Победа? Пока Золушка...

Игорь Англер
"Боинг-737" наконец разорвал толстую, сочащуюся холодным дождем, вату низких облаков, накрывших аэропорт "Внуково". Лайнер в симпатичной бело-голубой раскраске, выпустив шасси и открыв закрылки, начал заходить на посадку. Это возвращался рейс "DP-828", завершавший один из первых полетов российской авиакомпании "Победа" из Пафоса. Самолет аккуратно коснулся взлетно-посадочной полосы сначала задними шасси и потом очень осторожно, будто опасаясь расплескать шампанское в воображаемом бокале несуществующего бизнес-класса, передним колесом и через несколько секунд мягко катил по мокрому после дождя бетону.

Ну, что ж, "дочка" сохранила фирменный почерк "Аэрофлота" при посадке, который всегда отличал наших пилотов от безбашенных отставных военных летчиков из авиакомпании "Люфтганза".

Адвокат Тараканов, возвращаясь с женой из короткого отпуска на Кипре, решил протестировать новую авиакомпанию, которая восстановила его любимый маршрут "Внуково-Пафос-Внуково", и сравнить ее с… А сравнить ее можно со многими другими недорогими и доступными авиакомпаниями-лоукостерами. По делам своих клиентов ему приходится летать по несколько раз в месяц и не только бизнес-классом люксовых "Сингапурских авиалиний" или роскошных "Эмирейтс". Дела у клиентов находятся иногда в местах, куда летают только самолеты низкобюджетных авиакомпаний. В общем, сравнить "Победу" у него было с чем, включая экзотическую Meridiana со смешным позывным "I-SMEL".

В смешанных чувствах супруги покидали чистый и уютный салон "Боинга". К радости возвращения на родину и удачного, даже эстетского, приземления примешивалось не только привычное разочарование холодной и дождливой погодой, но и неоднозначные впечатления от обслуживания в полете.

- Они бы еще ввели плату за вызов стюардессы и нажатие кнопки салонного освещения! - немного раздраженно сказал Игорь Юле, садясь на длинное переднее кресло внуковского автобуса.

- Нет, ты представь: кипяток у них есть, а пакетиков с чаем или растворимым кофе за плату нет! Я что, должна теперь, как в поезд, брать с собой чай и в самолет? - удивлялась она, большая любительница и коллекционер чаев.

- А это одевание и раздевание пассажиров на посадке! За полиэтиленовый пакет с верхней одеждой нужно доплатить 700 рублей!

- Ну хорошо сейчас июнь, и можно, несмотря на жару, накинуть легкую летнюю куртку на себя в аэропорту и потом, уже в самолете, сразу снять ее. А что будет осенью или зимой, когда русские туристы повезут с собой зимнюю одежду? И они будут с детьми!

- Нет, понятно, за пакеты с товарами дьюти-фри все авиакомпании берут дополнительную плату! Лоукостер есть лоукостер! Но почему при этом "Победа" разрешает бесплатный провоз портпледа для костюмов? Интересно, а те, кто готовил "Победе" финансовую модель и меню платных и бесплатных услуг, в курсе, что портпледики бывают очень даже приличных размеров?

- А как тебе пассажирская очередь за водой к стюарду? Лень им что ли прокатить тележку раз в 30 минут и предложить пассажирам, за деньги кстати, бутерброды и напитки?

- Неужели они так экономят на горючем, что из-за веса не берут в полет тележку и продукты? Неужели они не хотят зарабатывать, как все лоукостеры, на том, что на самом деле ничего не стоит - на услугах?

- А на фига "Победе" какая-то ЕБИТДА? Ее билет при оплате 20 кг багажа и ручной клади обойдется почти в ту же цену, что и билет "Аэрофлота" из Шереметьева в Ларнаку. Прекрасный маркетинговый трюк! Молодцы! Экономить и работать головой не надо! И с какой стати лоукостер, если цена билета почти равна "аэрофлотовской"?

- Да-да, вот стюард и проспал полтора часа, уткнувшись в бесполезную теперь сервировочную полку, пока его не разбудила какая-то бабушка, пришедшая за водой ребенку.

Тараканов так возбужденно обсуждал с женой прошедший полет, что, раздосадованный очередной российской инновационной находкой, не сразу заметил милую соседку справа - очаровательную загорелую девчушку, державшую в руках мягкую игрушку хомячка.

- Привет! А разве хомякам можно летать без клетки? - решил поднять себе настроение Тараканов разговором с ребенком.

- Это игрушка!

- Но у него, наверняка, есть имя?

- Цветик.

"Я - поэт! Зовусь я Цветик!" - что-то из его детства промелькнуло в голове адвоката, но сказал он: "Раз есть имя, значит у него должен быть билет! Сколько ты заплатила за хомяка?"

- Ну, нет же, дядя, ему не нужен билет! У него есть имя, потому что это моя любимая игрушка!

К этому разговору двух случайных попутчиков с интересом и улыбками прислушивались еще двое: пожилая женщина, сидевшая дальше справа от девочки, видимо ее бабушка, и стоявший рядом молодой человек - ее старший брат.   

- А еще у меня есть собака!

- То же плюшевая?

- Нет, она ж-ж-живая! - смешно картавила кудрявая белокурая малышка. 

- Здорово! А какая порода?

- Она… - девочка забавно сморщила свой смешной, с небольшой царапиной, носик, вспоминая название породы еще одного своего любимца, который скучал по маленькой хозяйке где-нибудь на подмосковной даче, - она - нью-йоркская! Вот она какая у меня!

- Наверное, это йоркширский терьер? А что он любит?

- Он любит вечность, -  медленно растягивая слова, тихо ответил ребенок.

"Неожиданный поворот!" - удивился про себя Тараканов, а вслух спросил: "Видно мама вам обоим читала "Снежную Королеву". Ты знаешь такую сказку?"

Маленькая блондинка тряхнула своими кудряшками. Читала.

- Какой у тебя загар! Мама будет завидовать, наверное!

- Я нос поцарапала. Плохо теперь в зеркале смотрится! - по-взрослому оценила она свои шансы на семейном подиуме.

- Как же так получилось?

- Колесо ремонтировала, - ответила девочка, недовольно посмотрев на старшего брата, -А еще у меня есть Мэри. Она со мной говорит по-английски.

- Very good! Well, how old are you? - нетактично уточнил у своей собеседницы ее возраст Тараканов, перейдя на английский.

Она сначала показала на ладошке пять, а потом, подумав и загнув лишний, четыре пальчика.

Бабушка: "Скажи словами."

- Four.

- Ok, do you go to a kindergarten?

- No.

- Ah?

- А еще я говорю на итальянском! - похвастал домашний ребенок.

- E vero? Come ti chiama?- как бы не поверив, Тараканов перешел на свой ломаный итальянский, вспомнив, что они до сих пор не познакомились.

- Liza!

- Come va, Liza?

- Tutto bene! - снова поддержала разговор на итальянском в верном направлении она, ответив, что у нее все отлично.

- Ti piace mare?

- Molte! - подтвердил ребенок свою естественную любовь к теплому, ласковому и доброму, как мама, морю.

- Хороший у тебя хомячок, все-таки!

- А у Вас есть дети?

- Даня! Я даже хотел купить ему модель "Победы" - он собирает самолеты авиакомпаний, которыми летал. Вот, например, недавно он купил модель "Transavia". Знаешь, почему?

- Ну, он же собирает самолетики!

- Конечно, но еще мы впервые в жизни летели на лайнере, которым управляла пилот-женщина! Ты хочешь стать летчицей и летать на своем самолете?

- Не знаю! - удивленно ответил ребенок.

- Вот я и не знаю, почему я не смог купить подарок своему сыну.

Вот такие пассажиры у тебя, первый российский лоукостер "Победа"!

Вот такая ты авиакомпания "Победа" - сплошь сотканный из противоречий новичок среди старожилов низкобюджетных пассажирских авиаперевозок. 

У тебя красивые самолеты, но их модели не могут купить дети, коллекционирующие историю своих полетов в небе.

У тебя классные летчики, но они не выходят в салон поприветствовать своих первых пассажиров и получить от них заслуженные комплименты за мастерскую мягкую посадку. Дверь в кабину пилотов закрыта наглухо, только на багажной полке над первым рядом пылится твоя фирменная фуражка!

Твои новые пассажиры не ругаются матом, а к четырем годам говорят уже на двух иностранных языках. Но ты бестактно заставляешь их одеваться-раздеваться на стойке посадочного контроля! 

У тебя на борту есть кипяток, но нет чая и растворимого кофе. И тележку с платными бутербродами и напитками тебе влом таскать по салону. Зато твой стюард проспал половину полета, уткнувшись башкой в полку. А зачем торговать и работать, если за пронос еды на борт взимается дополнительная плата?

Твои пассажиры уже не пьют втихаря виски в бутылках из-под "Пепси-колы", но, наверное, им уже можно предложить за плату бокал простенького сухого вина, чтобы снять небольшое волнение от турбулентности.

У тебя есть честолюбивые амбиции, но нет элементарных услуг, которые ничего не стоят, но на которых можно достойно заработать. Неужели это обычные русские понты или пренебрежение честными доходами перед легкими деньгами от лукавого маркетинга?

Ты, наверное, пока стесняешься своего низкобюджетного статуса? Не переживай! Ничего плохого в такой скромности нет! Помни, что бабушки и дедушки смогут позволить летать с внуками на каникулы к морю круглый год, а ты честно зарабатывать, если только приложишь немного ума к своей финансовой модели и проявишь уважение к своим клиентам!

Вот мой сын, Данька, коллекционирует, как и весь летающий мир, модели самолетов, и он не стесняется, что летал Ryaniar, Transavia, Jet Airways или MyAustrian, чьи недорогие модели 1:200 стоят на полках в его комнате на память. А вспомнить, поверьте, ему есть что! Вот, самолет "Transavia" рейса Амстердам - Пафос вела девушка, а первый пилот "Ryaniar" рейса Рим - Пафос даже разрешил обалдевшему от счастья мальчишке сфотографироваться за командирским штурвалом!

Лоукостер, говорите? Низкобюджетная авиакомпания, говорите? Бензин нужно экономить на полетном весе? Правильно. Все так делают.

Но Ваши конкуренты делают value added (деньги и репутацию) на ничего не стоящих, но так много значащих для их клиентов услугах, и проявляют к ним некоторое уважение, не держа их за дураков!

Победа, говорите?

Ну, не знаю, может быть будет в уже приличной коллекции моего сына и "Победа" когда-нибудь.

"Победа" называется? Нет, Золушка, и немного странная какая-то!

И Тараканов выключил свой смартфон с путевыми заметками о непутевой пока молодой российской авиакомпании.

********

Рейс DP 828 Пафос (Кипр) - Москва (Внуково)
Место 2Е
12 июня 2016 года
Пен-клуб "Лит-ра" (ударение по настроению) ©
Из записок бизнес-класса