Ожил последний советский Ил-22

Александр Савельев 4
06.07.2013.
Ожил последний советский "Ил-22"

"Известия" от 4 июля с.г. сообщили о том, что последний самолет с индексом "СССР" вернули в строй. Корреспондент газеты Алексей Михайлов пишет, что воздушное судно простояло на консервации 23 года и оказалось востребовано только сейчас. Надо думать, что самолеты такие востребованы были, другое дело – не могли наши ВВС их получить из-за катастрофической ситуации с финансированием.

Летающий командный пункт на базе самолета Ил-22, построенного на базе пассажирского Ил-18, стоявший на аэродроме Левашово под Санкт-Петербургом, оставался единственным самолетом ВВС России с бортовым номером Советского Союза, до недавнего времени на его борту еще значилось "СССР-75898", тогда как остальные либо получили номера с индексом RA или RF, либо были утилизованы. Последний советский Ил-22 после восстановления и модернизации вернулся в строй с российским бортовым номером RF-90786. 

По словам корреспондента "Известий", самолет выпустили в 1978 году на московском заводе «Знамя Труда», и до 1990 года он был летающим командным пунктом ВВС СССР. Вместо планового ремонта Ил-22 законсервировали и поставили на хранение на военном аэродроме Левашово.

Как рассказали «Известиям» в ВВС России, самолет будет по прежнему использоваться  как летающий командный пункт. По своим техническим характеристикам и степени износа он еще может эффективно эксплуатироваться.  На нём теперь новая аппаратура связи, бортовые компьютеры для офицеров штаба, у пилотов также новое оборудование со спутниковыми навигаторами ГЛОНАСС. Самый важный апгрейд — цифровая радиоретранслирующая станция, благодаря которой самолет сможет взаимодействовать с автоматизированными системами управления войсками «Заря», «Метроном» «Созвездие-25», рассказал корреспонденту офицер ВВС. 

Сотрудник КБ Ильюшина подтвердил надёжность самолета: ресурс у Ил-22 очень большой, детали планера скреплены клепками, а не сваркой, поэтому в местах крепления нет усталости металла и коррозии. В Левашово самолет прошёл плановый курс регламентных работ. Все детали своевременно проверялись, неисправности устранялись, так что самолет может прослужить ВВС России еще минимум 10–15 лет.  Это же подтверждают слова директора 20-го авиаремонтного завода Валерия Макаенко, где "реанимировали" Ил-22: борт «СССР-75898» (RF-90786) прошел полную модернизацию и восстановление и готов к эксплуатации.

Уникальные качества Ил-18 послужили тому, что на его базе был создан ряд специальных модификаций, включая и Ил-22. Мне на Ил-18 приходилось летать только пассажиром, и очень мне нравился этот самолет, на мой вкус, самый элегантный в мире. Большая дальность полета позволяла Ил-18 подолгу барражировать над заданным районом, что важно для разведчика, ретранслятора, командного пункта. А благодаря меньшему количеству взлётов и посадок, когда на самолет воздействует наибольшая нагрузка,  у этих машин сохранился и ресурс.

Нынче на интернет-форумах у интересных газетных статей  часто возникает не менее интересное "продолжение". Но тут случай особый: на www.forumavia.ru объявился бывший пилот этого самого Ил-22!

Участник под ником "Пинстр" написал:

- Ребята, это же мой самолет!!! Начинал на нем в Омске, в 1989, в авиации РВСН, в 1994 переведен в ВВС, в "придворный полк" в Левашово. Крайний раз отрывали колеса в 1997 году, так что насчет 23 лет консервации - враньё (надо полагать, корреспондент "Известий" посчитал 23 года с момента крушения СССР). Машина – ласточка, выпуска 1977 года, движки – звери! Сходить в военкомат, что ли, восстановиться?  Был бы жив бортинженер, Миша Гузько - выпили бы сейчас за воскрешение...  В 1997 машина стала на прикол - надо было третий двигатель менять и всю гидравлику. Но не было ни того, ни другого, ни денег. Стоял, сердешный, на земле, время от времени подключали его к наземному питанию и связисты с земли работали. А самолет чрезвычайно летучий и приятный в управлении, даже по сравнению с другими Ил-18. В горизонтальном полёте пилотировать можно было двумя пальцами, как рюмку держать.

Вообще, из всего, на чем приходилось "бороздить просторы Большого театра", 75898 - самая приятная машина (после Ан-2, конечно).

***

Создав Ил-22, советская авиапромышленность блестяще решила сложнейшую задачу. Появление высокоточных оперативно-тактических ядерных ракет увеличило уязвимость штабов и командных пунктов вооруженных сил. Мысль использовать самолет в качестве КП не была новой, но появление такого специализированного аппарата сдерживалось возможностями как создания систем обеспечения, так и грузоподъемностью и продолжительностью полета самолетов. Кандидатура самолета-носителя должна была отвечать жёстким условиям:

• большая продолжительность полета;
• высокая надежность;
• возможность работы на борту большого персонала;
• невысокая требовательность к аэродромам и способность действовать в отрыве от основной базы (автономность);
• простота и низкая стоимость эксплуатации.

Высокая скорость не требовалась. Учитывая просторы страны, самолет должен был иметь дальность 4-5 тыс. км, что согласовывалось с большой продолжительностью полета.

Современник нашего "героя" Ан-12 не имел гермокабины, новый Ил-62 тогда был в процессе доводки, да и требования к аэродромам у него были высокие, а вот Ил-18 подошёл почти по всем параметрам. При этом для адаптации и доработки было избрано не "родное" КБ  Ильюшина (загруженное работой над Ил-76) , а Экспериментальный Машиностроительный Завод (ЭМЗ) под руководством В. М. Мясищева.

По завершении госиспытаний в 1974 г. самолет был принят на вооружение. Потребность в Ил-22 оказалась большой, но в начале 80-х линию их выпуска на "Знамени Труда" пришлось ликвидировать –  завод  должен был резко увеличить выпуск истребителей МиГ-23 и готовиться к переходу на МиГ-29, из ряда управлений "Аэрофлота" были изъяты Ил-18. имевшие хорошее состояние, с небольшим налетом и числом посадок. Их передали в ВВС и перегнали на "Знамя Труда". После доработки планера машины летели в Жуковский на ЭМЗ. и получали там комплект оборудования. До середины 80-х  было выпущено и переоборудовано более 30 Ил-22 и Ил-22М.

Несмотря на то, что некоторые форумчане высказали сомнения насчёт безопасности полётов на восстановленном Ил-22, основной тон дискуссии на форуме был очень благожелательный. А ещё – была обида: на последний МАКС прилетал, да и ещё наверняка прилетит американский "Геркулес" C-130, современник наших Ил-18. Понятно, что это уже совершенно не та машина, что совершила первый полёт аж в 1954 году: другие двигатели, другая авионика. Но основа конструкции прежняя, и проверенная как нельзя лучше - по свидетельству "википедии", было построено свыше 2300 "Геркулесов", и они продолжают строиться. Почему, спрашивается, в России нельзя продолжить строить идеальные для наших сложных условий, но модернизированные  Ил-18 и Ан-24, с новыми движками, с новой авионикой?..

Александр Савельев

На фото: младший "брат-близнец" героя статьи