Все в памяти моей. Гл. 6. Юность. Ч. 1

Светлана Компаниец
               
   Физически   я   развиваюсь   очень   быстро,   повидимому, сказываются  южные  гены  отца,  и  уже  к  тринадцати  годам,  в  шестом  классе,   выгляжу   вполне   сформировавшейся   девушкой  среднего   роста,  с  тоненькой,  маминой, фигуркой,    длинной   шейкой  и  покатыми  плечиками.  Две  каштановые  косы  опускаются  по  спине  чуть  ниже  талии,  кончики  их  завиваются  локонами  и  я  никогда  не  завязываю  их  лентами. На  лбу  волосы  тоже   вьются   локонами,   особенно  в   дождь   или   туман,   что  доставляет  мне  немало  хлопот:  их  надо  постоянно  «зализывать»  и  прятать  в  косы,  так  как  в  школу  являться  с  локонами  нельзя!  Но   волосы   у   меня   непослушные   и   жесткие,   как   проволока,  поэтому  через  некоторое  время  опять  вокруг  лба  торчат  длинные  пружинки,  как  протуберанцы  на  солнце.  Все  бы  ничего,  но  нос  стал   с   горбинкой,     отцовский,    подчеркивая   явное   родство   с  далекими  предками,    когда-то,   очень   давно, бродившими  по  пустыне  в  поисках  Бога  и   земли  обетованной. Но  и  это  еще  не  беда.  Особые   страдания   доставляет  мне    моя   длинная  шея.  Я  умоляю  маму  шить  мне   платья  с  рюшами  до  подбородка, с  высокими  воротниками.  Мы   постоянно  скандалим   по  этому   поводу,    бабушка  сердито  выговаривает:
               
  -  Ты  глупая  и  ничего  не  понимаешь,раньше  девушки  мечтали о  такой  шее,  ее  называли  лебединой!
               
  -  То  ра-аньше, - едва  не  рыдаю  я, -  а  теперь  это  шея  гуси-и-ная!
               
   Однажды   наш   любимый   дядя   Жорж   в   свой   очередной   приезд,  застав  такую  баталию, с  ходу  прочел  отрывок  из своей  ранней  «поэмы»,  посвященной  сестре  Марусе   (тете  Марусе)   во  времена  ее  девичества:
               
          Три  дня  с  портнихой  стычка,               
          А  Маша  слезы  льет:               
          Портниха  по  привычке               
          Заузила  перед… 
               
    Здесь   подразумевался  стремительно  возрастающий  объем  Марусиного  бюста.                Помню,  тогда  же,  в   шестом   классе,   я  танцую  с  девочками  на  каком-то  праздничном  вечере  на  сцене  районного  клуба.   Вижу   в   зале   маму,   она   рядом  с  Павлом  Николаевичем,  председателем  нашего  райисполкома.  Он  что-то  говорит ей  на ухо  и смеется, мама  тоже улыбается  и закрывает  лицо  ладошкой.     А   позже,  дома,   когда   мы   втроем,  –  мама,  бабушка  и   я, -  пьем  чай,  мама  вдруг  говорит  бабушке:
               
   -  Сегодня,  когда  Светка  танцевала  на  сцене,  Павел  Николаевич   сказал:                а  вашей  Светочке  пора  лифчик  носить…
               
      Меня  бросает  в  жар.   Горячая  волна  поднимается  откуда-то  от  пяток,                заливает  лицо  и  шею  и  через  уши  выходит  наружу.   Я   выскакиваю   из-за  стола.  Мама  смеется...               
               
    Но все  это происходит  уже  после  довольно  важного в моей  жизни  события,                повергшего  меня  поначалу  в  страх  и  дикий  ужас.  Дело  вот  в  чем:   в  те  времена  так   называемое   половое   воспитание   молодежи   было  отдано  нашим  народным  образованием  и  таким  же  народным   здравоохранением   главному,   и   тоже    народному   «университету»,  -   улице,   и   каждый   из   нас   обладал   знаниями  в  этой  области  в  той  мере, в какой  соприкасался  с ней, то  есть,  с    улицей.  Дома   у   нас  подобная  тема   никогда   не  обсуждалась.  Может,                считали, что   для   меня   она  преждевременна,  а  скорее  всего,  просто  было  не  до  меня  за повседневными  заботами  и я черпала  познания  из классических   романов    и  шептаний    с  подружками,  которые  знали  столько  же,  сколько  и  я.               
               
   Да   что   говорить, - анатомию  человека  в  старших   классах   мы   изучали    по   учебникам  и  картинкам,  где  половых  признаков  вообще  не  существовало!  Было  какое-то  неопределенное  существо,  безликое  и  бесполое.
               
    И   вот,  когда   мне   только   исполнилось  двенадцать   лет    и  подружки      рядом  со  мной  выглядят  костлявыми  подростками,  а  Лиду  мы  вообще  зовем  воробышком,  со мной  происходит  нечто  странное:   я  обнаруживаю  непорядок  в  своем  белье!
               
    Конечно, о  подобном  мы  говорили  с  девочками  и  были  уверены что  это  бывает,  когда  женщина  ждет  ребенка!  Или  уже  родила  его, - примером  тому  были  наши  мамы  (мы  ведь  тоже    кое-что  подмечали!).   Но   вот   так,   ни   с   того,   ни   с   сего…  Можно  представить, какой  ужас  охватил  меня:  как!  Я  буду  рожать?!  Может,  я  родилась  с  ребеночком  внутри?! Но   ведь   никто   не  поверит  мне,   все   решат,  что  я   ребеночка   «нагуляла»!  Как   можно  "нагулять", я  еще  не соображала, но уже читала «Гулящую»  и по-своему  понимала  ее.               
               
    Мир  померк  вокруг  меня. Погас прекрасный  сентябрьский  день. Я не  видела   золотого  осеннего   сада,   голубого   неба,  пропали  все  запахи  и  звуки.  Я  не  могла  есть,  боялась  двигаться. Как  в  страшном  сне,  охваченная  ужасом,    в  оцепенении  сидела  в  углу  комнаты, сжавшись  в  комок,  делая  вид, что  читаю   книгу…  И  время  от   времени   дергала  вату  из  старого  одеяла  и  бежала  в    туалет  в  конце  сада. Дома  была  со  мной  бабушка  и,  в  конце  концов,  мои  глупость  и  страх  не  остались  незамеченными:
               
  - Светка,  иди  ко  мне! – вдруг  позвала  она  неожиданно  мягким  голосом. -      Надо  поговорить.
               
    Дрожа,  как  собачонка,  я  подошла к ней. Взяв за  обе  руки, она  притянула  меня  к  себе,  зажала   между   колен,  прикрытых   широкой   юбкой, и  спокойно  стала  обьяснять,  что происходит   со  мной. Страх  отступал, становилось  легко  и  мир  светлел  перед  глазами.
               
 -  Теперь  ты  старше  своих  подружек. Девочка  должна радоваться и  гордиться, - она  становится  взрослой,  -  бабушка   впервые    так  ласково  и  так  долго  говорила  со  мной,  в  ее   голосе  я  услышала   сочувствие  и   даже  уважение  ко  мне.
               
    И  на  следующий   день  в  прекрасном   настроении, гордая  и  переполненная  сознанием   своей   исключительности, я  важно  растолковываю  подружкам,  что  и  почему.  Ира  и  Надя  поражены  и   смотрят  на  меня  по-особенному...               
               
               
     В  школе  два  раза  в  месяц  я  рисовала  сатирическую  газету  «Перец».    Рисовала  и  сама  сочиняла  под  рисунками  стишки.  Это   были   картинки  на  шлольные   темы:    кто    опаздывает,   получает  двойки,  курит  или  дурачится  на  уроках. Я оставалась  после  занятий  в  классе   и,  сидя   за   учительским    столом,  занималась  своим  делом.   А   за    моей   спиной   шла  «тусовка», -  оставались  мои  подружки,  ожидая  меня,  оставались  мальчики, которым   просто   хотелось   остаться.  Мальчишки, как  обычно, затевали  борьбу- возню,   задирали      девчонок.  Зинаида  Герасимовна,  наша   классная,   с   нами  не  задерживалась,  зная,  что  ничего  страшного  не  произойдет, так  как  ребята обычно  слушались  меня.
 
  - Светлана,  я  полагаюсь  на  тебя, - говорила  она,  уходя.
               
    Среди  мальчиков  всегда  оставался  и  Виталий  Ш.,  наш  новый  ученик,  он  приехал   из   другого   города.  Как  обычно  –  все  на  новенького!   Я   имею  в  виду  девочек:  внимание   нас  всех  было  обращено   к   нему.  Но   Виталий  был  из  тех  лопухов-мальчишек,  которые   ничего   не   замечают   и  одинаково  ровно  ко всем  относятся.               
   
    В  классе  же   у   нас  почти   всем   мальчикам   нравилась  Люба, -  яркая  блондинка    с   голубыми   глазами,  -  но   никто   из   них   не   смел   даже  приблизиться  к  ней,  не  то,  что  заговорить!  Ведь  в  нее  был  влюблен  сам  Валентин  Акимов,   самый   старший   и   самый  большой  в  классе,  законченный  двоечник  и  прогульщик.  Он,  как   самый   авторитетный,  сидел  со   мной   за   одной    партой,   старательно  списывал  у   меня    контрольные    и   домашние  задания  и,  конечно,    слушался    меня.  Но  за   Любой  ходил  по  пятам,  в  сопровождении  своего   верного   адьютанта  -  Витьки   Пескова,  маленького   и  злобного   парнишки   с  колючими   глазками.  Витька   с   подозрением   щурился                на  всех,  кто  приближался  к  Валентину  или  Любе.
               
    Виталий  в  первый  же  день  спокойно  сел  на  свободное  место  за  партой  возле   Любы,   ничего   не  подозревая,  и  после  уроков  пошел  с  ней  домой, так  как  им  было  по  пути,  не   замечая  идущий   сзади «почетный»  караул  в  лице  Акимова  и  его верного  адьютанта.
               
    На   следующий   день,   когда   я   снова   после   уроков  рисовала  газету  и  Зинаида  Герасимовна  уже  ушла  домой,  мальчишки,  зажав  Виталия  в  угол,  устроили  ему  допрос  с  пристрастием:
         
 -  Нравится   тебе   Любка?  Ну,   скажи!   Скажи!  –  зло  шипел   ему  в  лицо  Витька-адьютант     и   ребята  угрожающе  гудели,   напирая   на  Витьку  сзади.
               
    Растерявшийся  Виталий  выдавил  из  себя:
               
 - Н-нравится… - и  получил  в  ухо.
               
   Скажи  он:  не  нравится, - тоже  получил  бы! Как  она  могла  не  нравиться,  если  в  нее  влюблен  сам  Акимов!

   И  позже, когда  мы  подружились  с  Виталием  и  он  стал четвертым  в  нашей  компании,   мы  умирали  со смеху,  вспоминая   еще   и   еще,  как   выдавливали        из  него  то  признание...               
               
   Слякотная  зима  53-го.  Хмурые,  серые  дни  повисли  густыми  туманами  над  городом.   Изредка  туман  рассеивается  и  тогда  все  вокруг, - деревья, кусты,  пожухлая   трава,   крыши  домов   и  заборы, -  в   пушистом   инее.  По  дороге  в  школу  мы  не  обходим  ни   одно  дерево  или  куст:  снизу  бьем  по  стволу  ногами   и   тогда  белая   снежная  шуба  с   тихим   звоном  окутывает   нас  и  замирает    вдруг,  упав  на  наши  головы  и  плечи,  сверкая  в  волосах  и  на  ресницах,  и  пресно  тает  во  рту,  когда  мы  ловим  ее  языком.
 
   Раскрасневшиеся  и  возбужденные,  мы  потом  долго  не  можем  успокоиться на  уроке.               
               
   Сегодня  же  сыро  и  холодно. Тяжелый,  с  каплями  дождя,  туман   все  ниже  опускается  на  мостовую,  словно   хочет   раздавить   нас   или   растворить  в  себе,  когда  в  утренних  сумерках  мы бредем  по грязи. Уже  кончается  январь,  а  снега  мы  так  еще  и  не   видели. Молчим,  говорить   не  хочется,   слышно  только,  как   чавкает  под   ногами   раскисшая   дорога.  Идем  обычным  путем,  -  мимо  чайной,  универмага,  райкома  партии.  Что-то  там  рано  горит    свет  во  всех  окнах,  стоят  машины,  милиция.  Милиция  у  памятника  Сталину...               
               
   В  школе  узнаем: у  гипсовой  фигуры  Вождя  Народов  отвалилась  одна  рука,  вернее, кисть  руки,  и  теперь  путь  в  светлое  будущее он указывает  культей.  И   самое   главное,  -  отвалившаяся    кисть   исчезла!

   Ищут   виновного. Забрали  Яню,  -  единственный   еврей,  которого  я  видела                у  нас  в  Златополе  с  метлой  и  лопатой.  Над  ним  потешаются,  он  немного  «с  приветом»,  работает  сторожем  и  дворником  в  райкоме.
               
    Вскоре  Яню   отпускают   и  он   ходит   молчаливый  и  грустный, и  уже  не  работает   сторожем   в   райкоме,  а   таскает   на   спине  мешки  с   мукой  в  пекарне.               
               
    Промозглый  март   приносит  и  вовсе  ошеломившее   всех   известие:  Сталин  болен...   Сталин  умер!...
               
    Никто  не   работает,  никто  не  учится,   все  дежурят  у  черных   тарелок  радио,  толпятся  у  столба  с  громкоговорителем  у  чайной...

    Гудки   паровозов   со  станции,   гудят   машины   у  милиции,   у  райкома:    «единственного»    опускают    в   мавзолей,   к    Ленину,   далеко,  в  Москве.  Вся  страна  исходит  истошными,  истеричными  гудками.   Мы,  девочки,  рыдаем.                Плачут  многие  взрослые. И у  всех  на  лице  и  в глазах  тревога: что  теперь?   Как   будем   жить   без  Него?               
               
    Но  жизнь  идет.  Небо  не  упало,  солнце   на   месте,  продолжает   своим    теплом   согревать  иззябшую   за  зиму  землю.   И   все  последующие   события,  потрясающие  страну,  уже  мало  трогают  наши  души. Весна.  Детство  уходит.

    Привет  тебе,  юность!