Первый городской водопровод

Сергей Шило 4
С Шило.
 ПЕРВЫЙ ГОРОДСКОЙ ВОДОПРОВОД

  Обеспечение города питьевой водой  в начале XX века осуществлялось посредством колодцев и родниковых вод. В осеннюю распутицу старые требующие ремонта колодцы заливала грязная проточная вода, способствуя распространению заразных болезней. Летом,  в жару, колодцы пересыхали и за водой выстраивались огромные очереди.  С  первого момента своего учреждения новороссийская  городская Дума (1896) пыталась найти решение этой проблемы.
 3 сентября 1898 года от горного инженера Войцлава и от имени «Бюро исследования почв» в городскую Думу поступило заявление на разрешение изыскания  воды. Заявление было принято, и с инженером Войцлавом был заключен контракт. По условиям контракта он должен был сделать разведку и пробурить не менее 10 буровых скважин по 10 сажень глубиной каждая, за 2000 рублей.
В апреле 1899 года инженер  представил отчет о том , что им не найден источник  который бы давал городу достаточное количество воды.
Аналогичный отчет Думе годом ранее (1898) дал и инженер Конрадий  проводивший  исследования в долине Цемесса и по направлению к Пенайскому маяку еще в 1890-х годах.
 Все изыскатели останавливались  на устройстве  водопровода из Вербовой балки как временной  и самой   дешевой  мере.
 В это же время предложил свой проект и городской архитектор Карлинский представивший свои услуги  на следующих условиях.
Он предлагал устроить водопровод за свой счет но с условием , что город:
1. Не будет строить другого водопровода  в течении 20-ти лет.
2. Все городские колодцы должны быть закрыты.
3. Водовозы должны брать воду только из водопровода.
4. Вода продается за 1\4 копейки за одно ведро.
После голосования закрытой баллотировкой за принятие проекта Карлинского голоса разделились поровну ( 9 за принятие - 9 против). Таким образом, вопрос о строительстве водопровода   не был решен.   Спустя два года Дума вернулась к старому проекту.
  В 1900 году водопровод из Вербовой балки начал строиться. Длина его составляла 16.7 . км, и по всей длине имелось две водопроводные  будки. Городская Дума на строительство ассигновала  19 152 рубля. В основном это были кредиты Думы, средства предпринимателей и деньги собранные по подписному листу. Строительство продолжалось более года и 5 октября  1901 года городская Управа объявила , что с 8 октября  на Соборной площади в городской водоразборной будке начнется продажа воды из Вербовой балки. Стоимость воды установили в 1\4 копейки за ведро. Желающим пользоваться водой из водоразборной будки предлагалось приобрести  специальные марки  в Управе на 1 , 5, 10. и 20 ведер.
 Источник в Вербовой балке давал не столь много воды сколько нужно было городу и  открытие водопровода не решило насущную проблему.   Город, несмотря на наличие водопровода, продолжал нуждаться в питьевой воде. В это время в городе действовали 15 колодцев, на Стандарте 4 и 13 в окрестностях города. В большинстве из этих колодцев,  вода была признана малопригодной для питья.
Летом, и особенно в засуху когда пересыхали окрестные ручьи, колодцы вычерпывались до дна и  тогда даже такой воды не хватало.
Известны случаи, когда снабжение водой города было критическим, и  нужда в ней  была очень большая. Тогда на помощь городу приходила Владикавказская железная дорога.
В 1902 году прибывшая в Новороссийский порт Черноморская эскадра тщательно пыталась снабдить суда водой. Броненосец «Ростислав» оставшись без воды  требовал заправки но после всех безуспешных  усилий пришлось обратиться за помощью к железной дороге, которая привозила воду  в цистернах со станции Абинской (155 верст) и Баканской .
Другой не менее удивительный случай  произошел с канонерской лодкой «Запорожец». Командир этого судна обратился  к Владикавказской железной дороге  с просьбой  снабдить судно водой. Железная дорога согласилась, но потребовала  по 10 рублей  за цистерну  воды в 750 пудов.
 В 1904 году Черноморский губернатор генерал-майор Евгений Николаевич Волков неоднократно ходатайствовал перед высшим начальством о выделении сумм на устройство нового городского водопровода.  Ходатайство не осталось без внимания. Его Императорское  Высочество Великий Князь Александр Михайлович обратил внимание на ходатайства Черноморского губернатора, и  деньги были выделены ( 50 000 рублей в счет займа в виде ссуды).
Городская Дума выделение денег на водопровод сочла истинным благодеянием, и на своем очередном заседании постановила « Принести Его Императорскому Высочеству почтительную и глубочайшую благодарность всего городского населения – за отзывчивость и сердечное отношение к нуждам нашего города».
Поблагодарила Дума и Черноморского губернатора за «неоднократное и личное ходатайство. Для личного принесения благодарности были выбраны три гласных, Ф.В. Лях, Н.И. Гомолицкий и С.М. Пенчул .
Затем Дума приступила к обсуждению вопроса о производстве изысканий воды. Для подробной разработки этого вопроса была избрана особая комиссия в которую входили   В.Я. Кричевский , Н.И. Гомолицкий , А.А. Никулин, Ф.В.Лях, С.М. Пенчул.
Кроме этого Дума единогласно постановила «просить Его превосходительство начальника работ порта, действительного тайного советника Ф.Д. Прушинского  и начальника работ на станции Новороссийск  инженера А.Н. Щенсновича  принять участие в трудах комиссии».
 Поиски обильного источника воды для нового городского водопровода, способного удовлетворить  нужды всего населения города, продолжались.