Кладбища 2-й части города Новороссийска

Сергей Шило 4
     На Мефодиевском поселке во 2-й части города Новороссийска  было два кладбища, старое и новое*. Старое кладбище возникло  предположительно в то же самое время, что и  первые рабочие поселения в (1880-е годы), так называемые  «Нахаловки».  Место под кладбище отвели в самом конце  Красовской (ныне ул. Кирова)улицы в  конце 1-го Мефодиевского отрезка. Оно было небольшое и занимало 1 десятину 300 кв. саженей, что соответствовало чуть более одного гектара земли [71].
  В то время территория кладбища находилась далеко за поселком.  С 1893 года на Стандарте начала действовать церковь  « Всех Скорбящих Радость, » которая до начала ХХ века  была единственной   на всей Зацемесской стороне. Средства на её постройку собрали рабочие и служащие Владикавказской железной дороги [72]. С постройкой церкви жить на поселке  стало легче. Теперь на церковные службы не нужно было,  как раньше, добираться на ту сторону бухты в город. Да и все необходимые церковные  обряды: крещение, венчание и отпевание усопших - выполнялись здесь же.
 Трудная жизнь и тяжелая работа, антисанитарные условия быта, нехватка в летние месяцы доброкачественной питьевой воды  и отсутствие врачебной помощи приводили к  частому возникновению заболеваний и высокой смертности. 
    Статистические данные за 10-летие с 1887 года по 1896 год  приводят удручающую картину. За это время родившихся было 4 506 душ , а умерших 4 408 душ. Прирост населения за 10 лет составил 98 душ, а за год в среднем менее 10 человек . В большой смертности немалую роль играло расположенное  между городом и Зацемесской стороной  Цемесское болото. В жаркие месяцы оно было рассадником малярии [73].  Периодически посещали город  эпидемии  тифа и холеры.   
 В 1896 году для борьбы с эпидемиями на Мефодиевском поселке существовали лазарет и холерный барак. Лазарет располагался на месте  современной железнодорожной больницы, а помещение холерного барака  было почти за городом на Небержаевско-Крымском шоссе. 
Роль барака скорее сводилась к изоляции заболевших,  чем к лечению. Естественно, один врач и два фельдшера не могли, особенно в эпидемию, справиться со всеми больными. Умерших хоронили на кладбище, которое ежегодно расширялось, пополняясь все новыми и новыми могилами. Одновременно рос и поселок, дома рабочих все выше и выше поднимались по склонам гор, и к 1902 году частные строения по улице Крассовской 1-го Мефодиевского отрезка вплотную подошли к границам кладбища. Для выяснения санитарной обстановки и предотвращения вредных последствий по постановлению Думы была учреждена особая комиссия.  Изучив все обстоятельства дела, она доложила Думе,  что в связи с близким соседством кладбища с рабочим поселком и в видах охранения населения от развития эпидемических болезней дальнейшее погребение умерших на кладбище поселка Мефодиевского должно быть прекращено.
    8 июня 1902 года  городская  Управа уведомила настоятеля церкви « Всех скорбящих радости» и пристава 2-го участка о недопущении дальнейшего погребения на Мефодиевском кладбище. Умерших рекомендовалось хоронить на городском кладбище в 1-й части города Новороссийска [74].
 Но закрыть Мефодиевское кладбище ни городской голова, ни Управа самостоятельно не могли, потому что городские кладбища находились в управлении духовного ведомства. Для открытия или закрытия того или иного кладбища требовалось разрешение высшего церковного  начальства. Поэтому 6 сентября 1902 года городской голова просит «Его Преосвященство Епископа Сухумийского Арсения сделать распоряжение о закрытии кладбища поселка Мефодиевского»[75].

11 сентября  из  Епархиальной канцелярии, находящейся в Сухуми, был получен ответ: «ныне со стороны Его Преосвященства последовало распоряжение о закрытии кладбища Мефодиевского поселка и о погребении умерших на общем городском кладбище, о чем дано знать к исполнению местному благочинному протоиерею  г. Анапы Федору Филлипову» [77].
     Осенью  1902 года кладбище закрыли, а умерших некоторое время хоронили на городском. В дореволюционные годы  закрытое кладбище сохранялось, и за ним присматривал кладбищенский сторож  М. Нестерец, получавший жалования 3 рубля  в месяц [78].
Закрытое кладбище, по воспоминаниям старожилов этого района, сохранялось до 1947 года.  Ныне на месте старого кладбища стоят дома улиц: Ялтинской, Перекопской,  Узбекской.
     Долго обходиться без своего кладбища многотысячный Мефодиевский поселок не мог. В этом же 1902 году в декабре месяце на очередном заседании городской Думы  решался вопрос об открытии нового кладбища во 2-й части города Новороссийска [79].  Земельный участок  под кладбище выделили на 2-м Мефодиевском отрезке  подальше от последних домиков  вдоль    Неберджаевского  шоссе (ныне ул. Васенко). Площадь выделенного участка составляла теперь 5 десятин 1485 кв., саженей (более 5-ти гектаров) [80].
    В отличие от старого кладбища, расположенного в уже обжитой части 1-го Мефодиевского отрезка,  территория нового кладбища находилась в еще пустынной местности.  Даже дороги к кладбищу  не было.   
 Устройство кладбища и его содержание требовали штат работников и руководство. Таким руководством было кладбищенское попечительство, состоявшее из :
 « Председателя попечительного комитета   В.В. Фанайлова.
  Членами попечительного     комитета были:
   Церковный староста           И. Стрелецкий
   Протоиерей                Дмитрий Успенский.
   Священник                Николай Евлампиев.
 Дьякон-псаломщик               Иоанн  Лысенко
                Радион Мироненко
                Е. Шпеин.
                А. Назаренко» [81].

Кладбищенское попечительство занималось хозяйственными и финансовыми делами кладбища. Так, при кладбище была построена сторожка для кладбищенских сторожей с иноверческой. А в конце
 кладбища отвели место для захоронения иноверцев,  лиц не православной веры.  При новом кладбище сторожем был  Андрей Шипов, получавший жалования 7 рублей в месяц. В зимние месяцы сторожка отапливалась, и комитет ежегодно заготавливал уголь антрацит и дрова. В летние месяцы на кладбище  завозилась вода, были и другие хозяйственные нужды, такие как: ремонт кровли сторожки, вставка стекол, покраска рам и подоконников. Ежемесячно выдавалось жалование сторожам. На все это требовались деньги, и кладбищенское попечительство получало их   от поступлений оплаты за отведение мест под могилы и за могильные оградки. Приход денег по этим двум статьям фиксировался выдаваемыми квитанциями и заносился в книги «прихода и расхода» на содержание кладбища. Место под могилку оформляли за  1 рубль,  землю под оградку по  50 копеек за квадратную сажень.  Месячный доход от продажи  мест составлял  30 - 40 рублей.   Прибавлялось  и могил на кладбище. Так за год с 1 января 1914 года по 1января 1915 года на кладбище прибавилось 344 захоронения. В следующем 1915-1916 году- 234 [82].
 В конце каждого года попечительство отчитывалось перед городской Управой в  получении и израсходовании денежных сумм, которые шли на выплату  жалования сторожам и на хозяйственные нужды [83]. Немалую роль играло попечительство, ходатайствуя в городскую Управу об устройстве подъездных дорог к кладбищу и постройки при нём кладбищенской церкви. Только через год после открытия нового кладбища в ноябре 1903 года городская Дума поручила Управе устройство дороги к новооткрытому (нынешнему) кладбищу Мефодиевского поселка. Дорогу определили в 130 саженей длиной и шириной в 3 сажени. Расход на это  в сумме 130 рублей производился из условного кредита сметы 1903 года [84].
   Была построена  и кладбищенская Преображенская церковь. В каком году она была построена, выяснить пока не удалось, но точно известно, что в 1914 году она уже действовала. Церковь построили на каменном фундаменте, а стены были деревянные. Церковный двор занимал 625 кв. саженей(1250 кв.м.) [85].
Ныне территория церковного двора застроена частными домами а место где стояла Преображенская церковь представляет сейчас асфальтовую  площадку с  правой стороны от центрального входа на Мефодиевское кладбище. 

С.Шило.  «История Мефодиевского поселка».
* Чешское кладбище в деревне Мефодиевка в Зацемесской стороне было первым. Но в отличие от Мефодиевского поселка вошедшего в состав города в 1900 году, деревня Мефодиевка и его кладбище   находились на территории новороссийского участка Кубанской области.
На "Плане участка выгонной земли г. Новороссийска, находящийся во 2-й полицейской части, состоящий из 1-го и 2-го Мефодиевских отрезков,  составленный в 1914 г.", землемером Н.С. Беляевским дается возможность установить точное место расположение старого кладбища, Преображенской церкви, холерного барака.
2- старое кладбище.
3- шоссе Неберджаевское. (Ныне конец улицы Васенко).
4- бывший холерный барак (затем училище), ныне ООО «Кристалл»
5- церковь Преображенская и церковный двор.
6- новое кладбище,  ныне Мефодиевское.
7- улица Салтыковская (ныне Менжинского).   
 8-9- Место цементного завода планируемого к постройке  [76].


Читайте продолжение,   кладбища «Балки Адамовича,  Староцементного завода Черноморского производства,   и Шесхариса».