По Казыру

Александр Серенко
            Я люблю наблюдать за народом, который тусуется по электричке в лужбинском направлении. Все находятся в движении, то идут в тамбур, то в другой  вагон, а кто-то приходит из другого вагона. И все с озабоченными лицами. Здесь редко встретишь человека  в цивильной одежде – туристы, рыбаки, грибники, ягодники, колбятники и прочий лесной люд. Все в маскарадных костюмах, то ли спецназовцев, то ли диверсантов, то ли геологов в поле. Все родные таежные рожи, умеющие обходится без домашнего уюта и считающие, что если у человека есть палатка, спальник, ружье и удочка то он жилищно и материально обеспечен. Это особый сорт людей, они могут постоять за себя, но не агрессивны. Они привыкли на всем экономить но не жадны.  Они изобретательны и простодушны одновременно. Этакая лесная голыдьба. Но, однако, и средь них не без пижонства. Ну, это те, кто после перестройки, «могут себе позволить». Дорогие анараки (по не проверенным слухам, Карден озаботился выпуском ветровок, штормовок и энцефалиток), супер ботинки, которые выглядят, как новенький лэнд крузер, спиннинги, удочки и все такое. Но ведь доподлинно известно, что за «дольче габбановской занавеской» находится братское чувырло, которому не в лом попить чаек с костра из консервной банки  и намазать густо морду лица скипидаром (а что б мошка не лезла в глаза, мать ее так!) Которые, законы гигиены понимают по своему, в упрощенном варианте и дома мечтают о походе,  а в походе радуются возвращению домой. Но любые измышления ложны, если мы используем эти универсальные обобщения – все, всегда, никогда. А ложны, значит, потенциально опасны, если ты игнорируешь получение информации, а придумываешь ее сам, только потому, что так всегда бывает.
            Не помню точно в каком году, решил я друзьям славную реку Казыр показать. Там красоты предгорья Кузнецкого Алатау. Край еще не сильно пуганой природы и чистой воды. Представьте себе реку, целиком состоящую из питьевой воды. С шумом и гамом бегущую по тайге. И независимо от времени года, наличие дождей, уровня паводка, вода в Казыре, всегда прозрачная и чистая. А еще, прохладная и вкусная, особенно в жаркий день, да снявши рюкзак, да умывшись этой прохладой! Любая  кола, пиво, фанта и прочая хрень, это так – ошибка человечества (продаваемая за деньги). Настоящий напиток (типа воды из Казыра) не имеет цены, как солнечный свет, воздух и земное притяжение. И надо сказать – подается к месту и вовремя! Только нет шорского Казыра в классификаторах по водному туризму. В верхнем течении река разбита на малый и большой Казыр, после слияния, которые текут одним руслом и впадают в Томь с правого берега. Вот все самое интересное для водников на этих 8-10 километрах. Все пороги – Чертов палец, Чертовы ворота, Молоко, Три фашиста, Каша, Трек. Судя по названиям, первопроходцы, попили казырской водицы вдоволь. Конечно, многое изменилось, появились современные материалы, спасжелеты, гидрокостюмы, плавсредства – более надежные, спортивные, инновационные (не удержусь от модного словечка). Но если кто скажет, что Казыр, река пройденная вдоль и поперек и на ней можно не грести, плюньте этому лжецу в бесстыжий глаз. Переворотов на Казыре, всегда много. Не помню в каком году, была такая большая вода, весь берег стоял и только наша четверка протыкала огромные  валы и плюхалась  в пенные  бочки. Казыр ревел и швырял на берег брызги.
             Мои друзья Костя и Лена, бездетная чета, да пуделиха Гера, собака благородных кровей. У нее документов похоже побольше чем у меня будет. О том, кто были у нее родители, дедушки прабабушки. Какие имена, титулы имели, а больше  меня поразили разрешения на въезд в иностранные государства. Практически во все цивилизованные страны, на каждом документе отпечаток Гериного носа удостоверяющего ее собачью личность. Я и при мне 5-6летний сын Санька. Вот таков состав нашей группы Группа не спортивная, так, выходные провести в красивом месте. Друзья прониклись моментом и с интересом глазели в окна, на проплывающие пейзажи, вдыхали запах разнотравья, ворвавшийся в вагон на очередном полустаночке. Гера величественно возлежала у их ног, высунув язык. Только Санек всюду лез и задавал множество вопросов, которые все как один начинались одинаково – а почему?... На вооружении нашей малоспортивной группы был небольшой катамаран «Инзир» (что сие название значит, не ведаю, а вот то, что водоизмещением он мал, это да) И я ломал голову, как мы будем форсировать Томь, если плавсредство держит на плаву только двух человек. А среди нас была женщина, ребенок и собака, при всем при этом, они были чайники. Я надеялся, что может, будет переправлятся группа с хорошим катом, но конец августа (это мало вероятно, не сезон).  Единственный вариант, приходящий на ум. Умудрится и приладить на кат распашные весла и по очереди перевести всех. Томь широкая, течение быстрое, кат никакой, в общем, глупые фантазии.  Я огляделся, из всех возможных вариантов, только одна группа   потенциально могла направляться в нужном направлении. Мужчина и женщина лет за сорок (похоже супруги) и трое молодых людей, две девушки и парень (от двадцати до двадцатипяти). Одеты они были с иголочки, во все туристическое, элегантные рюкзаки  на которые приторочены новенькие свернутые в рулон коврики. В общем, по виду матерые. Ну не будет человек отдавать деньги за самый дорогой снаряж, если не ходит, ежу понятно. К тому же, под лавкой лежали дюралевые трубы и четыре весла. Вот и решение проблем. Нужно только все разузнать. Мужчина был курящим и когда он в очередной раз побрел в тамбур, я последовал за ним.
            В целом картина складывалась неоднозначно. Они шли не на Казыр. Просто повыше заехать и сплавиться по Томи, Катамаран четырехместный, впятером с рюкзаками - спокойно. Вечером у костра. С утра на воду, красота! Вот тут понадобилось все мое красноречие и знание психологии. Я не стал уговаривать их идти с нами на Казыр. Я им о нем рассказал, про чистейшую воду, про красивейшие пороги, про колбу с палец в конце августа (правда деревянная совсем) про черничники (однако обглоданные турками за лето), про удобные стоянки. У молодежи глаза загорелись, В общем, у  нас появились попутчики, точнее группа расширилась.
           Мы спешно покинули электричку в районе устья Казыра и принялись за постройку посудин. Как я и ожидал, катамаран у них, был просто супер. – легкий, обтекаемой формы с большим запасом плавучести. Легко форсировав Томь, мы двинулись по дороге до Трека, самого нижнего порога, где и разбили лагерь. Все были в восторге от реки, от природы, от чистого воздуха и постоянно щелкали затворами фотоаппаратов. Сытный ужин, походная грамулька, чай и посиделки у костра. Все как всегда, приятно и предсказуемо. Ребята упакованы мама не горюй, супер палатки, общий тент, на костре висят настоящие туристические «бобы».
          Утром следующего дня, мы позавтракав собрали большой совет, на предмет что делать дальше. Молодежь вышла с предложением затащить повыше катамаран и пройти пару  тройку порогов. Молодежь, это Сергей, его молодая жена Ольга и младшая сестра Света. Мой спутник Константин, тоже изъявил желание, на том основании, что может больше такой возможности не будет. Я сомнением покачал головой. Во-первых, мы не планировали кататься по порогам на «Инзире» и не имели спасжелетов и гидрокостюмов. Вода, конечно маленькая, но холодная и обнадеживаться тем, что ничего  не  случится, весьма недальновидно. Валы небольшие, бочки небольшие, но зато везде торчат острые каменюки и быстроток. На пример слаженной работы, экипаж не проверен, в общем, меня одолевали сомнения.  Но компаньонов уже было не остановить, они наперебой доказывали мне, насколько это безопасно и вообще круто. И стоило ли ехать на Казыр, если отсиживаться на берегу. В их словах был резон, поскольку они были не чайники, а почти матерые. Я уступил, с условием, что мы пройдем для разминки по Треку, а затем пойдем вверх по реке. Трек хороший порог, если даже совсем не грести, тебя течение все одно  направит в один из вариантов прохождения. Но я выбрал путь, по которому нужно немного шевелить веслами и объяснил задачу экипажу. Все кивнули головами и соорудили сосредоточенные гримасы. Катамаран занесли повыше и стали рассаживаться. На правый баллон сел Костя,  за ним Ольга, за ней Сергей. На мой левый баллон села Светлана. Я сделал напутствие, так на всякий случай:
        - Правые, скажу грести, гребите, Скажу – табань - табаньте.
       - Что значит табаньте?
Неожиданно спросил Сергей и вся правобаллонная троица выжидательно уставилась на меня. Я понял, что попал. Но постарался спокойно объяснить, что табанить, это грести в обратную сторону, для совершения маневра.
         И мы вышли из улова на стремнину. Ну а дальше, лучше бы мы совсем не гребли. Как только мы подплыли к порогу, весь экипаж с выпученными глазами начал энергично грести, невзирая на мои яростные вопли: - «Правые  табань!». Я напрягся, но не смог перегрести двух мужчин и одну женщину, хотя сидящая за моею спиной Света, судя по всему, была на моей стороне. Нас поставило боком и мы въехали на камень, у потока не хватило силы нас перевернуть  и он ограничился тем, что   из порога нас вытолкал кормой вперед. Мы зачалились к берегу чуть ниже стоянки. Меня душил истерический смех (нервы ни к черту). Я не мог предъявить претензии к экипажу, никто из них ничего не помнил (как впоследствии они признались). И слава Богу, они хлебнули только адреналина, было бы хуже в разведении водой из Казыра! Как оказалось, они всем составом в походе впервые. Просто Сергей устроился на турбазу то ли завхозом, то ли комендантом и получил неограниченный доступ к туристическому инвентарю. А примкнуть к нам они решили еще и потому, что не были уверены в самостоятельной способности, построить катамаран.
         Вдоль Казыра дорога и остаток времени мы провели в экскурсии по живописным порогам. Одним словом – море впечатлений!

        Мы ехали молча в новокузнецкой электричке, даже Санек прикорнул прислонившись ко мне. Свежий воздух, чистая вода, физическая нагрузка, фонтан эмоций – ах, как здесь красиво! Выход из городских джунглей удался на славу, наши попутчики остались в Междуреченске. Я сидел прикрыв глаза и думал о том, как мы прошли порог. Маленькая вода, хороший катамаран, Девять попыток из десяти мы бы прошли Трек, а вот про десятую, думать, как-то не хотелось.