ЖКХ. Тарифы, старые проблемы, новые идеи

Александр Савельев 4
ЖКХ. Тарифы, старые проблемы, новые идеи

На шесть процентов?..

По данным Росстата, за последние 12 лет цена газа для населения увеличилась в 10 раз, водоснабжения – в 14-16, электроэнергии – в 7,5, а услуг управляющих компаний ЖКХ – в 13-15 раз. Только в прошлом году при инфляции в 6,6% рост тарифов ЖКХ составил 9,4%, а в нынешнем году она вырастет еще в полтора раза.
На модернизацию жилищно-коммунального хозяйства в масштабах России необходимо девять триллионов рублей – три четверти федерального бюджета. Так на Госсовете 31 мая сказал президент РФ. При этом, по словам питерского губернатора Георгия Полтавченко, за услуги ЖКХ население платит ежегодно 1,3 триллиона рублей, тогда как расходы федерального бюджета на ЖКХ снижаются со 157,5 млрд руб на 2013 год до 145,1 млрд в 2014 году и 118 млрд руб в 2015 году. Федеральная власть снимает с себя ответственность за коммуналку и перекладывает её на плечи регионов, муниципалитетов и, в конечном счёте, народа.

Как при этом будет меняться отношение народа к власти, пояснений не требует.
Потому-то президент рьяно пытал участников Госсовета, что делать с жилищно-коммунальным хозяйством? Ответа не получил. А тем временем экономика диктует законы политике: цены на электричество и газ, тарифы на услуги ЖКХ с 1 июля повышаются. Иначе – обескровливание коммунальных предприятий, снижение качества их работы, которым россияне и так недовольны.

Президент строго потребовал, чтобы рост тарифов не превысил шести процентов. Строгость нешуточная: в Мурманске лишился поста министр энергетики и ЖКХ, то же случилось и в Санкт-Петербурге.

Жуковский: власть обращается к народу…

3 июня 2013 года на очередной оперативке глава городской администрации Жуковского Андрей Войтюк строго потребовал от директоров управляющих компаний согласовать новые тарифы с жителями обслуживаемых домов на домовых собраниях и выносить данный вопрос на уровень городской администрации только в случае неразрешенных разногласий между управляющей компанией и жильцами. При этом, если собрания не было, тариф останется прежним: управляющая компания сама его повысить не вправе. "Прошу, сказал мэр, обеспечить проведение собраний собственников жилья. Надеяться, что для собственников мы, городская администрация,  издадим постановление о тарифах, не надо. Только через собрание, или только в случае, если собрание прошло, но не достигнуто взаимопонимание и не было решения".

Реалии ЖКХ: от жилетки рукава

11 июня такое собрание прошло и у нас, в доме №5 по улице Менделеева.  Однако от 39 квартир дома на собрание явилось всего человек десять – понятно, что они были неправомочны принимать решения. Что печально, ибо вопросов у жильцов дома  к управляющей компании в избытке. Председатель домового комитета Геннадий Михальченко рассказал, что в отчетах управляющей компании, которые та по закону обязана представлять жильцам дома, несколько лет подряд указывалось, что она производила промывку бойлера. Правда, бойлера в нашем доме отродясь не бывало: в квартирах индивидуальные газовые колонки. Значился в отчете "Теплоцентрали" и ремонт кровли, огнезащитная пропитка перекрытий. Но только никто из владельцев квартир на верхнем этаже, в частности, автор этих строк, ремонтников не видел и не слышал.

Сам договор с управляющей компанией был подписан несколько лет назад в соответствии с ленинской фразой – по форме всё верно, а по существу издевательство: собрания жильцов не было, однако пара старушек подмахнула протокол о выборе управляющей компании, а тогдашняя муниципальная власть его утвердила. Конечно, и речи не шло о согласовании, как того требует закон, общих позиций договора управления: протокол написан простенько: "выборы управляющей компании такой-то". Сколько потом наш новый председатель ни настаивал на изменении договора управления, чтобы тот дал жильцам хоть какие-то права, это ни к чему не привело. Более того. Когда Геннадий Михальченко таки провёл полномочное собрание жильцов и был избран председателем домового комитета, "Теплоцентраль-ЖКХ" полномочным представителем жильцов его не признала. И сейчас не признаёт, несмотря на все протоколы.

За пять лет управления нашим домом "Теплоцентраль ЖКХ" сделала немного: косметический ремонт двух подъездов, ремонт системы отопления в одном подъезде да ремонт ввода холодной воды с установкой счётчика. Промывку несуществующего бойлера и подобные работы из категории "пошив рукавов от жилетки", как сказано выше, в расчет не берём. 

УК  "самоуправляет"  жильцами?

Вернёмся к последнему "собранию": инициировал его не законный председатель домкома, а пара жильцов до сих пор не приватизированных, то есть, принадлежащих  городской администрации квартир. Последняя, надо полагать, и выдала работникам "Теплоцентрали-ЖКХ" доверенности на проведение собрания. Председатель домового комитета попросил "доверенных лиц" представить документы, в коих детализированы новые тарифы. Оказалось, документы "не готовы". Попросил справку: сколько осталось в доме неприватизированных квартир? может, у городской администрации вообще нет полномочий давать доверенности на проведение собраний? И в том было отказано.

От управляющей компании ООО «Теплоцентраль-ЖКХ» на нём присутствовал помощник генерального директора управляющей компании Николай Анатольевич Ищенко, человек заслуженный, полковник в отставке, как говорят, сотрудничающий с газетой "Жуковские вести". Но на вопросы нашего председателя он ответить ничего не смог.
Приходится думать, именно такое, неправомочное "собрание" управляющей компанией и замышлялось. Дескать, жильцы дома №5 по собственной лени и инертности кворума не обеспечили, а потому УК вправе представить администрации города новые тарифы несогласованными, и мэру придётся утвердить тарифы такими, какие нужны "Теплоцентрали-ЖКХ".

Анализ тарифов: любители против профессионалов?

Но спросим себя: а если бы наше домовое собрание было правомочным и попыталось бы вникнуть в новые тарифы – что бы это изменило? 
Ну, дали бы нам "расчёт": прежние тарифы, помноженные на "президентские" шесть процентов. А насколько обоснованы прежние тарифы? Мы это проанализировать не можем: не специалисты. У нас нет аргументов, позволяющих сказать, что та или иная статья в смете затрат на содержание и ремонт дома завышена.  Есть ли такие аргументы у городской администрации? Сомневаемся. Поэтому с большой долей вероятности мэру придётся утвердить новые тарифы в соответствии с предложениями УК.

Подводим итог сказанному.

1. Жильцы нашего дома (и многих других домов города) крайне неохотно собираются для совместного решения своих же общих проблем и защиты своих же интересов. Это в основном пожилые люди, привыкшие доверять государству и до сих пор не осознавшие, что прежняя государственная контора "Теплоцентраль" давно стала частным предприятием, и обслуживая наш дом, преследует частный интерес: прибыль. Нужное нам качество коммунальных услуг подрядчик будет обеспечивать только под нашим жёстким давлением и контролем. 

2. Не надо думать, что вместо нас, жильцов, управляющую компанию будут эффективно контролировать городские чиновники. Как показывает история, коммунальщики с ними договариваются по-свойски – за счёт населения. И самый честный, самый энергичный мэр с подчинёнными- бюрократами ничего не сделает, если граждане только поддержали его на выборах, а повседневной, активной помощи мэру не оказывают.

3. Анализ обоснованности тарифов на коммунальные услуги, платы за электричество, воду, газ, есть дело профессионалов – независимых аудиторских фирм, которых должна нанимать либо городская администрация, либо коллективы жителей домов. Услуги аудиторов  – вещь недешёвая, но эффект их анализа наверняка перекроет нерациональные затраты, которые каждодневно несут город, его население при оплате услуг управляющих компаний.

4. Нам всем надо думать, как налаживать повседневное взаимодействие с нашим мэром, как помочь ему обеспечить реальный контроль и над муниципальными бюрократами, и над монополистами, навязывающими нам коммунальные услуги. Надо подумать над предложением, которое сделал на Госсовете (или даже раньше) президент России: создавать общественные организации, чьей задачей будет являться как раз контроль за работой жилищно-коммунального комплекса.  В этой связи у нас для мэра есть

вот такое предложение.

Чтобы собрания жильцов заработали, чтобы они стали настоящими союзниками мэра, им нужно на практике увидеть, что они могут реально воздействовать и на управляющие компании, и вообще на городскую бюрократию. Этому поможет пилотный проект.

Его суть: администрация города заключает с домовым комитетом одного из домов (например, нашего) договор софинансирования по принципу: к каждой тысяче рублей, собранных жильцами на ремонт и благоустройство дома и придомовой территории,  город добавляет тысячу или две из своего бюджета. Собрание жильцов через свой домовой комитет само выбирает подрядчика, само контролирует его работу. И контролирует строго, ибо тратит не только казённые, а и свои кровные денежки.

Если подрядчик плохо выполнил ремонт кровли или канализации, претензионно-исковая работа домового комитета поддерживается юристами городской администрации. Она, наряду с жильцами, также контролирует расходование средств, а ещё – консультирует домкомитет, отлаживает всю технологию работы с жильцами.

Точно так же, на условиях софинансирования, можно будет нанять независимую аудиторскую фирму, которая в силах объективно оценить обоснованность тарифов, запрошенных управляющей компанией.

За год, в процессе реализации проекта, будут наработаны приложения, порядки, регламенты взаимодействия домового собрания и города, рожденные живой практической необходимостью, а не канцелярскими умозрениями. Через год в эксперимент можно будет включить ещё 10 домов, но уже на основе управленческо-социальной технологии, созданной и проверенной в  пилотном проекте.  А ещё через год по такой схеме заработает весь город.

Вот это и будет настоящая, прямая демократия, без которой вся нынешняя партийно-парламентарная система воспринимается народом как фикция и поле для махинаций.

Александр Савельев
28.06.2013