Макс-2013. картинки с выставки

Александр Савельев 4
Как и многим жителям Жуковского, авиасалон "МАКС-2013" запомнился поганым транспортным обеспечением. В субботу, день массового посещения, на первой проходной, куда жуковчане добирались своим ходом, подход к микроавтобусам, перевозившим посетителей на территорию ЛИИ, не был организован: люди беспорядочно толпились перед подъезжавшими микроавтобусами, очередь постоянно сминалась, то и дело слышались крики: «осторожно, здесь дети!». По-моему, чудом кого-нибудь не помяли. Однако главные транспортные проблемы были впереди; их обещал усугубить до крайности северо-западный ветер, гнавший к Жуковскому дождевые тучи.

Думаю, нынешний МАКС побил прежние рекорды по количеству посетителей. У входа на статическую экспозицию толпилось так много народа, что я пробирался через первые 100-200 метров минимум 15 минут. И это несмотря на проблемы с транспортом, на высокую стоимость входных билетов, наконец, несмотря на отвратительную погоду, которая как назло приходит в Жуковский как раз в завершающие дни «МАКСов». Народ не разделяет мнения президента РФ, который в этом году отказался посетить «МАКС», предпочтя его другим, возможно более интересным для него мероприятиям. Для многих посетителей  «МАКСы» – это возможность увидеть сразу в одном месте лучшие образцы авиационной техники – и российской, и зарубежной. Самолет, вершина научно-технического прогресса, олицетворение полёта технического и духовного гения человечества,  всегда будет привлекать людей своей мощью, красотой, способностью лететь. Наконец, и это немаловажно, авиация – это та область, успехи в которой особенно согревают патриотическое чувство русского человека.  Потому-то и идут на «МАКС» жуковчане, едут издалека жители различных регионов России, и не одни, а с детьми, даже самыми маленькими.

На статической экспозиции весело сиял новенький «Суперджет» в раскраске индонезийской авиакомпании. Самолет после МАКСа отправится работать к заказчику; деловым отношениям между производителями и индонезийским покупателем не повредила прошлогодняя трагедия борта 97004, погибшего в горах острова Бали. Будем надеяться, что за индонезийским и мексиканским контрактами последуют новые зарубежные заказы на этот самолёт, а значит, будут в России новые высокотехнологичные рабочие места, будет развиваться отечественная авиационная промышленность.

Через одно место от «Суперджета», занятое «Ту-204СМ», стоял такой же новёхонький «Ан-158» – на этот раз в цветах кубинской государственной авиакомпании. Некоторые обозреватели говорят, что самолеты конструкторского бюро имени Олега Николаевича Антонова, оставшиеся на «незалежной» Украине, для российских авиастроителей – конкуренты. Но на 60-70 процентов антоновские самолёты состоят из российских комплектующих. А если учитывать, что одно рабочее место на сборочном стапеле авиазавода обеспечивает работой до десяти рабочих мест у производителей комплектующих и запчастей,  то можно представить, как важно для российской авиапромышленности, чтобы киевские авиастроители работали и развивали своё производство. Отрадно и то, что правительственный авиаотряд «Россия», несмотря на трудную политическую судьбу «Ан-148», уже приобрел два таких самолёта – именно потому, что это самолеты – полностью отечественные, собраны на Воронежском авиастроительном объединении, и потому у них нет риска каких-либо зловредных «закладок».

Одобрение такими сделками выразили и летчики Антоновского КБ, присутствовавших на стоянке «Ан-158». Надо сказать, работники авиапромышленности Украины как никто другой переживают и раздробленность исторической России, от которой в 1991 году откололась Малороссия, и разборки между властными кругами Москвы и Киева.  Галичина, украинская бюрократия и «национальная интеллигенция», – это одно; а вот представители высокотехнологичного сектора украинской промышленности – совсем другое.  Вместе мы посетовали и на то, что такой выдающийся самолет, как «Ан-70», пробыл на МАКСе всего два дня и улетел в четверг (я только успел услышать неповторимый звук его моторов и на долю секунды увидел, как он промелькнул между соснами, закрывающими от Жуковского аэродром ЛИИ). Почему «Ан-70» не остался на всё время проведения «МАКСа»? Конечно, дело не в том, что Антоновскому КБ жалко керосина для демонстрационных полётов. Виновата политика, сказал мне летчик с «Ан-158» Сергей Воронин.

Причём политика с обеих сторон – и с украинской, и с российской.  К своим политикам, а лучше сказать, политиканам, у моего собеседника были разумные претензии: кто ждёт в Евросоюзе Украину? Кто ждёт на западном авиарынке Европе «Ан-70», когда европейская авиационная промышленность страдает от недостатка заказов? Между тем российским вооруженным силам такой транспортный самолет был бы весьма кстати, тем более, что с момента постройки первых «Ан-70» эта модель совместными усилиями украинских и российских самолетостроителей существенно повысила свою надежность, экономичность, летно-технические характеристики. 

Впрочем, российская авиатехника очень интересна покупателям, и это рождает осторожный оптимизм. Мне было интересно смотреть, как внимательно рассматривает кабину "МиГ-35" делегация сербских лётчиков. Будем надеяться, братья-славяне не только посмотреть на наши самолеты приехали.

Непременными участниками «МАКСа» стали стратегические ракетоносцы Ту-95 «Москва»  и Ту-160 «Александр Новиков». Мне очень хотелось поговорить с летчиками этих самолетов, прилетевшими на аэрошоу, конечно же, из Энгельса. Долгие годы там служил мой дядя и крестный, летавший на мясищевских бомбардировщиках, а потом на заправщиках. Он столько мне рассказывал о полётах «за угол», о бесконечных патрульных рейдах вдоль побережья Ледовитого Океана, к территориальным водам США, с дозаправками в воздухе, когда у командира корабля пульс достигает 200 ударов в минуту.

Техник "Александра Новикова" гвардии майор Николай Логвинов начинал службу ещё на «М-4». Грустно, что уникальных мясищевских машин не осталось в строю, что все они, кроме нескольких экземпляров, ставших экспонатами выставок, безжалостно порезаны на металлолом в подлые горбачевские годы. Грустно и то, что мало осталось в строю и «стошестидесятых» – всего 15 машин.

А старший лейтенант Артём Строганов рассказал мне, что Энгельс, в котором я был в последний раз в 1984 году, с тех пор сильно разросся и похорошел, пригласил приезжать летом, когда поспевают арбузы и дыни, а на Волге по-прежнему хороша рыбалка.

Не буду рассказывать от лётной программе «МАКСа» - уверен, что большинство жуковчан на выставке побывали и видели всё своими глазами. Да и невозможно словами передать красоту, мощь и виртуозность пилотажа наших новейших «Су» и «МиГов», слаженность и изящество полетов пилотажных групп – и отечественных, и зарубежных.

Порадовало, что на нынешнем «МАКСе»  зрители увидели уже целое звено российских самолетов пятого поколения «Т-50». Конечно, основные новшества, заложенные в ПАК ФА, непосвященный зритель не увидит, поскольку они кроются прежде всего в совершенной авионике, в мощи и экономичности двигателя, позволяющего самолёту крейсерскую сверхзвуковую скорость. Но и изысканная акробатика, которую показал на «Т-50» Сергей Богдан, говорит о многом.  Наша авиация живёт, она преодолевает трудности и препятствия. А значит, наш город останется Авиаградом.

Конечно, впечатление от "МАКС-2013" сильно попортил проливной дождь, начавшийся к вечеру и превративший возвращение зрителей с авиасалона в сплошную муку. Наверное, впервые в истории аэродрома ЛИИ по нему брели толпы промокших до нитки и злых донельзя людей, отчаявшихся дождаться автобусов в очередях, где вода доходила им до щиколоток. Хорошо, что организаторам хватило ума открыть проходную для беспрепятственного выхода с некогда суперсекретной территории.

И всё же – хорошо, что есть МАКС!


Александр Савельев

фото автора и Алексея Бойченко