Россия в Ле Бурже - радости и огорчения

Александр Савельев 4
24.06.2013. Россия в Ле Бурже. Радости и огорчения

23 июня завершился юбилейный, 50-й международный авиасалон в Ле Бурже. На это крупнейшее мировое авиашоу российская авиационная промышленность послала ряд отличных образцов своего мастерства.  Наиболее ярким из них стал Су-35С, вызвавший, по свидетельству очевидцев, настоящий ажиотаж у зрителей и специалистов. Самолет пилотировал Сергей Богдан, Герой Российской Федерации, заслуженный летчик-испытатель России. Фигуры пилотажа, которые он выполнял на Су-35С, оставили всех в полном изумлении. Как пишет The Wall Street Journal,  именно эта русская машина, а не авиалайнеры Airbus или Boeing Co., вызвала на авиафоруме наибольший интерес. Самолет несет новые системы обороны и ракеты, которые - впервые за много лет в российской авиации - способны конкурировать с западными образцами. Михаил Погосян, глава Объединенной авиастроительной корпорации, отметил, что ОАК намеревается продать сто самолетов Су-35 за пределами России.

Как сказал российский посол во Франции Александр Орлов, на нынешнем салоне наша экспозиция, пожалуй, была наиболее интересной, насыщенной, представительной, передовой с точки зрения технологий. В салоне представили свои последние наработки 46 российских аэрокосмических фирм.  Большой интерес вызвал Ка-52 «Аллигатор», который, как и Су-35С, тоже не имеет  аналогов в мире. Был представлен в Ле Бурже и учебно-боевой Як-130. Несомненно, интерес к этому самолету привлекла неофициальная информация о том, что партию из 36 Як-130 заказала Сирия и даже выдала аванс в размере $100 млн. при общем объёме заказа в $550 млн. Этот самолет идеально подходит для противоповстанческих операций и может хорошо послужить восстановлению порядка и законной власти на всей территории дружественной нам страны.

Наш ближнемагистральный «Сухой Суперджет-100» на Ле Бурже представляла мексиканская авиаомпания Interjet. Она разместила заказ на 20 "Суперджетов". Эта компания выполняет рейсы в 31 аэропорт Мексики, Кубы, Коста-Рики, Гватемалы и США. Она интересна гибридной бизнес-моделью, промежуточной между обычной и бюджетной моделями, для которой "Суперджет" является оптимальной машиной.

В отдельном павильоне был представлен полноразмерный макет кабины экипажа и пассажирского салона самолёта МС-21. Вобрав в себя ряд инноваций, МС-21 позволит сократить на 15% операционные расходы по сравнению с конкурентами.

Существенно, что перечисленные боевые самолеты и вертолёты – не опытные образцы, а машины, которые уже вошли в состав ВВС. Отрадно было узнать, что экспозицию российских ВВС въедливо исследовал министр обороны России Сергей Шойгу. Ныне можно надеяться, что Российская Армия станет основным и самым крупным заказчиком продукции наших авиапромышленных предприятий.

Возможно, я неправ, но меня огорчило заключенное в Ле Бурже соглашение между Уральским заводом гражданской авиации и австрийской компанией «Даймонд Эркрафт Индастриз» о совместной разработке и производстве в России легких многоцелевых самолетов. Самолеты эти, конечно, очень интересны: Вмещая до 19 пассажиров, они смогут обслуживать рейсы протяжённостью 400-1000 километров.  Их планер изготовлен из композитов, а двигатели - дизельные, работающие на авиационном керосине. Такие решения позволят снизить расход топлива в 2,5 раза, сообщил управляющий директор по авиационным проектам «Ростеха» Алексей Федоров. Первый российский легкий многоцелевой самолет нового образца может подняться в небо уже в 2016 г. Дополнительные пункты соглашения предусматривают организацию в России производства дизельных авиадвигателей мощностью от 190 до 600 лошадиных сил, а также легких четырехместных самолетов Diamond DA40 и DA42. Однако понятно, что продолжительное время российское участие в производстве "Даймондов" будет отверточной сборкой. Жалко, что "Даймонды" , перебежали дорогу нашему "Рысачку", прекрасно летавшему на предыдущих МАКСах.

Ещё одна причина для огорчения – экспозиция военно-транспортного самолета  "Аэробус А-400", сделанного на базе хорошо знакомого жуковчанам украинского Ан-70. Это, увы, не наша победа. Никак не получается у нас с Украиной эффективного сотрудничества в производстве Ан-70, а ведь до 70% комплектующих для этого самолета должно было производиться на российских заводах.

И возможно, самое большое огорчение состоит в том, что поражая мир совершенством боевой авиатехники и мастерством лётчиков-испытателей, Россия весьма скромно выглядит по основному параметру успешности участия в авиасалонах: объему контрактов на производство и поставку авиатехники. В этой связи как не вспомнить вопрос китайского экономиста Юй Юндина, заданный российским чиновникам на ежегодном Петербургском экономическом форуме:  "Где ваша промышленность? Вы можете производить прекрасные реактивные истребители, но что еще?.."

Хочется надеяться, что проект "Суперджет" даст российскому авиапрому крайне необходимый опыт организации мировых продаж и послепродажного обслуживания авиационной техники, который затем будет использован для продвижения наших гражданских самолетов на международном рынке. 
***
Теперь ждём гостей на МАКСе-2013.
Александр Савельев