьев дает концерт, кто же из них "тот самый Штраус"? Все трое пользовались огромным успехом у публики, и люди, хоть раз побывав на концерте одного из них, тотчас делали вывод, что именно этот Штраус самый главный. Надо отметить, братья были настолько дружны, что никогда не соперничали друг с другом. Напротив, увлекая и зажигая, они давали друг другу новые импульсы для творчества. Иногда сочинение вальсов становилось совместным. Так знаменитая "Полька пиццикато" написана совместно Иоганном и Йозефом. Причем на вопрос чьего же участия здесь больше, каждый отвечал, указывая, на другого. Можно только догадываться, что главная роль в написании этой польки все-таки принадлежит Иоганну.
   Главная роль и во всем остальном, все-таки, принадлежит Иоганну, и братья этого никогда не оспаривали. Он по праву считается самым талантливым из них. И не только в смысле музыкальной одаренности. Был какой-то неуловимый и демонический секрет его успеха. От его музыки женщины просто сходили с ума. Сейчас эту штраусовскую истерию в прошлом веке можно, сравнить пожалуй, только с фанатизмом на концертах поп-идолов 60-х годов в наше время. Штраус, дирижирующий оркестром, темпераментный и страстный, или играющий на скрипке, принимающий артистичные, грациозные позы в такт скользящей, опьяняющей музыки, заставлял публику стонать от восторга. В его жилах текла настоящая венская кровь. Он любил повеселиться, был остроумен и умел заразить весельем своих друзей. Он красиво ухаживал за женщинами и пользовался у них  неизменным успехом. И хотя трижды был женат, никогда не оставался равнодушным к женскому обаянию. Поэтому образ обольстителя Генриха  Айзенштайна из "Летучей мыши", очень напоминает самого Штрауса.
    Эта оперетта, жемчужина штраусовского наследия, самая любимая, потому что необычайно точно передает венский характер. Это сама Вена, легкомысленная, любящая острую шутку, ради шутки прощающая многое, та самая Вена, которая никогда не уставала веселиться  под звуки вальса.
    Помните, чем заканчивается фильм "Большой вальс"? Штраус в императорском дворце. Франц Иосиф выходит с ним на балкон, и восторженные поклонники  приветствуют Штрауса бурными овациями. " Разве это все ради меня?" – взволнованно спрашивает он. "Конечно, только ради Вас, - отвечает император, - теперь Вы -  Король Вены, и Вена платит Вам любовью за любовь!"
    Памятник, который стоит в городском парке, поставлен в честь Иоганна  Штрауса сына, ведь именно он, по праву, унаследовал титул Короля вальсов. И теперь любовью за любовь, ему  платит, не только Вена, его обожает  -  весь мир.