Музею в Жуковском быть

Александр Савельев 4
Музею в Жуковском быть. Жуковскому – быть музеем
04.08.2013

Российская авиация, с которой неразрывно связана жизнь Жуковского, всегда была и вершиной научно-технического прогресса, и средоточием духовного патриотического подвига. Почему же так мало мы делаем для того, чтобы юное поколение знало об авиации, стремилось связать с нею жизнь, превзойти достижения отцов, дедов, земляков, задумывавших, строивших и испытывавших лучшие в мире самолеты? Думаю, участники круглого стола по проблемам и перспективам развития ретро-авиации, этот вопрос не упускали из виду, хоть и скупо о нём говорили.

За недолгую историю нашего города в нём создано огромное количество уникальных летательных аппаратов. Не каждый стал успехом, но за каждый заплачено огромными трудами и деньгами, а подчас и жизнями лучших пилотов страны. Чтобы стать профессионалами, будущим конструкторам, инженерам, лётчикам необходимо разглядеть и ощупать такие машины со всех сторон.  Для мальчишки, думающего, кем стать, стоящий рядом с домом, на соседней улице самолет, будто таящий в себе душу своего экипажа,  – это призыв к полету, к жизни, в которой наверняка будет место подвигу. И если честно, привычного МиГ-21 на развилке Туполева и Менделеева городу маловато.

На прошлом МАКсе Владимир Путин высказался за то, чтобы в Жуковском был создан музей истории российской авиации. Весной этого года вице-премьер Игорь Шувалов дал поручение подготовить соответствующее решение правительства. За круглым столом собралась инициативная группа по созданию Национального Музея Авиации. Эти люди без лишней помпы уже многое делают для сохранения истории нашей авиации. Авиамузей в городе будет.

Валерий Ваньшин, глава Комиссии Жуковской Общественной палаты по делам авиации и Национального центра авиастроения,  заслуженный летчик-испытатель, посетовал, что будущий Музей опаздывает с появлением лет на 40, а то и больше. Ещё в 1972 году Валерий Федорович, впервые приехав в Жуковский, с огорчением узнал, что в городе нет авиамузея, что уже утрачены уникальные самолеты, о которых могли бы мечтать известнейшие и богатейшие музеи мира.

У города, рассказал В.Ваньшин, есть шанс заполучить сразу два Ту-144, оба они стоят на территории ЛИИ. Один предлагается установить как памятник на развилке новой дороги к НЦА, другой сделать экспонатом Музея. Безусловно, место для памятника в городе надо выбирать гласно, вместе с жителями, с Общественным советом.

Ту-144 – вершина советского авиастроения. Его создание стоило столько же, сколько стоили бы три Храма Христа Спасителя. Ту-144 вобрал в себя высшие достижения науки и технологий своего времени, актуальные и поныне. Нельзя, чтобы эти шедевры погибли или были проданы за море; они должны работать на Россию – уже как музеи, место воспитания молодой смены Русской авиации.

Глава нашего города, сам авиатор, вполне понимает важность развития и усиления авиационной составляющей в жизни города, который, несмотря на статус наукограда, в последние годы превращался в обычный спальный район Москвы. Есть надежда, что государство поможет городу деньгами  для восстановления и сбережения исторического наследия авиации. А в готовности помогать "административным ресурсом" собравшихся заверила Тамара Виноградова, замглавы городской администрации по экономике. Она также высказала мысль о том, что Аэрокосмическую  школу "Крылья" при 14 Лицее нужно делать полноценным аэроклубом: тяга наших ребят к авиации велика, а "Крылья" пока не могут принять всех желающих.

Дмитрий Осьминский, руководитель рабочей группы подготовки ретро-экспозиции на предстоящем МАКСе, рассказал о проблемах, возникающих в ходе подготовки к созданию Музея. Поразительно, но авиапредприятия, более всех обязанные понимать необходимость сбережения исторических машин, инертно, а то и подозрительно смотрят на усилия энтузиастов, общественных организаций и частных лиц, стремящихся организовать музейную работу, поставить на крыло старые машины. Единственный "живой" Ил-14 восстановлен до лётной кондиции силами энтузиастов. Есть проблемы с его регистрацией, и хотя вопрос взял под личный контроль глава Росавиации Александр Нерадько, канцелярское сопротивление этому делу порой так и подмывает назвать саботажем.

Безразличное отношение к старым самолетам – традиция советской бюрократии, усвоенная бюрократами наших дней. Фанатам авиации грустно видеть, как в военных фильмах суровые роли "Як-3"и "Ла-5" исполняют легкомысленные "Як-18", потому что ко времени съёмок летающих боевых машин уже не осталось. Ныне, опять же силами авиафанатов, найденные в заброшенных ангарах, вытащенные из болот, самолеты Войны восстанавливаются, воссоздаются их реплики. Остаётся завидовать Западу: в Англии, США исторические авиашоу проходят не раз в два года, а по нескольку раз в год. И летают на них не только машины класса Ил-14, но и такие монстры военных лет как четырехмоторные "Ланкастеры" и "Суперфортрессы".  Вот бы увидеть, как поднимется в воздух наш "Пе-8", хотя бы реплика!

Да что "Пе-8": заполучить бы в Музей более поздние машины! Этот шанс Валерий Ваньшин оценивает как реальный – на базах Минобороны хватает законсервированных МиГ-15 и МиГ-17, с блеском защищавших геостратегические интересы России в Корее, Вьетнаме, на Ближнем Востоке. Хорошо бы перед мэрией вместо непонятной "клумбы" из флагов увидеть на постаменте красавец МиГ-15, в полной мере подтверждающий мысль Туполева о том, что летные качества самолета неразрывно связаны с его красотой. На 100-летии ВВС летал МиГ-15 из Вязьминского аэроклуба; надо и Жуковскому музею иметь такой летающий экспонат. И ещё многие другие российские самолеты.

Научно-инженерной компании (ООО "НИК")  администрацией Жуковского поручено организовать на МАКСе ретро-выставку, собрав и приведя в пригодное для экспозиции состояние 7-8 заслуженных самолетов. Об этом поведал представитель ООО "НИК" Василий Панкратьев. Эту работу "НИК" делает безвозмездно, ибо для основателей и сотрудников фирмы, долго проработавших на ЭМЗ им. В.М. Мясищева, участвовавших ещё в создании "Бурана", уникальных самолетов М-17 и М-55, такая задача – большая честь.

Василий Владимирович рассказал коллегам о проекте концепции будущего Музея авиационной и ракетно-космической техники. Она разрабатывается силами энтузиастов, в том числе сотрудников Научно-инженерной компании, на протяжении уже трёх лет. За логическую основу концепции будущего Музея принята концепция британского Имперского Военного Музея, возможно, одного из крупнейших и наверняка старейшего музея такой направленности.

Наряду со знаменитым Монинским Музеем ВВС в последние годы в России возникли частные музеи авиатехники. Их создатели – настоящие патриоты, горячо болеющие за нашу авиацию. На свои средства они приобрели и сберегли от разрушения и расхищения многие образцы авиатехники, собрали коллективы инженеров, способных кропотливо восстанавливать старые машины. Однако в России, в отличие от других стран с богатым авиационным прошлым, до сих пор нет Национального авиамузея. Нужно, чтобы наш будущий Музей получил статус Национального.  Создавать музей надо на основе современных технологий, так, чтобы сконцентрировать усилия всех энтузиастов исторической авиации, экспертов-реставраторов уже существующих авиамузеев в единой информационной сети. Конечно, средства на это нужны огромные, но надо думать, государство не оставит создаваемый в Жуковском Национальный Центр Авиастроения без Национального авиамузея. При этом следует изучить и эффективно задействовать мировой опыт фандрайзинга, то есть сбора частных пожертвований на поддержание и развитие таких некоммерческих организаций как музеи, опыт ведения музеями коммерческой деятельности.

В своих поездках по миру жуковчане посещали многочисленные авиационные праздники и шоу в зарубежных странах, и видели там не только зарубежные ретро-самолеты, но и наши, отечественные, которые разными путями попали в тамошние государственные и частные музеи и коллекции, будучи куплены за гроши во времена тотального расхищения советского наследия. Хочется надеяться, что эти времена прошли, и что исторические самолеты, оставшиеся на территории России, будут отныне поступать в российские авиамузеи, прежде всего – в наш Национальный Музей Авиации.

Александр Савельев